За что архитектор проклял свой дом: загадки пряничного терема на ЯкиманкеНепонятый современниками шедевр, место загубленной души, монетный двор, институт мозга и, наконец, посольская резиденция. Крутые повороты судеб хозяина, архитектора и судьбы самого дома.
Гости съезжаются на Большую Якиманку, приглашен весь свет Москвы. Еще бы, гуляет олигарх. Выходят из экипажей гости, окидывают взглядом невиданное для столицы здание – расписной сказочный терем. А что же внутри? Через «красное крыльцо» заходят в зал с парадной лестницей. Оформленные растительными орнаментами высокие сводчатые потолки ловят восторженный шепот и завистливые ухмылки.
Слуги приглашают в гостиную. И здесь вновь удивление: классический европейский дизайн, мебель в стиле Людовика XV, на стенах гобелены XVII века. Экскурс во времени и в стили продолжается: малая столовая в стиле ампир, парадная столовая – уже сдержанное по стилю европейское средневековье. Ну и как восклицательный знак для тех, кто еще не понял всю «крутизну» хозяина дома – пол в парадном зале выложен
золотыми монетами.
Дом Игумнова, 1902 годНе все гости ответили благодарностью за столь роскошный прием, нашлись «доброжелатели». Донесли царю, что под ноги был брошен императорский лик. А ведь и правда, на золотых монетах, по которым весь вечер ходили присутствующие на приеме, действительно отчеканен профиль Николая II. Не стерпел такого неуважения царь и выслал хозяина дома из Москвы.
Таков финал хозяйского владения домом на Якиманке Николаем Васильевичем Игумновым – владельца золотых сибирских приисков и Ярославской мануфактуры. Впрочем, случилось так, как и пожелал архитектор дома своему творению - «не будет здесь житья никакому хозяину».
За что проклят дом?
В конце XIX века Николай Игумнов решил на месте усадьбы своего детства построить дом, который бы изумил всю московскую знать. На работу выписал из Ярославля архитектора Николая Поздеева. Цена была оговорена очень по-игумновски: чтоб НЕ МЕНЬШЕ миллиона. Архитектор не подвел, такого проекта еще не видела столица. Роскошный особняк в старорусском стиле, башенки и витые колонны, красочные изразцы и каменные кружева, сводчатые арки и колоколенки, крылечки и высокие шатровые крыши. На воплощение купец денег не жалел, заказывал только лучшее: итальянский камень, голландский кирпич, хрустальные люстры из Богемии, изразцы – с Кузнецовского фарфорового завода. Получился не просто дворец – сказочная шкатулка.
Однако московская знать не приняла (или не поняла) этого архитектурного шедевра. Называли его безвкусицей и пошлостью лапотного купчишки. Да уж, большое видится на расстоянии. Спустя совсем немного лет Щусев и Померанцев, Шервуд и многие другие великие архитекторы будут восхищаться этим непризнанным творением Николая Поздеева и считать дом Игумнова образцом псевдорусского стиля.
Игумнов, как услышал гадости про свой дом, в сердцах обвинил архитектора в безвкусице и отказался оплатить ему превышение сметы. А мы помним, что верхней планки не существовало, поэтому Поздеев вложился в отделку собственными средствами. И прогорел аж на 250 тысяч рублей. Это всё, что у него было из своих и заёмных средств. Понимая, что разорен «сиволапым купцом», не понявшим лучшее творение архитектора, крикнул купцу:
"Проклинаю этот дом! Никогда и никому он родным не станет, никто в нем нормально жить не будет!"
Через неделю, вернувшись в Ярославль, Поздеев покончил с собой.
Но пророчества его начали сбываться.
Не дал дом сладкой жизни полюбовнице Игумнова танцовщице Любоньке. Купец поселил ее в доме на Якиманке, пока сам разъезжал по делам. Однажды неожиданно без предупреждения вернулся, а его Люба с каким-то корнетом развлекается. Соперника – вон, а неверную … в стену замуровал. Во всяком случае, девушку больше никто не видел. Зато, говорят, слышали. Сам купец после этого случая в доме не жил, а слуги долго не задерживались, сбегали, ночные голоса и тень девушки наводила на них ужас.
Позже, чтобы восстановить доброе имя дома, Николай Васильевич и устроил тот злополучный прием. И вынужден был уже навсегда уехать из Москвы в свое имение в Абхазию.
Новый дом и новый бизнес
И вот с этого момента судьба купца Игумнова закручивает следующий сюжет, не менее интересный. Его ссылка практически как у Филатова «желательно в июле и желательно в Крыму» стала началом нового бизнеса. В Абхазии предприимчивый купец не растерялся, а прикупил 600 десятин земли, осушил болота, посадив эвкалипты и кипарисы. И на месте бывших болот расцвел сад. Чего только здесь не было: мандарины, киви, манго, тунга, табак, лечебные деревья.
Но и это не всё. Стал разводить домашних животных, на побережье соорудил рыбоконсервный заводик. Построив для себя небольшой дворец, озаботился бытом своих рабочих: появилось общежитие с двухместными комнатами. А для семейных построил небольшие домики, которые переходили в собственность семьи рабочего вместе с земельным участком.
Советская власть не тронула Игумнова: он добровольно передал всё новой власти, а сам остался работать обычным агрономом при совхозе.
А что же его «пряничный дом»?
Сначала в доме устроили монетный двор, а после смерти Ленина – засекреченный проект «Институт мозга».
В прямом смысле. Здесь изучали мозг Ленина, Маяковского, Багрицкого, Горького, Луначарского, Кирова, Куйбышева, Циолковского, Мичурина, Павлова, Плеханова и многих других политиков и деятелей науки, культуры.
Цель – поиск тайны гениальности и создание специального Пантеона. Для сравнения были сюда привезены и мозги «обычных» людей разных национальностей. К слову сказать, мозг Ильича оказался гораздо меньше "обычных".
Позже институт переехал, а здание было передано посольству Франции в СССР. Сейчас здесь личная резиденция господина посла Франции в России.
- Спойлер