крыгл писал(а):здесь надо опять разобраться
как часть я конечно не смогу осознать целое но как целое это вполне по моим силам....я могу предположить что дао часть меня
а значит ....
значит я и есть весь мир ....
Инфантильная личность
Самоощущение и самосознание. Основное содержание, или пафос, жизни инфантильной личности я бы охарактеризовал так: хаотичное блуждание во тьме. У этого человека опоры в жизни нет. Каково его самоощущение? У него есть две крайности.
Первая — это атомарное самоощущение, когда он ощущает себя мельчайшей частичкой Вселенной, оторванной от всего остального мира. Этот человек ощущает себя мельчайшей частичкой, которая почти никак не идентифицирована. Он не может к ней приклеить никакого ярлыка. Он старается это сделать, пытается с чем-то идентифицироваться, но у него это не получается. У него нет устойчивой самоидентификации.
Второе его состояние — это, наоборот, вселенское состояние, возникающее как отмашка психологического маятника. Если человек всего лишен, и чувствует себя крохотной частичкой Вселенной, иногда у него в подсознании встает протест против такого самоощущения, и, наоборот, появляется вселенское ощущение: «Я и есть Вселенная». У него нет на это никаких оснований, но он, тем не менее, себя так чувствует. И первый признак такого состояния (и инфантильной личности как таковой) заключается в том, что в нем человек запросто говорит от имени Бога — например, ничтоже сумняшеся заявляет, что воля Божья заключается в том-то и том- то, что вот это Богу угодно, а вон то неугодно.
Если человек с чрезвычайной легкостью употребляет такие выражения, у вас возникает естественный вопрос: а откуда он, собственно говоря, знает, что Богу угодно, а что не угодно? Видно, что эта информация идет к нему не в порядке особого мистического откровения, а, так сказать, на будничном уровне, и никакого особого изменения состояния сознания у него не наблюдается. Надо сказать, что у некоторых особо мистически одаренных людей бывают высокие восхищения, когда человек действительно переживает единение с Богом, а потом возвращается обратно с важной для человечества информацией и энергией. Но тут видно, что ничего такого не было и как бы не подразумевается, но, тем не менее, человек запросто говорит от имени Вселенной и ее Законов, отождествляет себя чуть ли не с Богом-творцом. А через секунду он снова становится крохотной частичкой, всеми обижаемой, подверженной воле волн и судьбой беспощадно гонимой.
Для этого человека характерно ощущение полного отделения от мира. Его личность существует в мире как абсолютно обособленное индивидуальное образование, никак с миром не связанное. С другой стороны, он ощущает свою полную зависимость от мира, ему кажется, что он маленький и беззащитный, и что мир может в любой момент с любой стороны к нему подойти и его обидеть — или вовсе уничтожить. Он похож на марионетку, которую можно дергать за ниточки, и она этим ниточкам совершенно послушна.
Но иногда он сам становится в позицию кукловода, и тогда у него возникает диктаторское самосознание. Когда он получает в подчинение коллектив, у него сразу возникает впечатление, что перед ним набор марионеток, которыми он может любым способом управлять, дергая за ниточки, и они будут полностью ему послушны безо всяких ограничений.
Такое самосознание я бы назвал марионеточно-диктаторским. Иногда этот человек выступает в роли марионетки, иногда — в роли диктатора, причем переходы происходят мгновенно. Его примитивное представление о своей личности, естественно, ведет к аналогичному представлению о других личностях и способах взаимодействия с ними.
Что еще типично для инфантильной личности? Легкость. У нее нет образа «я», имеющего какое-то содержание. Это дает ей чрезвычайную легкость, неинерционность и хаотичность. Вот, сегодня у нее «я» такое, завтра — этакое. Человек забывает о том, что у него есть какая-то история, что у него есть какие-то длящиеся переживания. Для него типична локально-каузальная модальность: он находится здесь и сейчас, и он такой, какой он сейчас. То, что было вчера, то, что было позавчера, и то, что будет завтра, никак одно с другим не связано — его «я» как неизменного фактора как будто не существует.
Таким образом, в сознании этого человека нет образа «я», наделенного какой-то глубиной. Он понимает свое «я» плоскосоциально, отождествляя его с тем, что Карл Юнг называл персоной, то есть с маской, обращенной к социуму.
Этот человек считает так: «Я есть то, чем я в данный момент конкретно являюсь. Если я думаю, то я — это моя мысль; если я иду, то я — это мое тело в определенном месте пространства. Если я ощущаю эмоцию, то я — это моя эмоция». Так этот человек вам скажет (и сам подумает), а в подсознании у него будет глубочайшее сомнение в собственной весомости, в собственном бытии. Попросту говоря, у него в глубине души есть постоянные очень серьезные сомнения такого рода: «Кто я? Насколько я индивидуален, насколько я неповторим? Насколько я значим?» Все эти вопросы стоят перед ним постоянно, и он никогда не находит на них убедительного ответа. У него нет ощущения уникальности, у него нет самостоятельного бытия. И что он в связи с этим делает? Для обретения хотя бы локальной устойчивости он привязывается. Он привязывает себя к определенной роли. Он привязывает себя к определенному коллективу, то есть к эгрегору. Он привязывает себя к определенному внутреннему состоянию.
Это человек, которому плохо, когда он одинок, и это тоже характерный признак инфантильной личности. Ему нужно ощущать себя причастным к чему-то, к какому-то процессу, к какому-то коллективу.
Но поскольку ведущие роли, эгрегоры и внутренние состояния периодически меняются, этот человек время от времени оказывается в полной растерянности. И тогда он, будучи в большом беспокойстве по поводу своей идентификации, начинает лихорадочно искать, к кому или к чему можно пристать, чтобы ее обрести. И, находясь в остром положении, он может выбрать ее довольно неправильно.
Он выбирает себе друзей, и это для него тоже хороший способ самоидентификации, или он выбирает себе кумира, чтобы сказать потом: «Я — друг генерала такого-то!» или: «Я — фанат Майкла Джексона!» У Майкла Джексона сто миллионов поклонников по земному шару, и я думаю, что многие из них получают самоидентификацию с помощью его образа.
Заметьте, что подключение к эгрегору — это вещь отнюдь не формальная: бытие в рамках дружеского, рабочего или семейного коллектива, в рамках своего этноса — вполне реальное переживание. Особенно реально оно для инфантильной личности, для которой вообще характерно соборное (групповое) сознание. Для нее это совершенно реальное психическое переживание, дающее ей вполне реальную самоидентификацию, и ради этой идентификации через эгрегор, в котором он находится, этот человек способен на многое, в том числе иногда на большие жертвы. Он ценит формальные знаки отличия — значки, наколки, специальные украшения, фенечки, особые типы стрижек или формы одежды. Например, тусующаяся молодежь обязательно создает себе внешние признаки (прически и т. п.) в соответствии со своим направлением или со своим кумиром. Это тоже вариант самоидентификации инфантильной личности. И для нее это важно, поскольку другого варианта самоидентификации может просто не быть. Вам может это нравиться или не нравиться, но нужно это правильно понимать.
Для этого человека характерна самоидентификация, доходящая до идолопоклонства. Вообще, идолопоклонство — характерная черта инфантильной личности, независимо от того, какую религию человек формально исповедует, или, может быть, он даже вовсе атеист. Но все равно, если копнуть его чуть глубже, у него обнаружится внелогичное, безусловное, безоговорочное поклонение какому-то идолу. В двадцатом веке, особенно в его середине, в шестидесятые годы, таким идолом было понятие науки, особенно точной науки. Этому идолу поклонялись, и он в большой степени выполнял роль религии, причем достаточно примитивной. Чудеса творит? Творит. Как же, на самолете летать можем, телевизор смотреть. Особенно когда цветные появились, это такие идолы! Посильнее будут разве что компьютеры, подключенные к интернету...
Иногда мы о ком-то говорим: «Какое у этого человека чудовищное самомнение!» Но, может быть, мы его неправильно понимаем. Самомнение, например, бывает локальное и глобальное, и приняв первую модальность за вторую, мы обязательно ошибемся. Так вот, у инфантильной личности самомнение и самооценка совершенно локальны и постоянно скачут во времени. Если такой человек идентифицировался с каким-то своим удачным словом или поступком, он страшно горд собой, он говорит: «Я велик!» А мы говорим: «Какое ужасное самомнение!»
Но посмотрите на него повнимательнее. Может быть, через пять минут он уже будет находиться в состоянии глубокого унижения. Его самооценка и самомнение зависят от совершенно случайных факторов — внешних или внутренних. Сейчас ему показалось, что он гений, и у него самооценка резко поднялась. Ему кто-то на улице сказал какое-то резкое слово, или ему показалось, что его унизили — все, он полностью раздавлен, он полное ничтожество, и именно так себя и переживает. Причем, поймите, это же тотальноепереживание. Если человек идентифицирует себя, свое «я», с данным конкретным каузальным моментом, и этот момент неудачный, это значит, что все его «я» унижено, раздавлено, лежит и испускает последнее дыхание.
Ему свойственны резкие оценки. В подсознании у этого человека всегда находится колоссальная неуверенность в себе. И помочь ему здесь нельзя. Его неуверенность в себе тотальна, потому что его «я» связано с текущим моментом и всегда подвержено риску. Каждый человек где-то ошибается, когда-то в чем-то проваливается, но инфантильная личность всегда проваливается как бы вся целиком. И ее подсознание это помнит. И любые попытки каким-то образом ее приободрить быстро проваливаются. Он скушает эту вашу психологическую (а также материальную) поддержку, может быть, утешится ею в настоящий момент, а потом придет на следующую консультацию в том же виде и даже еще хуже, чем он был до вашего вмешательства. И вылечить его можно, лишь подняв уровень его личности — и никак иначе.
Другая характерная черта инфантильной личности заключается в том, что она совершенно независима от оценок, которые идут извне референтного круга. У нее есть свой референтный круг, а все, что снаружи, ее абсолютно не волнует. Она никак на это не реагирует. И если вы находитесь вне этого круга, но попытаетесь влиять на ее самомнение или самооценку, она будет очень странно смотреть на вас: в этом случае вы окажетесь в ее глазах просто полным идиотом. Вы ведете себя совершенно некомплементарно, с ее точки зрения, когда вообще к ней лезете, хотя ничего о ней не знаете и не понимаете! Однако начинающие психотерапевты часто таких вещей не видят. Начинающий терапевт сам себя хотя бы немного уважает, и поэтому думает, что и остальные люди его уважают. А реально инфантильная личность мало кого уважает (включая самое себя), независимо от их достоинств, и ее референтный круг обычно довольно узок. Вообще, чем выше уровень личности, тем шире и устойчивее ее референтный круг.
Добавлено спустя 2 минуты 2 секунды:крыгл писал(а):и если я сумею это осонать я им и буду
Все мы когда нить, где нить да будем... как в абстрактном так и в абсолютном смысле...
