Бездомная "Мастер и Маргарита": рецензия на новый фильм по Булгакову
Как же мы ждали новую экранизацию "Мастера и Маргариты"! И вот она, наконец. Что ж, попробуем это блюдо на вкус.
Строго говоря, никакая это не экранизация, о чем авторы честно признаются как в начальных, так и в конечных титрах. Это фильм по мотивам романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Однако и это не совсем точно. Скорее, это фильм по мотивам романа "Мастер и Маргарита", книги ранних черновиков "Великий канцлер", а также по мотивам ... великолепного предисловия кандидата исторических наук, заведующего сектором отдела рукописей ГБЛ Виктора Лосева к тому самому "Великому канцлеру".
Кроме того, фильм во многом основан на биографии самого Михаила Афанасьевича.
- Спойлер
![Изображение](https://dzen.ru/lz5XeGt8f/19Thd8353/ddf185MNc9/nOXOoatNNSE2W_kuc9yvrrVTjVIllRlNqX-Ksi-vlwpE3aHTYqDG9PCnuEEApG_fIdjBgb2aNkTKzj-Gz2ibe9z3wei0FXVxI2W9aD_c4vvuDYVSZ80DButhi-dost9dSLDqz2LumKaerrhJH4tF_D-sq6yL4BI755wg1sB20TyzydTm0EgiGSF15AgwzIW-qU-GRS2jY1meFoyACNiaGE3Hgv5V3bGEqOj-AF-8QPwfh62xqcYXB-GxAubiGvACnNK72M1fDhQLTc0-C8iEjbFwmV0zo3JFjiKMpDHQuRl-6ID0aeyBrbP42zh8mG_1B5aXrZDiAxjRggrX1hLNJr_ztfnLRwkOOHjxEBjeoqKBdK1yH5NBVpICu6cR0qMYacuW1Vjrg7CQ_MAXWpdU-xuinbS33yIE4a8c8MI86xiU5Kb0yW0QNxh95xwb3o29lmiiUASeUnm2GaibNPaHIUHOpPRC9qW1guneMWK_efw_t7iAtfoEEd6iEdvWD9MCufWc4eNFDwYvXuYLGMmBoopVsnEnjnh7lDWIpRHFvgdB8Y_NZ9eEuovt_ABus0vJDY-1i4DkGBnGoj762DvRMKTuuujJdiEuFXDZNAv6j7y6YJNQNa5fTJgxu5MRwYYqS_qd7mzXmIWY7eI4ZoJf_xGfvIqx6hw23p8A9MYowTy_25n-zH8OMhdU_Rgs7pmtjnaReh21eVaJB6yAOcWpPWX7ouhm-q2BtcnPK2qyTO0RqoaUiOUyCsuSI_bkKvMfrs-Y-eBVMyYnXcE0MvCfprFstHoUrlpQkxqXmAnuviFs04jtQsm1tpLX4jp8m3nUDZ-GlI7HLBbHnyLl3AjLMbz-rNniaDQaBlL9FDvRpoOQVYtzNYZ9fr4DhocM0o47QvCn9XHjgrCMyO8eZLlyyyuvvbWMwAMV_4oDxP4L7iyb7pfN638iLQVe3CsR3oS4rU61XQ-VfmquPpytKfKlOmnqjM1Hw6aspe7IA0e9XtkkgIaxqMwWMNC3KtzPL-kfh92H6s90Fgwpb8cqOd63va1guVYesntUrQaJnRnLgQNh4ZLQTe6Gh4bt0yp2h3fsKaWRrJDcLwLciRPjyCHEOIDEkPrPTgghKHvvDxn9spmrfo5MO5V_UbM8jLwa8KQabOGn9nXkk6G36_wwQ5doyCmfk5O_6AYEyqwQ5vw-1yCi_oHs41Q7LgRO5hY29p-vik-meDyjVmqIA4etCvu7GW_4ocxCyrmNpevJFl-XVekwqKeituM3HvuoItzcC-Y5h8Ka6t5ENCQYdMQIJ_SdmZNsp3gmmFx-szGfgj3ogD1E8pD2R8y1kqjIwztYhGL1MKWWq5X-JDPhrRLE-hrOOLjcudrHQREJMFDoGyXdt5GuYJFQDoVadpkfppoLxLUdfe6n82_6rLKZ_twTbJd49DCpjLSW_z412KwK4Mo_2x2nwpnp9EQ3JgVj4wk43bCJjW6FbDiDWHSXBIu_E_G-F2HulfB1wL6qhfPJPWCQUvs4oY2Sq8s3Ac-xHObEEcA7o_iZy9JlDSk3SPEsNdKlopx_gXgZrW54lT2Yny7JpwRm4bTNRsOkp7PowR1fmULFGr6koqz4Mzn6qy_j5zXUMKXEv8TCSxE1JEnDHBTQsamLUrZyPI5ffa8zvq8S8oA9R-WD5kr1sIuz-8kdZpF20xGYvaW72jcc4JkA-sAu8z6t_7nW52QJBxdc8h4n2bCZsHOgcTSEX3qLM6mfC86iG0vmk_1KzZyUs9XmH1qFX9g6v5uGneolM_qxKOX5F8okn9iQ9Ot9Gg04QP86FdObvrZqsV0zs2JMjQalkxz4iBln7K7bZcaDoJfP4xNLnHXPMZ2MgKn7PBD7lzbe3zzZD4vOoOzuYjA6Lk7HGRvop4O9VoxXEJpveYUZqJ454a84euu8y2L3t4uL8eI3Q5tWxRi9lbOL-gwA7rY21OEtyTmE0rjh11kZBhRI_Cs)
Михаил Афанасьевич Булгаков.
Этим фильм сильно отличается от знаменитого и, пожалуй, уже классического сериала Владимира Бортко. Сценарист "Мастера и Маргариты" жонглирует выбранными им и, следует признать, достаточно весомыми источниками, обильно приправляя все это собственной фантазией.
Сюжет фильма, несмотря на множество вывертов вроде размещения сцены погрома квартиры Латунского в самое начало ленты, в общих чертах, следует за основной канвой романа. Перед сценаристом стояла невероятно сложная задача - вместить в пространство полнометражного фильма, предназначенного для показа в кинотеатрах, многослойный булгаковский шедевр и сделать это так, чтобы "не галопом по Европам", чтобы фильм можно было смотреть не только читателю "Мастера и Маргарита", но и человеку не знакомому с первоисточником.
Получилось ли? Давайте разбираться.
Начнем с визуальной составляющей.
В этом отношении режиссерское решение сразу вызвало шок. Вместо бедной, полуголодной Москвы 30-х годов, мы видим монументальный СССР будущего, в котором реализованы многие, даже самые смелые проекты советских архитекторов. В частности, на месте взорванного Храма Христа Спасителя все-таки построен 415-метровый Дворец Советов со стометровой статуей Ленина.
![Изображение](https://dzen.ru/lz5XeGt8f/24Thd8353/ddf185MNc9/nOXOoatNNSE2W_kuc9yvrrVTjVIllRlNqX-Ksi-vlwpE3aHTYqDG9PCnuEEApG_fIdjBgb2aNkTKzj-Gz2ibe9z3wei0FXVxI2W9aD_c4vroXIJSYcQFD-li3-U94d0KHrPqz2LumKaerrhJH4tF_D-sq6yL4BI755wg1sB20TyzydTm0EgiGSF15AgwzIW-qU-GRS2jY1meFoyACNiaGE3Hgv5V3bGEqOj-AF-8QPwfh62xqcYXB-GxAubiGvACnNK72M1fDhQLTc0-C8iEjbFwmV0zo3JFjiKMpDHQuRl-6ID0aeyBrbP42zh8mG_1B5aXrZDiAxjRggrX1hLNJr_ztfnLRwkOOHjxEBjeoqKBdK1yH5NBVpICu6cR0qMYacuW1Vjrg7CQ_MAXWpdU-xuinbS33yIE4a8c8MI86xiU5Kb0yW0QNxh95xwb3o29lmiiUASeUnm2GaibNPaHIUHOpPRC9qW1guneMWK_efw_t7iAtfoEEd6iEdvWD9MCufWc4eNFDwYvXuYLGMmBoopVsnEnjnh7lDWIpRHFvgdB8Y_NZ9eEuovt_ABus0vJDY-1i4DkGBnGoj762DvRMKTuuujJdiEuFXDZNAv6j7y6YJNQNa5fTJgxu5MRwYYqS_qd7mzXmIWY7eI4ZoJf_xGfvIqx6hw23p8A9MYowTy_25n-zH8OMhdU_Rgs7pmtjnaReh21eVaJB6yAOcWpPWX7ouhm-q2BtcnPK2qyTO0RqoaUiOUyCsuSI_bkKvMfrs-Y-eBVMyYnXcE0MvCfprFstHoUrlpQkxqXmAnuviFs04jtQsm1tpLX4jp8m3nUDZ-GlI7HLBbHnyLl3AjLMbz-rNniaDQaBlL9FDvRpoOQVYtzNYZ9fr4DhocM0o47QvCn9XHjgrCMyO8eZLlyyyuvvbWMwAMV_4oDxP4L7iyb7pfN638iLQVe3CsR3oS4rU61XQ-VfmquPpytKfKlOmnqjM1Hw6aspe7IA0e9XtkkgIaxqMwWMNC3KtzPL-kfh92H6s90Fgwpb8cqOd63va1guVYesntUrQaJnRnLgQNh4ZLQTe6Gh4bt0yp2h3fsKaWRrJDcLwLciRPjyCHEOIDEkPrPTgghKHvvDxn9spmrfo5MO5V_UbM8jLwa8KQabOGn9nXkk6G36_wwQ5doyCmfk5O_6AYEyqwQ5vw-1yCi_oHs41Q7LgRO5hY29p-vik-meDyjVmqIA4etCvu7GW_4ocxCyrmNpevJFl-XVekwqKeituM3HvuoItzcC-Y5h8Ka6t5ENCQYdMQIJ_SdmZNsp3gmmFx-szGfgj3ogD1E8pD2R8y1kqjIwztYhGL1MKWWq5X-JDPhrRLE-hrOOLjcudrHQREJMFDoGyXdt5GuYJFQDoVadpkfppoLxLUdfe6n82_6rLKZ_twTbJd49DCpjLSW_z412KwK4Mo_2x2nwpnp9EQ3JgVj4wk43bCJjW6FbDiDWHSXBIu_E_G-F2HulfB1wL6qhfPJPWCQUvs4oY2Sq8s3Ac-xHObEEcA7o_iZy9JlDSk3SPEsNdKlopx_gXgZrW54lT2Yny7JpwRm4bTNRsOkp7PowR1fmULFGr6koqz4Mzn6qy_j5zXUMKXEv8TCSxE1JEnDHBTQsamLUrZyPI5ffa8zvq8S8oA9R-WD5kr1sIuz-8kdZpF20xGYvaW72jcc4JkA-sAu8z6t_7nW52QJBxdc8h4n2bCZsHOgcTSEX3qLM6mfC86iG0vmk_1KzZyUs9XmH1qFX9g6v5uGneolM_qxKOX5F8okn9iQ9Ot9Gg04QP86FdObvrZqsV0zs2JMjQalkxz4iBln7K7bZcaDoJfP4xNLnHXPMZ2MgKn7PBD7lzbe3zzZD4vOoOzuYjA6Lk7HGRvop4O9VoxXEJpveYUZqJ454a84euu8y2L3t4uL8eI3Q5tWxRi9lbOL-gwA7rY21OEtyTmE0rjh11kZBhRI_Cs797Gsi3SzfSGVVVePFqyuKPCLPm_ws91Y-5WastDpP12Ff8cOgIWBv8QbJuCfLcb2Nu88v9qFw9ZWEg83VekLOMCMsr1eqm4hvHhblDuJoAnGvg1O6pTaTMWfhIrb7x5IjnDxLKC-s7_5EBTBnC_25x3gLZzFv_jobQgrOkP_DRrsu5q6e4t_P5JEWrY0iactxaY6QcWf1njZtYGCyNs3Y5Fc8C2jmZSAyh0T4b014N0p5xGD46f64GgUBRF8xBsW_oeTkHOkdjawYVO_O5eHIea8CkXnkOxt5KCQiu_JMEqnVvg_oIeVo8ctIsubEt_cFdIYhv6OwNxoKwkWQ88EGNS7mrpApm4ysEF1iAGqvBTWhiVg9bHwR-6uq4L64CNgl2_XM7aYgoDfMTfhvQv53xHAPZ_CrP7LeC0aFG7fLRb8k4ecW49SNplxWaUFjJYy9KkYa-qk8nDCh42U_dgAW7l_6zelvK6wxAIB_5Ugwcg92TuG_qA#DSD)
Москва Мастера и Маргариты 2024 года.
Москва в фильме красивая, нарядная и богатая. А значит, не голодная. При этом, бедность, а пожалуй, даже нищета - это один из главных персонажей "Мастера и Маргариты". Это все равно что разруха в "Собачьем сердце". Ну, почти. И вот этого персонажа режиссер сразу из фильма выкинул.
В какой-то момент за всей этой красивой картинкой ловишь себя на мысли, что смотришь заставки из компьютерной игры вроде прогремевшего недавно Atomic Heart.
Таким образом, интересное и смелое визуальное решение играет не на пользу фильму, а ему во вред: атмосфера Москвы 30-х - важнейшая часть романа. Впрочем, для тех, кто не читал книгу и даже не смотрел фильм Бортко, все это может пройти незамеченным.
- Спойлер
- Немало претензий при просмотре возникает к сюжету фильма. Режиссер сосредоточился на линии Мастера и Маргариты. Это вполне понятно и оправданно: любовь работает лучше всего и надежнее всего. Неслучайно сам Булгаков в первоначальных версиях романа не знал, куда ему вести сюжет, пока - подлинное озарение! - не ввел в книгу двух несчастных влюбленных.
![Изображение](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65bd3c6c6e5a0820a5f0961a_65bd71b4c201fb2270a83f38/scale_1200)
Мастер и Маргарита.
В тесном переплетении с иными сюжетными ветками романа линия Мастера и Маргариты, которую порой критиковали за некоторую искусственность, открылась, заиграла живыми красками, стала украшением книги.
Но - вот в чем загвоздка! - в фильме все прочие линии романа показаны фрагментарно.
Между тем, история Мастера и Маргариты, внешне первая по значению линия романа, в смысловом, глубинном смысле ... даже не вторая. Вторая, - это история Пилата и Иешуа Га Ноцри. «Трусость — самый страшный порок». Смертельно больной, одинокий и озлобленный прокуратор, в друзьях у которого только собака, из-за трусости потерял единственный шанс обрести настоящего Друга и страдал из-за этого тысячелетия.
![Изображение](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65bd3c6c6e5a0820a5f0961a_65bd7291bf878653f5810059/scale_1200)
Клас Банг в роли Понтия Пилата.
Наконец, первая линия романа, его ключевое звено - это, как ни странно, история Ивана Бездомного, Мастера, Маргариты и Воланда. Иван - единственный персонаж книги, который, как и положено главному герою, полностью изменился, претерпел потрясающую трансформацию от пролетарского поэта-крикуна до тихого историка, изучающего в архивах все того же Пилата.
"— Постойте! Еще одно слово, — попросил Иван, — а вы ее нашли? Она вам осталась верна?
— Вот она, — ответил мастер и указал на стену. От белой стены отделилась темная Маргарита и подошла к постели. Она смотрела на лежащего юношу, и в глазах ее читалась скорбь.
— Бедный, бедный, — беззвучно зашептала Маргарита и наклонилась к постели.
— Какая красивая, — без зависти, но с грустью и с каким-то тихим умилением проговорил Иван, — вишь ты, как у вас все хорошо вышло. А вот у меня не так, — тут он подумал и задумчиво прибавил: — А впрочем, может быть, и так...
— Так, так, — прошептала Маргарита и совсем склонилась к лежащему, — вот я вас поцелую в лоб, и все у вас будет так, как надо... В этом вы уж мне поверьте, я все уже видела, все знаю.
Лежащий юноша охватил ее шею руками, и она поцеловала его.
— Прощай, ученик, — чуть слышно сказал мастер и стал таять в воздухе. Он исчез, с ним вместе исчезла и Маргарита. Балконная решетка закрылась".
По сути дела, этот отрывок - это ключ к роману. Булгаков, при всей критике, при всем раздражении в адрес "испорченных квартирным вопросом москвичей", давал им надежду на исправление. В лице Ивана.
В этом выдающийся гуманистический пафос романа.
Владимир Бортко это понял и снял практически дословно с великолепным, ныне покойным актером Владиславом Галкиным. А вот Михаил Локшин...
![Изображение](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65bd3c6c6e5a0820a5f0961a_65bd73035dfc37300739143e/scale_1200)
Владислав Галкин в фильме "Мастер и Маргарита" Владимира Бортко.
В фильме Локшина Ивана Бездомного, по большому счету, нет. Актер, играющий поэта, при всем уважении, с ролью совершенно не справился. Да и нечего ему было играть: в фильме глубочайшего персонажа Ивана Бездомного превратили в горлодерика, читающего дурацкие стишки про Крым. Карикатура, издевательство.
С Пилатом и Иешуа чуть лучше - это хотя бы не карикатуры. Однако на всю Иершалаимскую линию в фильме выделено от силы пять минут экранного времени - много ли тут можно показать и рассказать?
Таким образом, единственная полноценная линия фильма - история Мастера, Маргариты и Воланда.
В Мастере, сыгранном Евгением Цыгановым, усилены черты автора романа, Михаила Афанасьевича Булгакова. Режиссер фильма в гротескной форме показывает на экране трагические обстоятельства жизни Михаила Афанасьевича, умело переплетая их с обстоятельствами жизни вымышленного Мастера: запрет спектаклей, отсутствие публикаций, тяжелое материальное положение, жизнь в подвальчике, встреча с Маргаритой (Еленой Сергеевной), атаки критиков.
Даже то, что Булгаков собирал и хранил вырезки ругательных статей о себе в фильме показано!
![Изображение](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65bd3c6c6e5a0820a5f0961a_65bd7398fef07b31c172abb7/scale_1200)
Мастер и Маргарита.
Цыганов играет хорошо, старательно, но, по большому счету, Мастер, даже совмещенный с Михаилом Афанасьевичем, не тот персонаж, который позволяет актеру в полной мере раскрыться.
В принципе, получилось примерно то же, что и в исполнении Александра Галибина в фильме Бортко, Виктора Ракова в фильме Юрия Кара. Но, честно говоря, игра Галибина мне понравилась больше.
Маргарита в исполнении Юлии Снигирь тоже не заставила воскликнуть внутри себя - вот она, темная королева Марго! Интересная трактовка, красивое тело, прекрасные костюмы...
Любовь в фильме отыграна Евгением и Юлией - супругами в жизни - без особой "химии". Впрочем, как можно перенести на экран фразу: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»? Невозможно это!
Воланда сыграл известный немецкий актер Аугуст Диль. И вот эта роль, пожалуй, заслуживает особого внимания. Несомненно попадание в образ: кажется, что Булгаков описал именно такого Воланда.
![Изображение](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65bd3c6c6e5a0820a5f0961a_65bd746a96fada19cb70d8a7/scale_1200)
Воланд.
Демонический взгляд, улыбка, превосходная пластика. Это Воланд.
Однако не оставляет ощущение, что Аугусту Дилю, при том, что его роль в фильме одна из главных, особо и нечего играть. Многие ключевые фразы, ключевые моменты остаются за бортом фильма. Хронометраж, понятное дело.
Тем не менее, несмотря на всю фактуру, полное визуальное попадание в образ, Воланд в исполнении Аугуста получился пустоват. Если Олег Басилашвили исполнил философа, драматическую и человечную во многом фигуру, то Диль сыграл Князя тьмы, "Часть той Силы, что вечно хочет Зла и вечно совершает Благо".
Воланд Диля аристократичен, по-европейски холен. Он не стал бы беседовать с буфетчиком об осетрине второй свежести. А вот Воланд Булгакова, Воланд Басилашвили - стал.
Впрочем, в фильме Локшина у Воланда иная задача. Как уже было сказано, он "Часть той Силы", он нужен, чтобы помочь Маргарите обрести потерянного из-за, условно говоря, "злых чекистов" (там, кроме НКВД, и критики, и доносчики и много еще кого), Мастера. Также Воланд Локшина наказывает тех самых "чекистов", причем гораздо сильнее, чем это сделано у Булгакова. В фильме Лубянку и другие "правительственные здания" в прямом смысле, сжигают.
![Изображение](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65bd3c6c6e5a0820a5f0961a_65bd755efef07b31c173f85d/scale_1200)
Пожар в Москве.
Свита Воланда, кроме совершенно нелепого, похожего на гоблина из компьютерной игры, Азазелло, сыграна актерами на уровне, но - без особого блеска. Коровьев-Юрий Колокольников явно косплеит Джокера Хоакина Феникса (кому-то это даже понравилось, но, в целом, работает против фильма). Гелла - весьма интересная трактовка.
Кот Бегемот... Увидим ли мы когда-нибудь, при всем нашем компьютерно-атомном могуществе настоящего Кота Бегемота в кино? Уже сомневаюсь. Здесь это просто большой мейкун.
При этом, некоторые эпизоды - представление в Варьете, Бал у Сатаны, полет Маргариты - выглядят невероятно. Задумываешься: а что, если бы кто-то переснял сериал Бортко с актерами подобного уровня и с компьютерными эффектами как в фильме Локшина и даже лучше? Может быть, это и была бы настоящая экранизация "Мастера и Маргарита"?
![Изображение](https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65bd3c6c6e5a0820a5f0961a_65bd76002a1efd44507c2a91/scale_1200)
Темная королева в исполнении Юлии Снигирь.
Фильм Локшина, несмотря на то, что многие называют его лучшей экранизацией, экранизацией даже по мнению своих авторов не является. Это авторское кинопрочтение, фильм по мотивам, фильм о Воланде - что угодно! Но не экранизация.
А вот фильм Владимира Бортко, который, что удивительно, в связи с выходом ленты Локшина, внезапно и совершенно очевидно стали несправедливо ругать в Интернете - это самая что ни на есть экранизация.
И, кто бы что ни говорил, самая удачная.
Фильм Локшина неплохой, местами даже хороший, но захочется ли его пересматривать? Едва ли. А вот фильм Бортко... Случайно попадаю на серию - и все, пропал. Смотрю, смотрю, смотрю.
Почему так получается? Наверное, потому, что великий роман Булгакова всячески сопротивляется авторскому прочтению, не терпит самоуправства. Режиссер вставил что-то свое, стал искать новые смыслы - и все, магия разлетелась на куски. Эксперимент, творческая смелость - это все, конечно, прекрасно. Но только это уже не будет полноценная экранизация.
Это будет "Мастер и Маргарита" без Ивана Бездомного. Бездомная "Мастер и Маргарита".
Бортко следовал за первоисточником скрупулезно, маниакально - и в конечном итоге он снял фильм, который еще долго будет оставаться лучшей экранизацией романа "Мастер и Маргарита". А, пожалуй, и единственной.
https://dzen.ru/a/Zb08bG5aCCCl8JYa