Бхаджан-мандала является особым видом коллективной садханы (практики) созерцания, когда мы объединяемся со
звуком (бхаджаном) и погружаемся в мистику
пространства (мандалу).
Ключевые точки в Бхаджан-мандалеПервый: вы принимаете положение тела, выпрямив спину, и стараетесь быть неподвижным. Даже если вам не удается совсем не двигаться, по крайней мере, не изгибайте спину, поскольку ветры должны входить в сушумна-нади, когда вы практикуете так. Когда вы сидите неподвижно, полностью расслабившись, вы позволяете даже чтобы мышцы лица расслабились так, словно нижняя челюсть отвисает или рот чуть-чуть приоткрыт, т.е. вы не сжимаете зубы и не прижимаете язык к небу, как в Кундалини-йоге, а пребываете расслабленным настолько, насколько возможно.
Затем вы смотрите прямо перед собой так, чтобы ваши глаза, фокус зрительных осей на расстоянии вытянутой руки были остановлены. Вы не всматриваетесь и не концентрируетесь на чем-либо, а просто, расслабившись, позволяете своему зрению быть расслабленным без какой-либо точки зрения – это шамбхави-мудра.
Следующий момент, когда вы смотрите таким образом, прямо перед собой, неподвижно сидя, вы собственно занимаетесь созерцанием. Настоящее созерцание не зависит от усилия, оно есть тогда, когда нет нашего усилия, другими словами, когда мы отпускаем все, как есть и ничего не делаем, а позволяем происходить созерцанию, потому что усилия искажают созерцание. Тем не менее, это не означает просто уснуть и ничего не делать, у нас остается живое, ясное восприятие происходящего, полностью бдительное осознавание в данный момент в данном месте. Но при этом мы не выносим оценок или суждений по поводу того или этого. Льется мелодия, мы пребываем, ум распахнут.
Четвертый ключевой момент: объединение с энергией тела. Когда мы пребываем, это не означает, что мы это делаем умом только головой или глазами. По сути, в созерцание должна включиться наша энергия. Для этого мы выполняем принцип, который постоянно объясняется при практике тантры: единство с Пустотой. Чтобы выполнить этот принцип, следует настроиться на ощущение тела, на ощущение энергии и присутствия в теле.