И, собственно, давайте посмотрим для начала, что случилось? Потому что очень много оценок и никто как-то не обращает внимания на то, что всё же физически случилось.
Пункт первый. 24 декабря 2003 года Россия, президентом которой был тогда Владимир Владимирович, и Украина подписали договор о сотрудничестве в деле использования Азовского моря и Керченского пролива, и в этом договоре черным по белому было сказано, что торговые суда и военные корабли и той, и другой державы пользуются в Азовском море и Керченском проливе полной свободой судоходства. Подписал Путин. Заметим, что мы этот договор не денонсировали, то есть ни в какой момент Путин не встал и не сказал «Этот договор больше не действует». Почему? А, вот, по кочану.
Значит, единственный морской путь из Одессы в Черном море в Мариуполь на Азовском море, как туда шли эти суденышки и обратно, идет через Керченский пролив. И понятно, что с 2014 года, с момента аннексии Крыма этот путь по понятным причинам стал довольно опасен. А с 2018-го года, с мая, с момента открытия Керченского моста он по необходимости пролегает под опорами Керченского моста. И понятно, что де-юре эти воды являются международными и украинскими, а де-факто Россия усматривает эти воды как свои. Соответственно, это создает почву для конфликтов.
И, вот, я обращаю ваше внимание на очень важную деталь, которую мало кто заметил, которая заключается в том, что 22 сентября 2018 года, то есть 2 месяца назад 2 украинских ржавых корыта под названиями «Донбасс» и «Кореец» тоже прошли под опорами Керченского моста, тоже это были военные суда. У них был капитан Дмитрий Коваленко, который потом давал интервью, как они готовы к конфликту с российскими пограничниками, что у них оружие было заряжено, что у них были пожарные гидранты все набраны водой, чтобы смывать российских пограничников с палубы в случае абордажа. Из этого интервью можно было заключить, что обычно пожарные гидранты в украинских судах не готовы к употреблению. А тут их, все-таки, видите ли, приготовили.
Ну, тогда, вот, как-то так не случилось – российские военные просто сопроводили оба судна. Причем, всё было ровно по такой же схеме. Капитан Коваленко не просил прохода в Азовское море – он просто уведомил Россию, что собирается совершить переход, вот, в полном соответствии с вышеназванным договором
И вот отправляются в это воскресенье другие 3 корыта – «Бердянск», «Никополь» и буксир «Яны Капу». Значит, результат – суда обстреляны, захвачены, буксир протаранен. 23 украинских моряка находятся в плену, в заложниках. Трое ранены. При этом самое позорное, я считаю, во всей этой истории и что нам, судя по всему, дороже всего будет стоить, что вместо, собственно, статуса пленных или военнопленных эти моряки объявлены преступниками, они сидят в Лефортово и их будут судить.
Ну, собственно, вот есть переговоры российских моряков «Дави его, дави!» И у меня несколько вопросов ко всем сторонам этой истории. Самый первый вопрос, как ни странно, к украинцам – а чего, собственно, вы, украинские моряки, не оборонялись? Потому что, вот, капитан Коваленко после этого героического перехода «Донбасса» и «Корейца»... Просто анабасис это был. ...стер язык, рассказывая, как, вот, героически украинские моряки готовились отразить агрессию.
И вопрос: зачем военные суда идут под опорой Керченского моста, чтобы их потом взяли на абордаж, ну, знаете, как сомалийские пираты в Аденском заливе какой-нибудь сухогруз беспомощный.
Вопрос второй. Как раз к России. Так, все-таки, вот украинские суда шли по украинскому морю из украинского порта в украинский порт. Это преступление с точки зрения России или нет? Если это преступление, то почему 22 сентября 2018 года в точно такой же ситуации российские пограничники эти суда пропустили?
Кого за это сняли с должности? Кого разжаловали в рядовые? С кого сорвали погоны?
Если это преступлением не было 22 сентября, почему 25 ноября это стало преступлением? Как понять такую избирательность? Какие за это время изменились международные акты?
https://echo.msk.ru/programs/code/2325095-echo/