Ведь, чтобы понять масштаб личности Ленина, надо не просто хорошо знать историю России, особенно ту её часть, которая предшествовала Великой Октябрьской социалистической революции, и сделала её неизбежной, но и то, что происходило в мире, особенно в лидирующих странах в то время и до него. А также надо изучать, что думали и говорили о Ленине не только его последователи, но и что думали и говорили о Ленине в мире, лучшие умы человечества, на тот момент, в том числе, его ругатели.
Достаточно просто дать им слово. Альберт Эйнштейн (#AlbertEinstein): «Я чту в Ленине человека, который с полным самопожертвованием отдал все свои силы делу осуществления социальной справедливости. Я считаю его метод целесообразным. Но одно бесспорно: подобные ему люди являются хранителями и обновителями совести человечества.»
Бернард Шоу (#BernardShaw), выдающийся ирландский драматург и романист, лауреат Нобелевской премии в области литературы, общественный деятель, один из основателей Лондонской школы экономики и политических наук, второй после Шекспира по популярности драматург в английском театре: «Если будущее будет таким, каким его предвидел Ленин, тогда мы все можем улыбаться и смотреть в будущее без страха. Однако если эксперимент его будет сорван и кончится неудачей, если мир будет упорствовать в сохранении капиталистического развития, тогда я должен с большой грустью проститься с вами, мои друзья...».
Ромэн Ролан (#RomainRolland), французский писатель и общественный деятель: «Я не разделял идей Ленина и русского большевизма и никогда не скрывал этого. Я слишком индивидуалист (и идеалист), чтобы примириться с марксистским кредо и его материалистическим фатализмом. Но именно поэтому я придаю величайшее значение великим личностям, именно поэтому я питаю к Ленину чувство крайнего восхищения. Я не знаю другой столь же могучей личности в Европе нашего века. Он так глубоко, так мощно направил руль своей воли в хаотический океан мягкотелого человечества, что борозда его долго-долго не изгладится в волнах,— несмотря на все бури, корабль несется на всех парах к новому миру.
Никогда со времени Наполеона I история не знала такой стальной воли. Никогда со времени героической эры европейские религии не знали апостола со столь гранитной верой. Никогда еще человечество не создавало властителя дум и людей, столь абсолютно бескорыстного. Еще при жизни он вылил свою моральную фигуру в бронзу, которая переживет века.»
Теодор Драйзер (#TheodoreDreiser), американский писатель и общественный деятель: «Когда я был в 1927 и 1928 годах в России, мне случалось видеть на отдаленных окраинах страны, объединенной духом Ленина, крестьян и рабочих, мужчин и женщин, благоговейно склонившихся или обнаживших голову перед бюстом Ленина и, насколько я понял, видевших в нем (и, по-моему, совершенно справедливо) своего спасителя.
…Русский народ, освобожденный Лениным, никогда не допустит, чтобы его снова превратили в раба. Он будет бороться, проникнутый духом Ленина. В исходе этой борьбы я не сомневаюсь. Ленин, его Советское государство восторжествуют.
Каков бы ни был ближайший исход этой борьбы, Ленин и его Россия, гуманность и справедливость, которые он внес в управление страной, в конечном счете победят. Ибо хотя Ленина уже нет в живых, но социальный строй, который он создал и который его соратники и преемники с тех пор привели к нынешней мощи и величию, навсегда останется для будущих поколений.»
И этот список из Великих людей, лучших умов человечества, кто отдавал дань своего уважения Владимиру Ильичу и пел ему оды, можно продолжать долго. Но здесь и сейчас стоит дать слово человеку, которого уж точно не заподозришь в симпатиях к Ленину. Это великий князь Александр Михайлович Романов, российский государственный и военный деятель, четвёртый сын великого князя Михаила Николаевича и Ольги Фёдоровны, внук Николая I, двоюродный дядя Николая II, эмигрант, в том числе из-за Ленина. Вот что он говорил о Ленине: «…на страже русских национальных интересов стоял никто иной, как интернационалист Ленин, который в своих постоянных выступлениях не щадил сил, чтобы протестовать против раздела бывшей Российской Империи, апеллируя к трудящимся всего мира.»
А также я ещё здесь считаю уместным дать слово, по сути, антисоветскому журналу #Дилетант, которого тоже не заподозришь в любви к Ленину: «Но вертикальная мобильность, которую он обеспечил, не пропала, и культурный взлёт СССР в шестидесятые – семидесятые был эхом двадцатых, как оттепели Екатерины и Александра были отдалённым, но несомненным эхом Петра. Последствия революций оцениваются не через десять и не через двадцать лет – и эхо девяностых, которые были во многом отвратительны, у нас ещё впереди. И это будет хорошее эхо, хотя это было примитивное время.
Ленин ценен – рифма Маяковского – именно этим азартом исторического делания: полемики, драчки, как он это называл, но и созидания тоже. Он удивительно умел заряжать и заражать своей энергией, пусть грубой и несколько однообразной, отчаявшихся товарищей: в ссылке цены ему не было (хотя атмосферу ссылок и эмиграции он ненавидел). Ленин мог бы покойника поднять с одра – такой заряд бешеной активности в нём сидел, и в его текстах это чувствуется: там много скучных споров с малозначительными людьми, много унылого догматизма, но, помимо всего этого, там есть ослепительная вера в человеческие возможности, понимание реализуемости любых задач. Он любил пролетариат, а не презирал его, обращался к народу без высокомерия, без тени снисходительности – он в самом деле не испытывал презрения к массе, единственный из всех руководителей России за многие годы. И народ это чувствовал, откликаясь ему такой любовью, какой никто из российских руководителей не знал ни при жизни, ни после смерти. Это не было экстатическое обожание, как в случае Сталина, и не насмешливая свойскость, с какой говорили о Хрущёве; нет, это была единственная в своём роде любовь без раболепия, любовь, на какую способны товарищи, а не рабы. И стиль его работ – простых без упрощения, не сулящих ни малейших благ, а только трудную, героическую, первопроходческую работу без всяких скидок, - тоже радикально отличается от стилистики вождистских писаний.
Я не оправдываю Ленина и вообще не выставляю ему оценок; я говорю о единственном удачном опыте политической публицистики в России. Ленин сумел найти слова и приёмы, которые заставляли людей поверить не в него, а в себя. Это опыт бесценный, и нам ещё предстоит открывать его заново.
Я прекрасно понимаю, сколько негодования вызовет этот текст, при всей его нейтральности. Любая попытка проанализировать его стилистику чревата сегодня долгой и бессмысленной дискуссией раздражённых и некомпетентных людей, где фейки побиваются фейками, а гроссмейстером полемики считается тот, кто лучше всех передёргивает. Но давайте признаемся по крайней мере в одном: никаких перемен в России не будет, пока её публицисты – и, шире, литераторы – не научатся говорить ясно и решительно, выражать свою мысль прямо и энергично, пока они будут бояться прикоснуться к главным вопросам собственной жизни. Ленин первым научился писать так, чтобы его одни любили, другие ненавидели, но все понимали; так, чтобы не оставлять равнодушных; так, чтобы главной его опорой была не казарма, не армия, не бюрократия, а вот то самое молчаливое большинство. Он научил эту массу прямой и свободной речи, а все остальные положили жизни на то, чтобы отнять у них язык и, что важней, желание разговаривать.
Его речи были монотонны, ораторские жесты – однообразны, повторы – утомительны. Но он верил, что его страна может быть другой, любил её народ и её культуру, верил в своё дело и имел чёткие понятия о тех вещах, которыми непосредственно занимался.
Очень может быть, что этот скудный набор – недостаточный, но необходимый.
Сегодня и этого минимума ни у кого нет.» Из статьи «Писатель Ленин», журнала «Дилетант», №15 за март 2017 года.
Здесь об этом подробнее: «100 лет Великой Октябрьской социалистической революции!»
https://aleksei-lars.livejournal.com/31667.html