В эту субботу, 3 октября, Ростехнадзор обнародовал результаты расследования аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Названы имена 25 человек, чья деятельность или наоборот - бездействие привели к трагедии, унесшей жизни 75 человек, пишут в газете "Комсомольская правда".
- У нас государство демократическое, поэтому, кто виноват, определяет окончательно суд, - прокомментировал отчет своего ведомства глава Ростехнадзора Николай Кутьин.
Тем не менее, имена опубликованы (полностью отчет Ростехнадзора можно посмотреть здесь, там же полный список причастных к ЧП).
ВО ВСЕМ ОПЯТЬ ВИНОВАТ ЧУБАЙС?
Возглавляет список Анатолий Чубайс, как бывший глава РАО "ЕЭС России", который и провел реформу российской электроэнергетики. Но ему к имиджу виновника всех бед в стране не привыкать. Тем не менее единой причины ЧП в докладе нет.
По мнению Ростехнадзора, катастрофу спровоцировал "набор причин, которые уходят своими корнями еще в 80-е годы". То есть, виноваты практически все, кто имел отношение к станции: и те, кто разрешил запустить на ГЭС дефектные гидроагрегаты, и те, кто отвечал за управление станцией во время аварийной ситуации, и ремонтники, не заметившие проблем с оборудованием и не устранившие неполадки.
Но что стало последней каплей?
- Спойлер
- Оказывается, за день до аварии на Саяно-Шушенской станции случился пожар на другой сибирской ГЭС – Братской (она принадлежит "Русалу" Олега Дерипаски), которая обычно брала на себя основную ношу по регулированию сибирской энергосистемы.
В итоге 100% нагрузки "Системный оператор" (диспетчер всей энергосистемы страны) 16 и 17 августа переложил на Саяно-Шушенскую ГЭС, которая к таким нагрузкам оказалась не приспособлена. Станции пришлось работать на износ.
- ГЭС - это не просто источник энергии, одна из ее основных функий регулировать нагрузку в энергосистеме, - поясняет Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития. - Где-то остановилась тепловая станция - стало меньше выробатываться энергии, тогда ГЭС поднимает нагрузку. Тепловая станция стала больше вырабатывать, ГЭС понижает нагрузку.
Как пояснили в Ростехнадзоре, за несколько часов до аварии второй гидроагрегат Саяно-Шушенской ГЭС шесть раз (!!!) выходил на запредельные мощности, а вибрация за это время выросла в четыре раза. Резкая смена режима серьезно отражается на гидроагрегатах – при замедлении турбины гидроагрегат начинает трясти примерно так же, как трясет стиральную машинку в режиме отжима.
Отсюда и нарастающая усталость металла, и сорванные шпильки турбины, которые не выдержали повышенной нагрузки. При этом была несогласованность в действиях "Системного оператора" и энергетиков на станции. Они знали, что подобные нагрузки критичны для ГЭС, но не поставили об этом в известность диспетчеров, которые отдали приказ на увеличение выработки электроэнергии (изменение режима работы происходит автоматически).
- Подобная ситуация была и в Москве в 2005 году, - считает Анатолий Кузовкин, замдиректора ОАО "Институт микроэкономики". - Когда случился пожар на подстанции "Чагино", из-за несогласованности диспетчерских служб и самих энергетиков полстолицы осталось без электричества.
О НЕЙ ЗАБЫЛИ...
В результате проверки открылся еще один факт. Оказывается, в 1983 году похожая авария произошла на Нурекской ГЭС в Таджикистане (она, кстати, до сих пор работает). Там тоже сорвало шпильки турбины. Но советское Минэнерго засекретило все данные по той катастрофе.
- Материалы по той аварии были закрыты, и, к сожалению, не попали ко многим специалистам, - сказал Николай Кутьин. - Многие факторы рисков могли быть сняты, если бы в то время министерством энергетики было принято решение о раскрытии данных.
О проблемах на Саяно-Шушенской ГЭС знали всегда. По словам главы Ростехнадзора, уже на стадии строительства станции было заложено то, что привело к ЧП.
- Еще в 1998 году ученые говорили о проектных ошибках в строительстве станции, которые могли привести к трагедии, - вспоминает Анатолий Кузовкин. - Но никаких мер принято не было.
Более того, дефектную станцию приняли в эксплуатацию только в 2000 году, то есть более 20 лет она вообще работала без документального подтверждения собственной безопасности.
- Саяно-Шушенская ГЭС всегда была экспериментальной и изначально работала с недочетами, - говорит Сергей Пикин. - Они не были устранены ни в советское время, ни тем более в 90-е годы. И Чубайс, когда отвечал за всю энергетику страны, решил – лучше принять как есть, чем не принимать вовсе.
При этом в акте приемки станции в эксплуатацию от 2000 года черным по белому написано: "требуется замена турбин".
- Я вообще отвечаю за все, что происходило при мне в отрасли, - заявил сразу после оглашения анализа трагедии Чубайс. - В 2000 году я был обязан подписать акт приема Саяно-Шушенской станции в эксплуатацию.
По его словам, энергетики долгие годы работали с высокими рисками, а имеющихся ресурсов хватало лишь на то, чтобы обеспечить жизнеспособность страны.
- Остановить Саяно-Шушенскую ГЭС в то время было невозможно, - считает Чубайс. - В условиях роста потребления электроэнергии дожидаться прихода инвестиций для замены рабочих колес гидроагрегатов было бы катастрофой для экономики Сибири и миллионов живущих там граждан.
Возможно, экономика ряда сибирских регионов и пострадала бы, но неужели это стоило 75 жизней?
- О проблемах на станции просто забыли. В 2000 году появилась красивая бумажка - станция принята в эксплуатацию. Это всех расслабило: и чиновников, и топ-менеджеров РАО "ЕЭС России", - говорит Сергей Пикин. - Не было бы ее, все бы знали, что проблемы на станции остались. И это маячило бы у них перед глазами. Тогда бы на Саяно-Шушенскую ГЭС Ростехнадзор чаще бы наведывался и писал бы умный и развернутый доклад без слова "авария". Все мы сильны задним умом. Ведь стоило сделать такой же подробный технический доклад на полгода раньше, катастрофы точно не произошло бы.
“Заигрались в фишечки да в акции - а с техникой так нельзя!”
- Фундаментальная причина аварии - неверно выбранная стратегия реформирования энергетики в стране, - считает Игорь НИКОЛЕАВ, директор департамента стратегического анализа консалтинговой компании ФБK. - Когда в начале 2000-х годов затевалась реформа РАО “ЕЭС”, нам рассказывали о том, как это хорошо. Вот выпустят “голубые фишки” (так называют акции крупнейших предприятий страны. - Ред.), их начнут скупать инвесторы, а полученные взамен акций деньги пойдут на модернизацию. Но этих средств оказалось катастрофически мало, по сравнению с тем, сколько на самом деле требовалось. Хотя было очевидно: инфраструктура страны устаревает, в 90-е годы в нее вообще ни копейки не вкладывалось. Все оставляли на потом, а с потенциально опасной техникой так нельзя! Заигрались в фишечки да в акции! По сути жизни людей поменяли на эти биржевые бумажки.
И когда говорят, что в 2000-е годы у государства не было денег на модернизацию - это неправда! Именно в эти благополучные годы природные ресурсы страны переводилсь в финансовые. Деньги триллионами рублей складировались в госрезервах вместо того, чтобы переводиться в инфраструктупные - энергетические и транспортные - ресурсы. Хуже того - в ближайшее время ситуация не улучшится. Из-за кризиса у нас почти не осталось финансовых резеров, а то, что осталось, будет потрачено на социалку. На модернизацию же нет ни рубля - так что жди очередных ЧП.
СПИСОК ПРИЧАСТНЫХ К АВАРИИ И В ЧЕМ ИХ ВИНА (по версии Ростехнадзора)
- Спойлер
- 1. Вячеслав СИНЮГИН, замглавы Минэнерго России, в прошлом топ-менеджер РАО "ЕЭС России" и глава "ГидроОГК" (предыдущее название "РусГидро"). - Вывел ремонтный персонал из штатного расписания ГЭС. Это сократило издержки. Но вместе с тем исчез и регулярный контроль за техническим состоянием оборудования. Таким образом оценку того, насколько безопасна Саяно-Шушенская ГЭС, никто не делал.
2. Борис ВАЙНЗИХЕР, гендиректор ОАО "ТГК-1", в 2005-2008 годах - технический директор РАО "ЕЭС России". - Отвечал за введение единых стандартов безопасной эксплуатации оборудования на объектах электроэнергетики.
3. Анатолий ЧУБАЙС, глава госкорпорации "Роснано", бывший глава РАО "ЕЭС России". - В декабре 2000 года утвердил акт приемки в эксплуатацию Саяно-Шушенской ГЭС, где не было должной оценки безопасности станции. А в последующие годы не устранил явные недочеты, что должно было повысить безопасность ГЭС.
4. Валентин СТАФИЕВСКИЙ, руководитель дивизиона "Юг" ОАО "РусГидро", с 1983 по 2006 год был главным инженером СШГЭС. - Знал о реальном состоянии оборудования на станции, но не принял меры по повышению ее безопасности.
5. Анатолий ДЬЯКОВ, член-корреспондент РАН, в 2000 году - председатель Центральной комиссии по приемке в эксплуатацию СШГЭС. - Состояние станции в акте оценивается как "хорошо", что было сильным преувеличением. В результате последствия дальнейшей эксплуатации ГЭС многими недооценивались.
6. Игорь ЮСУФОВ, посол по особым поручениям МИД России, в 2001-2004 годах - министр энергетики. - Не создал механизмов госконтроля и надзора за объектами энергетики.
Подробнее:
https://primamedia.ru/news/107937/Добавлено спустя 5 минут 41 секунду:Ольга Прохорова писал(а):Посмотрите фильм.
То, что происходило в Чернобыле, мне 2 дня рассказывал генеральный конструктор роботов, который побывал там на крыше, когда застряли все импортные железяки. Соблюдая все правила безопасности вполне можно было ничего не подхватить. Их отдел занимался мягкой посадкой космических аппаратов. То, чего американцы не могут до сих пор сделать.