Днем рождения Шерлока Холмса считается 6 января 1854 года (хотя напрямую об этом не говорится ни в одной книге))))))
Точный адрес сыщика — Лондон, Бейкер-стрит, дом 221б. (Во времена Конан Дойля дома с таким адресом на улице не было, она заканчивалась на номере 100. Дом 221б построили позже, и сейчас там находится Музей Холмса.
В музее играет музыка Владимира Дашкевича из советских «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона»)))))))
Холмс — холостяк и самопровозглашенный женоненавистник.
(Что-то похожее на флирт у него было только со злодейкой Ирен Адлер в рассказе «Скандал в Богемии»)
В трех рассказах Конан Дойля упоминается Майкрофт Холмс, старший брат сыщика, работающий в британском МИДе. Другой родни у героя нет.
Конан Дойль сознательно умалчивал о юности Холмса, поэтому спродюсированный Спилбергом фильм «Молодой Шерлок Холмс» (1985) в определенных кругах считается еретическим.
Холмс уверяет, что владеет приемами японской борьбы барицу — абсолютно вымышленной (в отличие от японской борьбы бартицу).
Холмс ни разу не фотографирует место преступления, хотя в викторианской Англии это было обычной полицейской практикой.
Телефон у Холмса появляется в 1888 году, всего через десять лет после его изобретения Александром Беллом.
Конан Дойль сначала придумывал разгадку, а уже потом накручивал вокруг нее преступление, то есть использовал индуктивный метод.
Одежда Ш.ХОхотничье кепи, без которого трудно представить себе Шерлока Холмса, ни словом не упоминается ни в одной книге Конан Дойля. Это самодеятельность иллюстратора первых изданий Сиднея Пэджета.
Плащ с пелериной, который Холмс носит в большинстве экранизаций, на самом деле предназначался для загородных прогулок. Это как в наши дни ходить на деловые встречи в лыжном комбинезоне.
У Холмса было не менее полудюжины домашних халатов.
Известны цвета трех из них: светло-серый, темно-серый и фиолетовый.
Устав от героя, Конан Дойль убил его в «Последнем деле Холмса» (1883), чтобы освободить себе время для написания исторических романов.
После восьми лет непрекращавшейся истерики читающей публики по всему миру Холмса пришлось вернуть в «Собаке Баскервилей» (1901).
Есть версия, что продолжить цикл о Холмсе Конан Дойля убедил лично король Англии. Всего Конан Дойль написал 4 повести и 56 рассказов о Холмсе.
Своим любимым текстом про суперсыщика Конан Дойль неизменно называл «Пеструю ленту».
Во всех канонических повестях и рассказах повествование ведется от лица Ватсона. Только в двух — от лица Холмса. Еще два рассказа написаны от третьего лица.
ВатсонНи в одном романе Конан Дойля Холмс не говорит фразу «Элементарно, Ватсон». Она появилась в первой звуковой экранизации.
Прототипом доктора Ватсона был реальный доктор Ватсон, живший на Бейкер-стрит. У него Конан Дойль лечил зубы.
Если судить по каноническим текстам, Ватсон трижды был женат, но так и остался бездетным. Для викторианский Англии, где в семьях было по 6–8 детей, это нонсенс. Серьезные литературоведы считают, что доктор страдал бесплодием. Впрочем, дети Ватсона могли умереть при рождении: до начала XX века акушерства как такового в Англии не существовало.
Вполне академическое издание «Оксфордский словарь афоризмов» содержит 40 цитат из доктора Ватсона.
14 октября 1892 года Артур Конан Дойль опубликовал книгу «Приключения Шерлока Холмса». И началось…
В разное время повести и рассказы о Холмсе писали сын Конан Дойля Адриан, Нил Гейман, Марк Твен, Стивен Кинг и президент США Франклин Рузвельт.
Фанатеем 1. В начале XX века криминальная полиция Египта ввела произведения Конан Дойля в обязательную программу экзамена для следователей.
2.Самый многочисленный официальный фан-клуб Sherlock Holmes Society открылся в 1934 году и с перерывами функционирует по сей день.
3.В начале 90-х на Урале открылось «Уральское холмсианское общество» (УХО), которое несколько лет выпускало первую (и последнюю) газету о своих героях — «Элементарно, Ватсон!».
4. В апреле 2007 года в Москве на Смоленской набережной открылся памятник Холмсу и Ватсону. Он до сих пор там стоит.
5. В 2007 году в Новой Зеландии отчеканен тираж памятных двухдолларовых монет с портретом Шерлока Холмса (в исполнении Ливанова)! Если сильно постараться, их можно найти в некоторых отделениях Сбербанка.
6.В 2006 году Василий Ливанов получил орден Британской империи за создание экранного образа Шерлока Холмса.
7. В 2002 году Шерлока Холмса приняли в почетные члены Королевского общества химиков. Никакой другой вымышленный персонаж такой чести никогда удостоен не был!
8.Продюсеры сериала «Доктор Хаус» много раз говорили, что построили образ главного героя на чертах характера понятно какого сыщика.
9.В 1953 году в Лондоне не без успеха прошел балет о Шерлоке Холмсе под названием «Великий детектив».
10. Джон Клиз написал сценарий и снялся в главной роли в дикой пародии «Дело о конце цивилизации в ее привычном виде» (1967). Там внук Холмса охотится за потомком Мориарти.
11.В 1983 году в лондонском Cambridge Theatre состоялась премьера мюзикла «Шерлок Холмс». Зрелище было таким диким, что постановку отменили после первого же спектакля.
Интерьер дома на Бейкер-стрит в детективном боевике Гая Ричи "Шерлок Холмс", позаимствован из «Гарри Поттера». Точнее, из жилища Сириуса Блэка.
В 1916 году Конан Дойль водил Корнея Чуковского и Алексея Толстого, приехавших в Лондон по писательским делам, на экскурсию по холмсовским местам.
Корней Чуковский, редактировавший большинство канонических русских переводов произведений о Холмсе, отзывался о них как о «полубездарной пустяковине».
Бернард Шоу называл Холмса «наркоманом, не имеющим ни одной положительной черты характера».
Добавлено спустя 1 день:Щикарная рецензия на фильм:
«Шерлок в России»: Мир дикого северо-западаПожалуй, самое неблагодарное в современной России дело – экранизировать Шекспира или «Шерлока Холмса». Netflix с его видением классики Артура Конан Дойля через призму подростково-актуальной «Энолы Холмс» – простительно. Но для нынешней отечественной кинокультуры, выросшей на телесериале с Василием Ливановым и Виталием Соломиным, а в мировой контекст погрузившейся с британцами Бенедиктом Камбербэтчем и Мартином Фрименом, – это почти моветон. Несмотря на это, компания «Среда» вместе с видеосервисом START все-таки решили покуситься на «святое» и выпустили «Шерлока в России». Маша Токмашева рассказывает, как проект честно наследует литературным традициям Дойля и эксцентризму сразу всех предыдущих Шерлоков, а также мотивирует (убедительно!) путешествие сыщика в Россию.
Известный в Лондоне и далеко за его пределами детектив Холмс (говорящий на вполне сносном английском Максим Матвеев) охотится на Джека Потрошителя. В очередной схватке с таинственным душегубом он почти теряет верного друга Ватсона, который – дабы не нарушать логику первоисточника – оказывается в коме. На месте схватки Шерлок обнаруживает, что «спасающий» лондонские улицы от проституток неуловимый преступник курит не табак, а махорку.
А во время драки с «Джеком» сыщик опознает типичные приемы русской борьбы. Что ж, все дороги ведут – нет, не в Москву, – а в Петербург. Благо истинный гений Холмс знаком со столь неподатливым русским языком. Пока – большей частью по Достоевскому, но лиха беда начало.
Примчавшись на первом поезде в столицу Российской Империи и сразу же погрязнув в говне (в прямом смысле слова), отчаянный, но все еще не отчаявшийся Шерлок отправляется на поиски таинственного Джека Потрошителя. Претендентов тут хоть отбавляй. Звезд с неба не хватающий полицай с литературными амбициями (Павел Майков). Вездесущий репортер — кажется, единственный, кто в этой дикой стране знает Шерлока. Начальник «охранки», а, судя по белоснежному костюму, и всего богемного Петербурга Знаменский (инфернальный Константин Богомолов). Ну и «пьянчужка-доктор» Карцев (Владимир Мишуков), обреченный, как несложно догадаться, стать локализованной версией Ватсона. Но не только. Именно Карцев станет проводником «басурманина» в мир дикого отечественного северо-запада (костюмы напоминают созвучный по названию проект четы Ноланов). «Лондонские трущобы против Невских все равно, что мопс против медведя. Там вас охраняет статус джентльмена и полиция. Здесь – только нож и молитва», — напутствует он.
На этом противопоставлении и строится конфликт сериала: вечная Европа против вечной Азии — «России, которую мы потеряли», но отчетливо запомнили по произведениям Достоевского не только в, так сказать, духовном ключе, как герой Матвеева, но и во вполне атмосферном. Без Неточки не обходится и в осовремененном экшном бандитском Петербурге. Автор идеи «Шерлока в России» — Александра Ремизова, ранее уже отправившая Гоголя в жесткую впитавшую в себя литературную основу Диканьку. Здесь она, пожалуй, главнее и мастеровитого режиссера Нурбека Эгена, и, наверное, самого востребованного сегодня отечественного сценариста Олега Маловичко. Хотя характеры и работа с актерами в «Шерлоке» играют не последнюю роль.
Для Матвеева, не так давно выступившего в авангарде сериала «Триггер» (другой проект «Среды»), было бы гораздо проще слегка повторить образ и списать что-то у Камбербэтча, сходу поразив всех дедуктивным психоанализом. Однако его Шерлок – сыщик не самоуверенный, хотя очень старается им быть, а даже в меру скромный (пусть пижонские режиссерско-монтажные ходы и напоминают порой известный британский сериал). Более того – Холмс Матвеева подвержен сильным чувствам. Не к далекой Ирэн Адлер, а к вполне конкретной Софье (практически неузнаваемая в копне рыжих волос Ирина Старшенбаум), встреченной в темном петербургском переулке. То ли девушка, то ли видение, то ли учительница из школы для глухих, то ли проститутка из подворотни. Образ героини Старшенбаум, кстати, существенно отличает «Шерлока в России» от большинства предыдущих интерпретаций Дойля. Она здесь становится – наряду с доктором Карцевым – практически полноценным участником следственного процесса. Не антагонистом, как Мориарти, но и не миссис Хадсон — ворчащей где-то под боком, пусть и по делу.
Галерея образов – главных и второстепенных, – как и в уже упомянутом «Гоголе», удачно воссоединяет литературная основу и как ни странно современность. Несмотря на то, что создатели «Шерлока в России» все-таки не пошли по пути наименьшего сопротивления, просто прописав сыщика и его дело в XXI веке. Адаптировать детективные формулы Дойля, как, впрочем, и Агаты Кристи, к современности не стоит особого труда — правда, почти у всех, кроме Гэтисса с Моффатом, получается необременительное (точнее — даже стыдное) воскресное шоу. Но и Дойля, и Кристи мы же любим вовсе не за отлаженный нарративный механизм, а за таинственную атмосферу – Лондона ли, или Восточного экспресса. Вполне бодро курсирующего, как доказывает сериал, из Великобритании в Россию.
Маша Токмашева.
мне 1 серия оч понравилась.
Добавлено спустя 19 минут 35 секунд:Еще одна из рода Холмсов:
«ЭНОЛА ХОЛМС»: КРАТКИЙ КУРС СЧАСТЛИВОЙ ЛЕДИ
Слава Артура Конан Дойла и главного его детища Шерлока Холмса не дает покоя кинематографистам уже второй век, но что еще поразительнее — до сих пор не утомила и зрителей. Серия приключений и расследований сыщика с Бейкер-стрит стала бесконечным источником вдохновления для фанфиков, которые снискали популярность задолго до появления интернета.
Герой настолько любимый не мог принадлежать всего лишь одному человеку, пусть и собственному автору-отцу: каждому второму хватало воображения, чтобы нарисовать новое полотно загадок для детектива.
Так появлялись рукописи безымянных авторов вроде дела Джека Потрошителя.
А писатель Сергей Борисов не удержался и выдал «мистификацию»: Холмс и Ватсон пытаются разгадать загадочную русскую душу «Братьев Карамазовых».
Спустя почти 130 лет после выхода «Этюда в багровых тонах» дело эпигонов живет и процветает.
В 2006 году отправилась в печать первая из шести книг Нэнси Спрингер об Эноле Холмс — младшей сестре Шерлока и Майкрофта — «Дело пропавшего маркиза». Если верить в непогрешимость праотца Конан Дойла — персонаж она «вымышленный», однако Моффат и Геттис тоже поддержали легенду на свой лад: в семье Холмсов нашлось место для младшей — гениальной злодейки-социопатки.
Подросток Энола выступает на зеркальном поле противоположностей, пусть одиночество и ей не чуждо.
- Спойлер
- — «С чего же начать?» — разбивая зыбкую материю экрана, четвертую стену и зрительскую дистанцию, спрашивает Энола Холмс, резво крутя педали велосипеда на фоне пасторали зеленеющих далей. Началось все, конечно, уже давным-давно, когда появляться на людях без перчаток считалось дурным тоном, под платья надевали корсеты, а в моде были чепчики и детективы (увековеченные на страницах истории как викторианские).
Мать (как всегда великая Хелена Бонэм Картер) воспитывает Энолу (бесстрашная Милли Бобби Браун) в одиночку — и совершенно некстати пропадает в утро ее 16-го дня рождения, оставив в подарок ларец с карандашами и парочкой загадок.
В одночасье уроки химии, домашнего шифрования и самообороны в саду остаются позади, а опека над нерадивым подростком переходит в введение старшего брата — девчонке светит краткий курс счастливой леди в пансионе благородных девиц.
Майкрофт (застегнутый на все пуговицы Сэм Клафлин)
и Шерлок (улыбчивый Генри Кавилл) играют роли плохого и хорошего полицейского в мятежной одиссее Энолы. Хотя Майкрофт не то чтобы однозначно плохой, всего навсего консервативный, а для этого достаточно родиться британцем. И Шерлок, впрочем, не полярно хороший, его гениальность обозначена лишь репутацией, на деле он одаривает сестру понимающими взглядами и дает пару советов из самоучителя по детективному делу.
Если осмотреться по сторонам, то ближайшей героиней, синонимичной Эноле, за последние пару лет станет мисс Джо Марч из «Маленьких Женщин» Греты Гервиг — обеим проще перелезть через забор, чем станцевать вальс на балу. Воспитание по миссис Холмс вообще избегает любых традиционно женских учений в быту вроде шитья или вышивки на пяльцах. Вместо этого Энола перечитывает всю домашнюю библиотеку, осваивает стрельбу из лука по мишеням и даже не помышляет о замужестве: мама научила, что она у себя одна. Хотя едва ли в этом одиночестве есть место для скуки — мамы и родового поместья девочке хватает с головой для ежедневного открытия новых планет. В этом трепетном, пусть и пунктирно обозначенном союзе дочки-матери вновь угадываются настроения, очерченные Гервиг — уже в «Леди Берд». Там тоже для героини основополагающей была связь с матерью (в сказочном изводе, куда привычнее, что «принцесса» — сирота).
Обильное количество референсов и общих мест нисколько не мешает «Эноле Холмс» состояться самостоятельно — как фильму, так и героине. Она предлагает взглянуть с другого угла на вселенную Шерлока-Лондон конца XIX века в аккордах Гая Ричи и исхоженные тропы — глазами несовершеннолетней девочки. Сокрушенная четвертая стена здесь становится распахнутым окном для зрителя-собеседника. Героиня рефреном повторяет, что ее имя означает, что она одна (Enola = alone; как тебе такое, Нолан?). Каждому ребенку нужен друг, пусть поначалу и воображаемый — такую роль и предложено сыграть подросткам по ту сторону экрана.
«Энола» несомненно и беззастенчиво феминистская инкарнация саги о Холмсах, но феминизм в данном случае — не выверенная маркетологами вывеска и не ребут классики с женским лицом .
Органично вписанная в Викторианское полотно Энола напоминает скорее девчонок, вылетевших из-под пера Астрид Линдгрен вроде Пеппи или Рони, дочери разбойника (в данном случае — разбойницы), чем женщин-функций, порой, увы, безликих аватаров идеологии. Выбор Милли Бобби Браун на роль юной леди-детектива более чем оправдан: в 2017-2018 годах журнал Time признал ее самым влиятельным подростком, хотя и статуэтки не нужны для подсчета популярности Одиннадцатой. Почти 36 миллионов подписчиков в Инстаграме — больше чем у Трампа или Барака Обамы. Если Netflix и взялся проповедовать мир открытых возможностей для юных девочек, то Милли — самый подходящий рупор.
В отличие от многих фем-ориентированных проектов любовный интерес и романтические переживания Энолы не стерты опасливо с карты подросткового бытия. Как только девочка отправляется на поиски матери, в купе поезда на Лондон она находит того самого пропавшего маркиза из заглавия книги , который страстно увлечен ботаникой, а позже увлечется и юной сыщицей. Подростковая влюбленность намечена аккуратными полутонами, но несомненно станет отправной точкой для новых фанфиков и зачином для продолжения. В запасе еще пять романов: у Энолы есть все шансы не остановиться на первом деле, а у Netflix — стать родоначальником успешной кинофраншизы. Первые отклики публики и критиков благосклонны, а фанаты Милли полюбили героиню авансом.
«Энола Холмс» — coming of age история с простым посылом о будущем, которое мы (вы/я/они) выбираем сами и которое в состоянии изменить во многих плоскостях как личное, так и будущее целой страны. Релиз фильма состоялся в правильное время и, пожалуй, в правильном месте. Первое дело начинающей сыщицы связано с биллем о реформе порядка голосования: с экрана раз за разом повторяют, что каждый голос важен и может склонить чашу весов. Более чем актуальное заявление накануне президентских выборов в Штатах (даром, что фильм британский).
В совокупности «Энола», разукрашенная цветочными вензелями, занимает блаженную нишу того самого семейного кино, которое обычно подбирается к прокату вместе с ярмарочными новогодними огоньками и запахом хвои. Это кино, которое можно бесконечно ожидать от Disney, но которое снова и снова приходит от британцев.
Кино, которое звенит и отзывается эхом в волшебном слове «приключения».
Настасья Горбачевская