Я в новом странствовал миру... Руми

Список разделов Прочее Свои темы

Описание: Раздел, аналогичный разделу Беседка, в котором автор созданной темы автоматически назначается Куратором темы, имеющим право удалять сообщения, а также закрывать и открывать свои темы.
Просьба к авторам тем: не злоупотреблять этими правами.
Внимание! Раздел будет очищаться от тем, в которых нет ответов в течение более чем 4 месяцев.

#1 архаи » Ср, 29 августа 2012, 20:18

О, чьей же милостью благой отплыл я в странствия душой, утратив прошлый облик свой, и став… сияющей луной!

Спойлер
Изображение

Неудивительно, что душа не помнит свой исконный дом,
Свое первозданное жилище и место своего рождения,
Ведь мирской сон скрывает ее,
как облака прячут звезды.
Она прошла через столько городов,
И пыль не сметена с ее восприятия.
Она не потрудилась,
Чтобы очистить сердце и внимать прошедшему,
Дабы сердце могло одним глазком
увидеть сквозь отверстие
Таинства и узреть раскрытыми глазами собственное начало.
Последний раз редактировалось архаи Пт, 6 октября 2017, 13:32, всего редактировалось 7 раз(а).
архаи
Автор темы


#41 архаи » Вт, 25 сентября 2012, 14:23

Многознайки обгоняют других в постижении форм, но отстают в схватывании смысла...
Нужно такое знание, коего корень лежал бы по ту сторону - ведь любая ветвь ведет к своему корню.
Не всякая птица перенесет тебя через просторы океана: к Нему ведет только то знание, которое проистекает прямо от Него (М, 3, 1117, 24-25).

Прилежание и учение в этом мире дают телесное знание; после смерти человек получает религиозное знание. Постигший истину "Я есмь Бог" обладает телесным знанием; воплотивший истину "Я есмь Бог" обладает религиозным знанием. Кто видит свет лампы или костра, тому дано телесное знание; религиозное знание дано тому, кого проглотил светозарный огонь светильника. Всякое видение принадлежит религиозному знанию, чистое знание относится к телесному знанию (Ф, 228/235).

Люди, с прилежанием отдавшиеся изучению наук, воображают, что, придя сюда, оставят за порогом все 50 свое знание. Напротив, только здесь все их знания обретут дух. Все знания подобны нарисованным образам. Обрести дух для них - то же, что для бездыханного тела стать одушевленным. Корень всех знаний лежит Там, просто они перенесены в мир звуков и букв оттуда, где нет ни букв, ни звуков (Ф, 156/163-164).
Изображение
Последний раз редактировалось архаи Пн, 1 октября 2012, 15:44, всего редактировалось 1 раз.
архаи
Автор темы

#42 архаи » Вт, 25 сентября 2012, 14:27

Внешняя форма - и мира в целом, и любой его части - выявляет скрытый смысл. Форма человека не является исключением.
Знай, что твоя форма - шатер, а твой смысл - кочевник; твой смысл - капитан, а форма - его корабль (М, 3, 529-530).

Если бы человеком тебя делала форма, между Мухаммедом и Абу Джахлем не было бы никакой разницы. Настенная фреска так похожа на человека. Взгляни на эту форму! Чего ей не хватает? Этой прекрасной фреске не хватает духа. Так отправляйся на поиски сей драгоценной жемчужины! (М, 1, 1019-21). В одном из известных коранических аятов говорится: "Они спрашивают тебя, [Мухаммед], о духе. Скажи: дух от повеления Господа моего; и знание о нем дается вам только в малой мере" (К, 17:85).

Из "Скажи: дух от повеления Господа моего" следует, что словам не дано постичь дух (Д, 21284). Ничто в обильных владениях Бога на небесах и на земле не скрыто так, как скрыт дух человека. Бог открыл все, что есть свежего и сухого (см.: К, 6:59), но наложил печать тайны на дух, сказав "от повеления Господа моего" (М, 6, 2877-78).51
Дух скрыт, ибо он "от повеления Господа моего". Что ни скажу о нем, все будет противоречиво (М, 6, 3310).
Изображение
Последний раз редактировалось архаи Пн, 1 октября 2012, 15:49, всего редактировалось 1 раз.
архаи
Автор темы

#43 архаи » Вт, 25 сентября 2012, 14:32

Тело движется благодаря духу, но ты не видишь его. Так познай дух по движению тела! (М, 4, 155).
Пока дух не придет в движение, несчастное тело пребудет недвижимо: если лошадь стоит, то и поклажа остается на месте (Д, 14355).
Знай, что дух - это океан, а тело - его пена (Д, 33178). Дух подобен соколу, а тело - путам: о несчастное создание, ты стреножено, твои крылья подрезаны! (М,5, 2280).

Разве не благодаря светозарному духу ожили тела - эти кучи земного праха? О великолепный сиятельный свет! О животворящее Солнце! (Д, 35280).
Мир - океан, твое тело - кит, а дух - Иона во чреве его, лишенный счастья видеть рассвет (М, 2, 340).
Тело выставляет себя напоказ, бахвалясь прелестью и красотой; дух скрывает свое великолепие, сложив крылья. 52
Изображение
Последний раз редактировалось архаи Пн, 1 октября 2012, 15:55, всего редактировалось 1 раз.
архаи
Автор темы

#44 архаи » Вт, 25 сентября 2012, 14:50

Изображение
архаи
Автор темы

#45 архаи » Вт, 25 сентября 2012, 14:51

Изображение
архаи
Автор темы

#46 архаи » Чт, 27 сентября 2012, 22:53

Любая боль несет в себе и исцеленье.
Задай труднейший из вопросов! и смотри...
Ответ прекрасный возродится изнутри!
Построй корабль... и Океан придет в мгновенье!
Изображение
архаи
Автор темы

#47 архаи » Чт, 27 сентября 2012, 23:10

Изображение
архаи
Автор темы

#48 архаи » Пт, 28 сентября 2012, 19:11

Философ - что раб восприятья ума.
Его интеллект - шелуха... пыль сама…
Чернит письменами он белы листы,
Не зная реальности Света черты...

Святой человек чист иной глубиной,
Нектар интеллектов Живою водой
Питает его, наполняя весь мир
Сиянием сердца, звучанием лир!
Изображение
архаи
Автор темы

#49 архаи » Сб, 29 сентября 2012, 14:49

Как показывает опыт, дух - не что иное, как сознание. Обладающий большим сознанием обладает большим духом. Наш дух больше духа животных. Почему? Потому что он обладает большим сознанием. В таком случае дух ангелов выше нашего, ибо он оставляет позади восприятие чувств. И тогда дух святых - Обладателей Сердец - еще выше.
Гони прочь изумление Вот почему ангелы преклонились пред Адамом (К, 2:34):его дух превосходил их бытие.

Подумай: ведь неправильно поступил бы тот, кто приказал бы высшему склониться перед низшим.Разве Божественная Справедливость и Доброта позволила бы розе преклониться пред колючкой?Когда дух обретает величие и освобождается от всех преград, духи всех вещей становятся покорны ему (М, 2, 3326-33),
Изображение
архаи
Автор темы

#50 архаи » Сб, 29 сентября 2012, 15:02

О сотворении Адама Бог сообщил ангелам в таких словах: "Я поставлю на земле наместника" (К, 2:30); а Пророк сказал: "Бог сотворил Адама по Своему подобию". По Собственному подобию сотворил нас Бог: каков Он, такими же были сделаны и мы (М, 4, 1194).

Всепрощающий Бог предвечно возжелал открыть и явить Себя - такова была воля Его. Но все открывается лишь вкупе со своей противоположностью, a у бесподобного Царя нет никакой противоположности. Поэтому наместника своего, Обладателя Сердца, сделал Он зерцалом Своей Царственности.

Затем даровал Он ему безграничную чистоту, а противоположность ему произвел из тьмы. И сотворил Он два флага, белый и черный,- Адама и сатану. И тогда те брань и битва, что должны были состояться, начались. Точно так же во втором цикле был Авель, и чистому свету его противоположность - Каин...
Так цикл за циклом, поколение за поколением ведут свою битву два лагеря (М, 6, 2151-57, 62).
Изображение
архаи
Автор темы

#51 архаи » Сб, 29 сентября 2012, 15:31

4. НИСХОЖДЕНИЕ И ВОСХОЖДЕНИЕ ДУХА
Руми придерживается традиционной исламской космологии, которая хорошо согласовывалась как с его наблюдениями над физическими явлениями, так и с мистическим опытом, а помимо того, представляла собой прекрасное средство символического изложения метафизики. Согласно этому космологическому учению, мир состоит из девяти концентрических сфер, окружающих центральное тело - землю. Эти сферы можно "видеть", наблюдая за ночным небом и движением планет. Что более важно, восходящие сферы соответствуют восходящим ступеням духовного совершенствования. Сам Пророк использовал традиционное представление о концентрических небесных сферах, описывая начальный этап своего путешествия к Богу (ми'радж).
Последний раз редактировалось архаи Пн, 30 декабря 2013, 21:45, всего редактировалось 2 раз(а).
архаи
Автор темы

#52 архаи » Сб, 29 сентября 2012, 15:34

Мы уже говорили об иерархической структуре действительности, в которой за физическим (видимым) миром следует духовный, а за ним - Бог. Однако эти три уровня - лишь приблизительный набросок, тогда как практически все суфии пользуются гораздо более утонченными схемами. Согласно Пророку, человек отделен от Бога семьюстами или семьюдесятью тысячами покрывал, сотканных из света и тьмы, которые в суфийской интерпретации обычно означают ступени бытия. Руми упоминает о восемнадцати тысячах миров, которые, по-видимому, расположены на одном уровне бытия, хотя вместе с тем это может означать и существование вертикальной иерархии. Кроме того, он говорит о ста тысячах ступеней духа, которые, без сомнения, расположены в восходящем порядке.
Изображение
Последний раз редактировалось архаи Чт, 4 октября 2012, 18:51, всего редактировалось 1 раз.
архаи
Автор темы

#53 архаи » Сб, 29 сентября 2012, 15:36

Дух способен вознестись на небо только потому, что небо изначально было его обителью. Стадии порождения духа - те же, что и стадии его нисхождения. Поэтому между следующими строфами существует определенная связь:

Вот какие соблазны совлекли нас в сей эфемерный мир из Града Духа чрез сто тысяч. ступеней пути (Д, 2217).
В ночь восхождения (ми'радж), лишенный своего "я", Пророк преодолел путь, измеряемый ста тысячами лет (Д, 31027).

Хотя разные школы исламской мысли описывают структуру Вселенной в разных терминах, между ними нет принципиальных расхождений. Руми, не обсуждая этот вопрос как таковой, неоднократно затрагивает его вскользь. В целом из его замечаний можно составить следующую картину. Наиболее удаленной от нас частью видимого мира является девятая, лишенная звезд небесная сфера, называемая иногда "Божественным Престолом" ('арш). За видимым миром располагается мир духовный, или мир приказания. Далее (по нисходящей) расположены следующие сферы: неподвижных звезд (которую иногда называют "Божественным Троном" - курси) (8), Сатурна (7), Юпитepa (6), Марса (5), Солнца (4), .Венеры (3), Меркурия (2) и Луны (1).
Последний раз редактировалось архаи Пн, 30 декабря 2013, 21:45, всего редактировалось 2 раз(а).
архаи
Автор темы

#54 архаи » Сб, 29 сентября 2012, 15:47

Хотя об этих девяти сферах говорится, что они относятся к видимому миру, в действительности это означает только то, что видимые небеса являются внешним проявлением градаций духа в мире приказания.
Не приняв такого допущения, мы вряд ли сможем объяснить, почему небесные сферы населены духовными существами (ангелами) и почему о каждой из них Пророк говорил как об "обиталище" того или иного пророка. Основываясь на этом, персидские поэты обычно помещают, например, Иисуса в четвертой сфере, хотя очевидно, что столь видный обладатель духа святости должен обитать в духовном мире.

Изображение
Последний раз редактировалось архаи Чт, 4 октября 2012, 18:55, всего редактировалось 1 раз.
архаи
Автор темы

#55 архаи » Сб, 29 сентября 2012, 15:50

Обнаружив лестницу Божественного света, Иисус поспешил на вершину четвертой сферы (М, 2, 920).

Вознесшись на четвертое небо, нуждается ли Иисус в Церкви? (Д, 1283).

Я не привязан к сему дому: мой дом, как и дом Иисуса,- на четвертом небе (Д, 18388).

Теперь же позволь мне воссесть с Иисусом на четвертом небе! (М. I, 649).

Мухаммед возвратился, совершив ми'радж! Иисус к нам прибыл, сойдя с четвертой сферы! (Д, 3685).
Последний раз редактировалось архаи Пн, 30 декабря 2013, 21:47, всего редактировалось 2 раз(а).
архаи
Автор темы

#56 архаи » Сб, 29 сентября 2012, 19:15

Дух человека содержит неисчислимые возможности внешнего проявления, он может отбрасывать бесчисленное множество теней, или форм. Поскольку Адам был "научен всем именам", смысл всех вещей заключен в человеческом духе. Каждый такой смысл может обрести внешнее проявление в соответствующей форме. Но проявление происходит не беспорядочно. Скорее следует говорить о такой последовательности проявления онтологических возможностей, которая в этом мире принимает вид временного чередования форм. Эти формы суть различные уровни проявления и внешнего, явленного, бытия духа, по которым он "путешествует". При этом в действительности дух остается на собственном уровне бытия, тогда как нисходят и восходят его формы.
Изображение
Последний раз редактировалось архаи Чт, 4 октября 2012, 19:03, всего редактировалось 1 раз.
архаи
Автор темы

#57 архаи » Вс, 30 сентября 2012, 20:05

Вступив на путь духовного совершенствования, человек постепенно обретает способность освободить свой ДУХ от оков эго. Таким образом, дух начинает приобретать знание, мудрость и "красоту" (этическое совершенство. - Перев.), т.е. подлинно человеческие добродетели. Миновав уровни человеческого и ангельского духов, он может достичь уровня духа святости. Символически это восхождение изображается в виде небесной лестницы, т.е. того самого пути, который дух уже преодолел в своем нисхождении. Согласно исламским космологическим представлениям, на седьмом небе, непосредственно под Божественным Троном, располагается Лотус Дальнего Предела, выше которого Гавриил не смог подняться во время мираджа Пророка и который символизирует высший предел для ангельских духов. Говоря о "крыше небес", Руми имеет ввиду именно этот или более высокий уровень.
Последний раз редактировалось архаи Пн, 30 декабря 2013, 21:47, всего редактировалось 2 раз(а).
архаи
Автор темы

#58 архаи » Пн, 1 октября 2012, 21:08

Изображение
Последний раз редактировалось архаи Вс, 6 июля 2014, 21:54, всего редактировалось 1 раз.
архаи
Автор темы

#59 архаи » Пн, 1 октября 2012, 21:10

За единую ночь Луна преодолевает все созвездия Зодиака. Почему же ты отрицаешь мирадж?
Эта чудная жемчужина (Пророк) - как сотня Лун: одно движение его руки - и Луна раскололась надвое.
Разделив Луну надвое, он явил чудо, которое мы нашим слабым чувством способны воспринять.
Однако поистине за пределами небесных сфер и звезд лежит поприще пророков и посланников.
Оставь позади круговращающиеся сферы, и ты узришь воочию их дела (M, 6, 3444-48).

Оку сердца ведомо, что зрило оно благодаря Ему - свет и милость вплоть до седьмого неба.
Ибо что суть семь небес для сего ока? Не более, чем семь ступенек лестницы (Д, 21214-15).

Все тварное бытие - лишь опьянение сердца, игрушка в его руках, В два шага сердце преодолеет девять небесных сфер (Д, 14134).
Изображение
Последний раз редактировалось архаи Чт, 4 октября 2012, 19:07, всего редактировалось 1 раз.
архаи
Автор темы

#60 архаи » Чт, 4 октября 2012, 18:43

Изображение
архаи
Автор темы

Пред.След.

Вернуться в Свои темы

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 4 гостя