Репрессии в СССР.(1 ч.)

Список разделов Главное О жизни России и общества

Описание: О политике в России и в мире, о новшествах и происшествиях, влияющих на жизнь общества.

  • 6

#1 Папа_Карло » Вт, 9 мая 2017, 13:00

Элиза писал(а):Кто-нибудь задумывался, что было бы с СССР, если бы не было Великой Отечественной Войны?
Многолетние репрессии, инакомыслие, интеллигенция, большие умы искореняются, лагеря и т.д. В стране атеизм и культ личности.
А Сталину ещё 15 лет жить. Что мог бы он за 15 лет ещё натворить?

Жил в XIX веке такой философ, поэт – Печерин, эмигрант, перешедший в католичество, автор воспоминаний "Замогильные записки". Мало кому он ныне известен. Но остались от него незабываемые стихи: "Как сладостно Отчизну ненавидеть и жадно ждать её уничтоженья"

Мне надоели стандартные штампы про репрессии.
Решил открыть тему, куда можно будет всех посылать учить матчасть.

phpBB [media]
Папа_Карло
Автор темы
Модератор + Политик года
Аватара
Сообщения: 54387
Темы: 87
С нами: 17 лет 1 месяц


  • 1

Re: Репрессии в СССР

#3901 КарданныйВал » Сб, 23 июня 2018, 14:46

«Проданные сокровища России. Как Советская власть распродавала национализированное искусство. 1917 — 1938 годы»

Редкая книга о ещё одной ужасной стороне национальной катастрофы начала XX века — о том, как новое советское правительство распродавало российские художественные коллекции.

Вообще, первооткрывателем этой запретной темы стал журнал «Огонек» ещё в далёком 1989 году. Расследование о разграблении Эрмитажа вышло в трех номерах в рубрике «Боль отечества», в которой публиковались расследования о пропаже культурных ценностей. И только в 2000 году об этом появилась целая книга.

До Революции Эрмитаж был самой крупной сокровищницей мирового искусства, чью коллекцию веками наполняли как монархи, так и состоятельные меценаты. Величайшие шедевры, которые скупала Екатерина II, свозили в Россию военными фрегатами. Мы располагали одним из лучших в мире собраний картин Рембрандта. Сейчас же Отдел редких книг Библиотеки Конгресса США почти на 80% состоит из купленных в России, среди которых есть первая печатная книга на русском языке — «Апостол» Ивана Фёдорова (1564), с которой, собственно, и началась история книгопечатания в России.

Чтобы воплотить все грандиозные намеченные планы в жизнь, новой власти нужно было много золота. И вот, по злой иронии, выжить советы могли лишь с помощью мировой буржуазии, которая и стала покупателем российских сокровищ. После революции сразу национализировали частную собственность — дворцы и усадьбы, которые очень скоро были опустошены или уничтожены. Но потом кто-то нашел у княгини Мещерской в домашней коллекции картину Боттичелли, и стало понятно — пока ещё не все разворовали. Тут-то и начали выписывать конфискационные декреты на предметы искусства и памятники старины.

Но ценности не просто изымались и отправлялись в хранилища. Властями было принято решение тайно распродавать сокровища. При этом весь процесс торговли был очень дурно организован.
Западные эксперты пытались дешево выманить главные шедевры русских музеев и это не составляло им труда, так как чиновники главной конторы по скупке и реализации антикварных вещей плохо понимали, каким товаром торгуют и даже путали имена художников — вместо Ван Дейка могли написать Ван Эйк, вместо Титуса писали Татус.

Кто-то из современников того времени хорошо сказал: «Если кухарка, в случае надобности, могла управлять государством, то писать библиотечные карточки на всех европейских языках она еще не умела». Но несмотря на невежество, власти понимали, что за предметы искусства можно выручить немало денег. Поэтому они устраивали целые рекламные
кампании: специальные выставки-распродажи, лекции, закрытые показы, даже издали альбом коронных драгоценностей для удобства (кстати, если хотите мне что-нибудь подарить...).
Были созданы особые комиссионки, например — универмаг Торгсин на Смоленской, для торговли с иностранцами. Так, вскоре наряду с традиционными русскими статьями экспорта, как лес, меха, икра и кожа, появился раздел «художественные ценности».

Книга повествует о печальной истории. О том, как у варваров возникла возможность по собственной глупости уничтожить культурное наследие целой империи, но, к счастью, им просто не хватило мозгов для этого. От людей, которые в своей деятельности во главу угла ставили лишь одну строчку из Интернационала (про разрушенный мир, очевидно), можно было ожидать и гораздо-гораздо худшего.

Когда знакомишься с этими трагическими страницами родной истории, испытываешь одновременно скорбь и гордость: за безвозвратные и бессмысленные потери и за несметные богатства и достояния мирового искусства, которые собрала и сберегла наша страна, несмотря ни на что.
КарданныйВал
Аватара
Сообщения: 8260
Темы: 22
С нами: 8 лет 11 месяцев

Re: Репрессии в СССР

#3902 Папа_Карло » Сб, 23 июня 2018, 19:53

Вот, например, что пишет Константин Вячеславович Сахаров, полковник царской армии, получивший звание генерал-лейтенанта и орден Св. Георгия 3-й степени от Колчака за войну против своего народа:


Второе, — и это чрезвычайно важно не для прошедших годов, а для настоящего и ближайшего будущего, — белое движение в самой сущности своей явилось первым проявлением фашизма. Той волны народных масс, которая всё выше вздымает свой вал; и в которой человечество готово уже видеть единственное средство от общего паралича государственной власти, знаменующего наше время, начало двадцатого века.

Белое движение было даже не предтечей фашизма, а чистым проявлением его. Действительно, если пристально вглядеться в стимулы, двигавшие белыми, то в них выступает всё то же, что создаёт фашизм в других странах. И не только создаёт самый фашизм, но и делает его желанным для всех, даёт ему стальную силу и крепкую прочную опору, обеспечивает успех.

Невольно может возникнуть вопрос: почему же тогда неудача белого движения, даже разгром его? Ведь фашизм идёт всюду верными шагами к победе — для торжества права, правды и справедливости? Ответ на это лежит в том, что, во-первых, русский фашизм, белое движение было лишь первым робким опытом его; во-вторых же, этот первый опыт проходил в неимоверно трудных условиях, в которых и явилось много причин его временного крушения. Частью эти причины открыты, по возможности, в предыдущих главах; но все их выяснит и выскажет только исследователь из будущего поколения.


Теперь же можно сказать безошибочно следующее: необходимое условие успеха фашизма, неотделимая от него сущность его — это диктатура. И вот, к несчастью, ни одно белое народное движение, как и все вместе взятые, не смогло дать диктатора. Не нашлось такой воли и души одного человека, который всё подчинил бы себе, а себя самого подчинил бы целиком этой великой идее — служению всему народу путём проявления непререкаемого, безусловного закона, воплощённого в нём одном. Вся та масса больших патриотов, белых офицеров и солдат, отдельные крупные вожди и деятели, — всё поэтому расплывалось, разбивалось и не могло добиться полной концентрации сил, без чего окончательная победа никогда невозможна.

К этому примешалась и неизбежно вытекающая из-за отсутствия диктатуры та дряблость, которая везде губила белое движение. Именно дряблость, ибо она одна допустила не только терпимость к социалистам, но даже и совместную работу с ними. Ведь фашизм всегда и всюду более чем противоположен сущности социализма (марксизма), — фашизм прямо враждебен ему: первый является движением чисто народным, направленным к улучшению, к упрочнению человеческих отношений и устройства государства, второе же — социализм — есть проведение насильно нежизненных, искусственных норм, выводимых из теории, пропитанной завистью и ненавистью к человечеству, презрением к человеку. А потому и приводящий к тем результатам всеобщего горя и разрушения, что социалисты и выполнили так беспредельно в нашей несчастной России.

И несомненно, за эти годы прибавилась к прежним новая заслуга России перед человечеством, перед всем миром: она своим белым движением сняла маску с социализма и показала его истинное лицо. Тем самым облегчён путь торжествующего, победного фашизма; дано предостережение, что вождь народного фашизма, терпящий социализм, допускающий его деятельность в государстве, хотя бы и подпольную, — обрекает народное дело и себя на неуспех.
(Сахаров К.В. Белая Сибирь (Внутренняя война 1918–1920 гг.). Мюнхен, 1923. С.314–315)



Надо сказать, Константину Вячеславовичу крупно повезло. Вместо того, чтобы болтаться в петле вместе с Красновыми и Шкуро, он умер 23 февраля 1941 года в Берлине, наблюдая пик могущества Третьего Рейха и не увидев его конца.
Папа_Карло
Автор темы
Модератор + Политик года
Аватара
Сообщения: 54387
Темы: 87
С нами: 17 лет 1 месяц

Re: Репрессии в СССР

#3903 Brittany » Сб, 23 июня 2018, 20:31

Папа_Карло писал(а):И несомненно, за эти годы прибавилась к прежним новая заслуга России перед человечеством, перед всем миром: она своим белым движением сняла маску с социализма и показала его истинное лицо.
Папа_Карло, у социализма не одно лицо. Причём все лица (социализма) истинные.
Нам присущи все грехи мира, но и все высоты духа и души тоже. Выбор за нами - что в себе поощрять и от чего отказываться (с)
Brittany F В сети
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщения: 67752
Темы: 322
С нами: 17 лет 10 месяцев
О себе: июль

Re: Репрессии в СССР

#3904 Кент » Сб, 23 июня 2018, 20:48

Brittany, ...это написал Сахаров, а не Тима, то, что написал фашист ,в чем он сам признался, есть только способ *обеления* фашизма, т.е. белого движениябелое движение в самой сущности своей явилось первым проявлением фашизма...
...у социализма не одно лицо. Причём все лица (социализма) истинные...истории не важно , какое лицо у того или иного строя ,она запоминает события и действия в течение данного отрезка времени, приписывание лиц и гримас начинается с появлением либерализма - слюнявого, тщедушного, больного не только сифилисом ,а всем , чем только можно, что в сердцах старушек порождает желание перекрестить и поверить ...на Руси всегда юродивым доверяли...
Капитан
Кент
Аватара
Сообщения: 5775
Темы: 9
С нами: 19 лет 4 месяца

Re: Репрессии в СССР

#3905 Brittany » Сб, 23 июня 2018, 20:50

Кент, согласна.
Нам присущи все грехи мира, но и все высоты духа и души тоже. Выбор за нами - что в себе поощрять и от чего отказываться (с)
Brittany F В сети
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщения: 67752
Темы: 322
С нами: 17 лет 10 месяцев
О себе: июль

Re: Репрессии в СССР

#3906 lucky » Вс, 24 июня 2018, 7:19

Жизнь на острове смерти

Назинская трагедия – одна из самых страшных страниц российской истории ХХ века, символ бессмысленной жестокости системы ГУЛАГа. Всего за несколько недель мая – июня 1933 года на острове посреди Оби умерли от голода пять тысяч спецпереселенцев. Многие из них стали жертвами людоедства. Сейчас на пожертвования в Назино строят церковь, посвященную невинным жертвам ГУЛАГа.​
В начале 1930-х в Советском Союзе была восстановлена паспортная система, отмененная после революции. Почти сразу в городах начались массовые аресты "нарушителей паспортного режима". Кампания была инициирована ОГПУ, руководство которого планировало таким способом увеличить численность населения Сибири на три миллиона человек.
План Генриха Ягоды, одобренный Сталиным, был оформлен как постановление Политбюро об организации новых трудовых поселений в Сибири, Казахстане и на Дальнем Востоке. Исполнение возложили на милицию, которая хватала на улице каждого, кто не мог предъявить воспетую Маяковским краснокожую паспортину. Арестованных грузили в товарные вагоны и везли в Новосибирск, откуда на баржах они отправлялись по Оби на север. Однажды в середине мая 1933 года жители деревни Назино увидели множество горожан в потрепанной одежде, сгрудившихся на острове напротив деревни.

Спойлер
"За что вы попали сюда?" – спросили мы парня. Он ответил: "А ни за что. Был студентом в Москве. На выходных пошел в гости к тете – москвичке. Дошел до ее двери, стучался, но тетка не успела открыть дверь, потому что меня тут же схватили. Я был арестован как не имеющий при себе паспорта".

(Из воспоминаний крестьянки Феофилы Былиной)
Сальников Кузьма Антонович, 1911 года рождения, из Новокузнецка, работал на шахте, был женат, имел двоих детей. Однажды он поехал в Новосибирск, пошел на центральный рынок. В это время рынок окружили, устроили облаву и арестовали тех, кто не имел при себе документов. Всех, в том числе женщин и детей, погрузили на баржу и увезли на остров Назинский. Еды не было. Людей мучил голод. Охрана бросала хлеб, когда ехала мимо острова. Кто схватит, тот и съест, остальным ничего не доставалось. В тех, кто пытался бежать, стреляли. Неизвестно, сколько Сальников пробыл на острове, но ему удалось бежать. Переплыв реку, он болотами вышел к людям. После побега работал в колхозах".

(Из воспоминаний Веры Пановой, жительницы Усть-Тыма)
"Люди там всякие были. Во время паспортизации их облавой взяла милиция в Томске и на баржу. И закрывали их там. Даже сам, этот, томский прокурор приезжал. У него два сына забрали. Люди выходили на улицу без документов, а их раз – и забирала милиция облавой. Прокурор тот своих сыновей вывез с острова".

(Из воспоминаний Алексея Вогулькина, жителя деревни Назино)
Воспоминания жителей Назино и окрестных деревень в конце 1980-х годов записали участники экспедиции томского общества "Мемориал" – Николай Кандыба, Георгий Шахтарин и Вильгельм Фаст.

– Это было летом 1989 года. Мы арендовали в Томске речной катер и поплыли на север, – рассказывает Георгий Шахтарин. – Когда причалили к острову напротив деревни Назино, там ничего не было видно из-за высокой травы. Мы высадились на берег и почувствовали, что нас всех пробрала какая-то оторопь. Наверное, потому что мы знали о событиях 1933 года. А так, если не знать, то – красивое место, северная природа.

– Вы были первыми, кто расспрашивал жителей Назино о тех событиях. И тогда еще были живы очевидцы. Вам легко удалось их разговорить?

– Да, они охотно рассказывали. Это ведь самая известная история, случившаяся в Александровском районе при советской власти. Можно сказать, легендарная. Они все называют этот остров – Людоед или Смерть-Остров.

В нашей избе был в то время заезжий двор. Колхоз обязывал нас принимать проезжих. Цыгане едут – цыган принимали. Потом я выписывала квитанцию, сколько людей было, сколько лошадей, и колхоз нам платил. На квартиру к нам попадали и высланные. Однажды побывала у нас и старушка со Смерть-Острова. Ее везли этапом. У нас в избе была прихожая, комната и две спальни. Женщину провели в дальнюю комнату на ночлег, и я увидела, что у старушки на ногах срезаны икры. На мой вопрос она ответила: "Это мне на Смерть-Острове отрезали и зажарили". Вся мякоть на икрах была срезана. Ноги от этого мерзли, и женщина обертывала их тряпками. Она самостоятельно двигалась. Выглядела старухой, но в действительности ей было 40 с небольшим лет".

Из воспоминаний Феофилы Былиной, жительницы с. Назино)
Как жители деревни относились к соседству с таким мрачным местом?

– Абсолютно спокойно. Они косили на острове сено, а деревенские коровы плавали туда через речную протоку на пастбище. Все знали, что там происходило. Повсюду нам рассказывали о случаях людоедства, но для местных жителей – это просто давняя история.

В интервью, записанном участниками экспедиции, крестьянка Мария Панова рассказывала:
Говорят, на острове было людоедство?

– Было, было. Привязывали женщин к лесинам, груди отрезали, икрянки эти вот отрезали.

– На ногах?

– Ну вот это вот мягкое место.

– И ели это мясо?

– Они жарили на костре и ели. Ну, голод был, голод.
Я не знаю, кто их охранял, никуда не выпускали и работы им не давали и ничем не обеспечивали. А у нас заплот такой был с воротами высокими. А закрывать их зачем мы будем? Три семьи нас поселилось, еще ни скотины, ничего нету… Они и не закрывались у нас – ворота. Вот утром выйдешь – елки зеленые, полная ограда покойников, ступить негде. Прямо лежали, как бревна. Вот сидим мы, ребятишки, а они, значит, лезут в окно: помираю, погибаю, опустился и – готов".
(Из воспоминаний Александра Наумова, жителя села Усть-Тым)
Кроме ни в чем не повинных людей без документов, случайно задержанных милицией, среди спецпереселенцев было немало уголовников-рецидивистов. Более выносливые и менее щепетильные, они были первыми, кто решился попробовать человеческое мясо.

В фондах томского мемориального музея "Следственная тюрьма НКВД" сохранились машинописные воспоминания сотрудника Александровско-Ваховской комендатуры Андрея Карагодина, который работал на острове охранником и полвека спустя записал по памяти сцену допроса одного из уголовников:

"В соседней комнате разместилась комиссия из Сиблага. Солидный голос сказал: "Садитесь!" и начался допрос. Я сразу же понял, что допрашивают кого-то из тех, кто жил на острове.

– Скажите, Гвоздев, это правда, что вы выбивали зубы больным и умирающим?

– Правда.
– Зачем?

– Чтобы добыть золотые коронки.

– Зачем?

– Поменять на махру. Курить же хочется. А у вахтеров за каждую коронку можно было бы получить спичечную коробку или целых две газеты, шоб цигарки крутить.

– Так... И много вы выбивали зубов?

– Сколько надо, столько и выбивал. В заначку не складывал. Все менял на махру, сам курил и друзей угощал.

– Ясно. А теперь вы, Углов. Это правда, что вы ели человечье мясо?

– Не, неправда. Я ел только печенку и сердце.

– Расскажите, как вы это делали, подробно.

– Очень просто. Как шашлык делают. Из ивовых прутиков делал шампурчики, нарезал кусочками, нанизывал на шампурчики, поджаривал на костерке.

– А у каких людей вы добывали себе мясо? У живых или у мертвых?

– Зачем же у мертвых. Это ж падаль. Я выбирал таких, которые уже не живые, но еще и не мертвые. Видно же, что доходит, через день-два все равно дуба даст. Так ему ж легче умереть будет... Сейчас, сразу, не мучиться еще два-три дня".

Назинское преступление ГПУ могло бы остаться нераскрытым – кто поверит рассказам крестьян? – если бы не расследование, которое по собственной инициативе провел Василий Величко, инструктор Нарымского окружного комитета партии. В июле 1933 года, по горячим следам, он опросил десятки человек, имевших отношение к организации лагеря смерти на острове у деревни Назино, а также записал показания местных жителей. Затем Величко в трех экземплярах отпечатал доклад, который отправил: в Москву – Сталину, в Новосибирск – Роберту Эйхе, в Нарым – секретарю Окружкома. После чего на полгода скрылся в тайге.

Одиннадцать страниц этого документа эпохи, рассекреченного в годы перестройки, впервые были опубликованы в сборнике "Спецпереселенцы в Западной Сибири" (Новосибирск. 1994 г.)

Люди начали умирать. Они заживо сгорали у костров во время сна, умирали от истощения и холода, от ожогов и сырости, которая окружала людей. Так трудно переносился холод, что один из трудпоселенцев залез в горящее дупло и погиб там на глазах людей, которые не могли помочь ему, не было ни лестниц, ни топоров. В первые сутки после солнечного дня бригада могильщиков смогла закопать только 295 трупов, неубранных оставив на второй день. Новый день дал новую смертность и т.д.
Сразу же после снега и мороза начались дожди и холодные ветра, но люди все еще оставались без питания. И только на четвертый или пятый день прибыла на остров ржаная мука, которую и начали раздавать трудпоселенцам по несколько сот грамм.

Получив муку, люди бежали к воде и в шапках, портянках, пиджаках и штанах разводили болтушку и ели ее. При этом огромная часть их просто съедала муку (так как она была в порошке), падали и задыхались, умирая от удушья".
Комендант Сулейманов кроме того, что избивал людей, при выдаче трудпоселенцам сахара поедал его (на глазах у всех) в невероятно больших количествах и теперь, по его собственному заявлению, "потерял всякий вкус". В результате всего – из 6100 чел. выбывших из Томска и плюс к ним 500-600-700 чел. (точно установить не удалось), переброшенных на назинские участки из других комендатур – на 20 августа осталось – 2200 человек. Все это, особенно остров, осталось неизгладимой метой у всех трудпоселенцев. Даже у отъявленного рецидива, видевшего виды на своем веку. Остров прозван "островом смерти" или "смерть-остров" (реже – остров людоедов). И местное население усвоило это название, а слух об том, что было на острове, пошел далеко вниз и вверх по рекам".

В доказательство того, насколько назинские события потрясли всех, кто с ними соприкоснулся, автор доклада приводит слова народных песен, сложенных тем же летом на берегах Оби:

Трудно нам братцы в Нарыме,

Трудно нам всем умирать,
Как пришлося на Острове Смерти

Людоедов нам всем увидать...

Боженька, боженька миленький,

Дай мне ножки до весны.

Комментарий Величко: "Дело в том, что у людей страшно опухали и еще опухают ноги".

Не придет мать с горячей молитвой

Над могилою сына рыдать.

Только лес свою песню Нарымскую

Будет вечно над ней напевать.

(Из песни "Между топких болот")

Доклад Величко заканчивается описанием картины, которую представлял собой Назинский остров после эвакуации выживших в другие, более благоустроенные участки Александро-Ваховской комендатуры:

"На острове сейчас травы в рост человека. Но местные жители ходили туда за ягодами и вернулись, обнаружив в траве трупы и шалаши, в которых лежат скелеты".

Томская экспедиция "Мемориала" в 1989 году также записала рассказы старожилов, которые посещали остров после ликвидации лагеря:

"Когда вода ушла уже, тут покос стал – сено косить. Ездила я с Тверитинскими на покос. И вот че они руки моют? Я нос зажму, свой остяцкий нос и думаю: че они это? А они возьмут руки помоют и опять побегут. Ну вонища, люди разложились, какой-то месяц они наверху еще лежат. И вот набрали зубы золотые. И договорились их в Торгсин сдать. Раньше Торгсин в Александровском был. Там золото принимали. И у кого есть золото – сдавали. Ну там всякие хорошие тряпки, всякие макароны, съедобица всякая"

Из воспоминаний Таисии Чокаревой, жительницы Назино, 1913 г. р.)
Письмо Величко вызвало большой скандал в аппарате ЦК и руководстве ГПУ. Осенью 1933 года для расследования обстоятельств массовой гибели спецпереселенцев в Назино прибыла комиссия Сиблага. Следствие подтвердило факты, изложенные в докладе, после чего все материалы были засекречены. Самого автора доклада, когда он решился выйти из тайги, уволили с должности инструктора. Величко ушел в журналистику, был военным корреспондентом "Правды" и дошел до Берлина. После войны опубликовал несколько романов о социалистических преобразованиях в Сибири: "О великом и вечном", "Посевы солнца", "Искаженный бог" и другие. Написать книгу о том, что он видел в Назино, Василий Величко так и не решился
Во время экспедиции 1989 года члены томского общества "Мемориал" провели так называемую "паспортизацию" Назинского острова – данные об этом месте занесены в реестры Министерства культуры, и с тех пор остров является объектом исторического наследия России.
Мы стараемся сохранять память о событиях 1933 года, – рассказывает сейчас глава Назинского сельского поселения Валерия Штатолкин. – В прошлом году собрали пожертвования и начали строить церковь, посвященную невинным жертвам ГУЛАГа. Сейчас храм почти готов. Каждый год в июне мы возлагаем венок у креста, стоящего на острове с 1993 года. Но в этот раз не получилось – высокая вода, остров затоплен почти целиком.

Ежегодные разливы реки, которые смывают следы человеческого пребывания на острове, – кажутся метафорой того, что происходит с человеческой памятью. Для жителей Назино эти события, наверное, уже стали делами давно минувших дней?
– Можно и так сказать. Если никто об этом не напоминает, то все забывается. Пойду сегодня в школу, на летнюю площадку, расскажу детям про остров.
https://www.sibreal.org/a/29293884.html
lucky M
Аватара
Откуда: New York
Сообщения: 9503
Темы: 39
С нами: 19 лет

Re: Репрессии в СССР

#3907 Brittany » Вс, 24 июня 2018, 11:13

Если никто об этом не напоминает, то все забывается.
:approve:
Нам присущи все грехи мира, но и все высоты духа и души тоже. Выбор за нами - что в себе поощрять и от чего отказываться (с)
Brittany F В сети
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщения: 67752
Темы: 322
С нами: 17 лет 10 месяцев
О себе: июль

Re: Репрессии в СССР

#3908 veravelios » Вс, 24 июня 2018, 12:30

Мне мама говорила , что её отец ушёл на работу и не вернулся.Я как-то не поверила .
veravelios F
Модератор
Аватара
Сообщения: 22812
Темы: 17
С нами: 11 лет 8 месяцев
О себе: https://postimages.org/r

Re: Репрессии в СССР

#3909 lucky » Вт, 26 июня 2018, 5:30

"Тела лежат на глубине 40 сантиметров"

Мы выяснили, что в 1931 году на территорию, где сейчас стоит Палочка, высадили с барж переселенцев из Алтайского края, всего более 6 тысяч человек. В основном это были "враги народа" и кулаки. К весне 1932 года в живых осталось около тысячи человек

В селе Палочка Верхнекетского района Томской области поисковики обнаружили массовые захоронения ссыльных и "спецпереселенцев" – жертв сталинского террора.
– Они непохожи на могилы, просто холмики или небольшие углубления в земле, размытые водой и поросшие травой, – рассказывает председатель регионального совета Поискового движения Томской области Максим Елезов. – Тела лежат в километре от населенного пункта на глубине 40 сантиметров. Также рядом нам удалось найти землянки, где жили спецпереселенцы. Мы обозначили все места захоронений, сделали их подробное описание, занесли координаты в GPS, составили акт и передали его в администрацию села. Теперь задача местных властей провести работу по увековечению памяти погибших. В будущем возможна эксгумация останков и перезахоронение их по всем христианским канонам. Для этого необходимо специальное разрешение. Просто так вести раскопки нельзя, в том числе по санитарным нормам, так как многие погибшие, среди которых дети, старики и женщины, были больны.

Село Палочка расположено на месте четырех спецпереселенческих поселков. Отряд поисковиков сюда пригласила начальник местного почтового отделения Ириной Янченко, которая в свободное время уже несколько лет вместе с односельчанами занимается восстановлением судеб тех, кого в годы Большого террора сослали в эти края.
Сначала единственным источником информации для меня была небольшая выставка в школьном музее, где рассказывалось, что к нам в село были сосланы несколько тысяч людей, – рассказывает Ирина. – Я стала искать подробности, обратилась в районные архивы. Собрала инициативную группу. Мы выяснили, что в 1931 году на территорию, где сейчас стоит Палочка, высадили с барж переселенцев из Алтайского края, всего более 6 тысяч человек. В основном это были "враги народа" и кулаки. К весне 1932 года в живых осталось около тысячи человек. Люди выживали как могли. Рыли землянки, ели траву, коренья.
Уже несколько лет Ирина Янченко опрашивает односельчан – потомков тех спецпереселенцев и записывает их воспоминания

Из воспоминаний Марии Шебалиной:

"В 1931 году отца признали "кулаком". Весной того же года маму и всех детей сослали… В Томске нас посадили на 2 баржи, кого в трюм, кого на палубу. На незатопленном холме, где когда-то сгорела тайга, высадили. Народу приехало столько, что пришлось образовать два поселка. Комендант объявил, что если будем писать письма, то адрес такой: пос. Палочка, Моховский сельсовет, Верхнекетский район Томской области. Через некоторое время пришел пароход с баржей, в трюме которой были лошади (около 50 голов) и сельхозинвентарь. Несколько лошадей в пути сдохли. Их выгрузили на берег, и мы ночью, чтобы не заметил комендант, подползали и отрезали куски, кто какие мог унести. Люди были настолько голодны, что ели мясо дохлых лошадей"
Спойлер
Всего на территории Палочки семь массовых захоронений ссыльных, – продолжает Ирина. – На одно из них мы сами наткнулись, когда стали копать силосную яму: пошли кости, черепа. Меня это ужаснуло, как такое может быть. Прибалты по всей Томской области ставят камни скорби для увековечивания памяти своих предков, ни одна могилка у них не заброшена, а мы не помним своих предков. Сегодня в Палочке живут около 300 человек, почти все они потомки ссыльных и репрессированных. В ходе работы в архивах выяснилось, например, что у моей подруги бабушка с дедушкой и двое их маленьких детей умерли в землянке, их не успели вытащить, а ее маме удалось сбежать. Местные жители вспомнили, где их похоронили, и показали место.

Восстанавливая судьбы репрессированных, Ирина узнала и судьбу своих предков.
– Мой дед родом с Полтавы, из деревни Шляховая, что рядом с хутором Диканька. Там у его семьи был большой Кожевенный завод, они очень зажиточно жили. В 1924 году всю семью выслали на Алтай. Дедушка вспоминал, что везли их в теплушках, а когда проезжали Москву, были похороны Ленина. На Алтае они снова встали на ноги, завели хозяйство. Но жить спокойно им так и не дали, в 1930 году выслали в село Могочино Томской области. А оттуда деда забрали на фронт. Непонятно, почему на войну отправили репрессированного, ведь реабилитировали его только в 50-х годах. Теперь я хочу узнать более подробно, что стало с моей семьей дальше.
Подобные захоронения были возле каждого спецпоселка, которых в Томской области более 400, – говорит председатель Томского общества "Мемориал" – "Следственная тюрьма НКВД в Томске" Василий Ханевич. – Как правило, это коллективные могилы, большинство из них заброшены. Раскопок на этих местах никогда не велось, они зарастали травой. Считаю, что их необходимо найти, обозначить и установить там памятный крест. Потомкам важно знать, где похоронены их предки, чтобы была возможность прийти, зажечь свечу, положить цветы.

Из воспоминаний ссыльного Вениамина Курченко:
"В четыре поселка: Городецк, Палочка, Суйга, Проточка в 1931 году было выслано 7800 человек. Жизнь кулаков-спецпереселенцев была очень тяжелая. Сталинские опричники-коменданты держали их в безропотном повиновении. Сотрудники НКВД разъезжали по поселкам и "выкорчевывали" врагов народа. Это было уже в 1937–1938 годах. Я в это время жил в детском доме. Помню, как забрали нашего директора Льва Менделевича Леонсона – прекрасного человека, которого мы все любили. А с ним бухгалтера и конюха. Никто из них домой не вернулся. В моральном смысле было тяжело страдать без вины. Нам нельзя было выехать в другую местность на учебу или в гости, в армию тоже не брали. Только во время ВОВ, когда создалась критическая ситуация под Москвой, стали брать на фронт и "врагов народа". Многие из них погибли и были награждены правительственными наградами".

Устанавить, кто именно похоронен в безымянной братской могиле, обнаруженной сейчас в селе Палочка, невероятно сложно. Важны любые сведения и воспоминания о ссыльных.

– Если вдруг вы знаете, что кого-то из ваших близких ссылали в эти края, сообщите, пожалуйста. Это поможет нашей работе. Сейчас мы надеемся на появление мемориального комплекса в память о тех, кто здесь похоронен.​– говорит Ирина Янченко.
https://www.sibreal.org/a/29273266.html
lucky M
Аватара
Откуда: New York
Сообщения: 9503
Темы: 39
С нами: 19 лет

Re: Репрессии в СССР

#3910 Марк » Сб, 30 июня 2018, 7:30

laysi писал(а):Спасибо...я и не знал, что Солженицын оказывается русский по национальности... а Осип Мандельштам и Всеволод Мейерхольд тоже русские? В ГУЛАГе евреев убивали больше всех...
Порой вы удивляете меня градусом своей необразованности. Почитайте хотя бы биографии этих личностей. Александр Исаевич несомненно русский, из его биографии и автобиографии. А так же православных высказываний. А поэт и режиссер действительно евреи, они этого никогда не скрывали.
laysi писал(а):В ГУЛАГе евреев убивали больше всех...
Карма батенька. Шибко налютовались во время гражданской войны, в ЧК и в ГПУ при Ягоде. Пришлось товарищам грузинам Сталину и Берии, а так же русскому Ежову проредить стаи волков и гиен в органах и в партии. Столько хищников и падальщиков советский народ не мог прокормить своей кровью и страданиями.
Brittany писал(а):у социализма не одно лицо. Причём все лица (социализма) истинные.
Кстати Швеция, Норвегия, Дания, Франция по своей сути были странами социалистическими. Хитрые и ленивые могли всю жизнь там неплохо жить на пособия. Лучше чем современные работяги по всему миру.
Марк
Сообщения: 12109
Темы: 783
С нами: 10 лет 10 месяцев

Re: Репрессии в СССР

#3911 Brittany » Сб, 30 июня 2018, 10:30

Марк писал(а):Кстати Швеция, Норвегия, Дания, Франция по своей сути были странами социалистическими.
Да? там средства производства были по сути, как в СССР?
А теперь эти страны по сути уже не социалистические? социализм проиграл опять? :ninja:
Нам присущи все грехи мира, но и все высоты духа и души тоже. Выбор за нами - что в себе поощрять и от чего отказываться (с)
Brittany F В сети
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщения: 67752
Темы: 322
С нами: 17 лет 10 месяцев
О себе: июль

Re: Репрессии в СССР

#3912 Марк » Сб, 30 июня 2018, 12:53

Brittany писал(а):Да? там средства производства были по сути, как в СССР?А теперь эти страны по сути уже не социалистические? социализм проиграл опять?
В СССР не был построен социализм. Там был жесткий государственный капитализм. С социалистическим распределением произведенных материальных благ.
А в Скандинавии и во Франции социализм был в том, что все сверхдоходы государственных и частных компаний изымались налогами на общее благо для всего народа. Там были и есть высочайшие в мире социальные пособия. За счет того, что не позволялось местным капиталистам шиковать за счет чужого труда.
Ну а то, что социализм там потихоньку сдает свои позиции, виноват человеческий эгоизм. Одним лень работать на общее благо, раз есть пособия по безработице и большие пенсии, другим жалко отдавать большую часть своей прибыли этой орде бездельников и иждивенцев. И они увоходят от уплаты налогов в офшоры или перерегистрируют свои компании в других странах.
Марк
Сообщения: 12109
Темы: 783
С нами: 10 лет 10 месяцев

Re: Репрессии в СССР

#3913 SU1730 » Сб, 30 июня 2018, 13:22

Марк писал(а):В СССР не был построен социализм. Там был жесткий государственный капитализм.
:-D
:facepalm:
А кто-нибудь знает: у Марка высшее образование?... или только аттестат об окончании 10 классов в вечерней школе рабочей молодежи?
SU1730

Re: Репрессии в СССР

#3914 Марк » Сб, 30 июня 2018, 13:36

SU1730 писал(а):или только аттестат об окончании 10 классов в вечерней школе рабочей молодежи?
Все средства производства и деньги, капитал, находились в руках у одного государства, а не у множества частных компаний, как на Западе. А народ по сути был не хозяином своего государства, а наемными рабами у него. К чести СССР, рабство в 60-80 гг. было все таки относительно мягкое и гуманное. Хозяин ( государство) заботилось о здоровье и сытости своих рабов.
А вот люди с несколькими советскими и американскими дипломами об окончании университетов, как раз и превратили Россию из второй империи мира, в страну третьего сорта, в 90 гг.
Марк
Сообщения: 12109
Темы: 783
С нами: 10 лет 10 месяцев

Re: Репрессии в СССР

#3915 Ярогор » Сб, 30 июня 2018, 14:38

SU1730 писал(а):А кто-нибудь знает: у Марка высшее образование?... или только аттестат об окончании 10 классов в вечерней школе рабочей молодежи?
Поговаривают, что пту-шник он... со строительным образованием... для стройбата был лакомый кусочек :-D
Правь - уравновешивание Нави Явью до состояния Правды
http://forum.f-dk.ru/viewtopic.php?f=163&t=29452
Ярогор M
Аватара
W
Откуда: Україна
Сообщения: 30041
Темы: 76
С нами: 16 лет 9 месяцев

Re: Репрессии в СССР

#3916 SU1730 » Сб, 30 июня 2018, 16:51

Если всё так, как ты говоришь, то это немного проясняет почему Марк считает, что в СССР "был жесткий государственный капитализм": как тогда говорили - "Не подмажешь - не поедешь"... "Не подмажешь - не построишь". В СССР строительство всегда предполагало не просто расходование запланированных бюджетных средств, а постоянные выезды вышибал и прошибал в Управления, Главки, в Министерства, чтобы выбить (за наличные, за подарки...) необходимые технику, материалы, комплектующие... которые хоть и были предусмотрены сметой на строительство, но действовали волчьи законы капитализма: выживали не лучшие, а самые пробивные, нахрапистые, безыдейные идейные коммунисты от строительства. Закрывались протоколами и актами не достроенные объекты ради премий и продвижения по службе вот таких скользких, капиталистических, но коммунистических руководителей.
Уж на что не любил производственные худ. советские фильмы, но дважды смотрел фильмы Гельмана и "Премию" и "Мы, нижеподписавшиеся"... Не подмажешь - не поедешь... В этом смысле Марк абсолютно прав. Но он говорил несколько об ином, когда попытался проаргументировать это своё высказывание о капитализме в СССР.
SU1730

Re: Репрессии в СССР

#3917 Brittany » Сб, 30 июня 2018, 18:33

Марк писал(а):В СССР не был построен социализм.
Чего только на нашем форуме не узнаешь! :ninja:
Марк писал(а):А в Скандинавии и во Франции социализм был в том, что все сверхдоходы государственных и частных компаний изымались налогами на общее благо для всего народа. Там были и есть высочайшие в мире социальные пособия.
Не следует путать социальные пособия с государственным строем.
Марк писал(а):Ну а то, что социализм там потихоньку сдает свои позиции, виноват человеческий эгоизм.
Можно ли отсюда сделать вывод, что человеческий эгоизм, свойственный вообще-то всем людям,
противится построению социализма? :wink:
Нам присущи все грехи мира, но и все высоты духа и души тоже. Выбор за нами - что в себе поощрять и от чего отказываться (с)
Brittany F В сети
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщения: 67752
Темы: 322
С нами: 17 лет 10 месяцев
О себе: июль

Re: Репрессии в СССР

#3918 Кент » Сб, 30 июня 2018, 19:36

Brittany, человеческий эгоизм вообще то противится всему тому ,что не носителем этого эгоизма создано,изобретено и т.п....
Капитан
Кент
Аватара
Сообщения: 5775
Темы: 9
С нами: 19 лет 4 месяца

Re: Репрессии в СССР

#3919 Brittany » Сб, 30 июня 2018, 20:01

Кент писал(а):Brittany, человеческий эгоизм вообще то противится всему тому ,что не носителем этого эгоизма создано,изобретено и т.п....
Носитель-то человек. Как ни крути.
Нам присущи все грехи мира, но и все высоты духа и души тоже. Выбор за нами - что в себе поощрять и от чего отказываться (с)
Brittany F В сети
Аватара
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщения: 67752
Темы: 322
С нами: 17 лет 10 месяцев
О себе: июль

  • 1

Re: Репрессии в СССР

#3920 SU1730 » Сб, 30 июня 2018, 20:08

Brittany писал(а):
Кент писал(а):Brittany, человеческий эгоизм вообще то противится всему тому ,что не носителем этого эгоизма создано,изобретено и т.п....
Носитель-то человек. Как ни крути.
Это как посмотреть - с какого боку...
А то может статься, что именно эгоизм есть носитель именно человека... не слона и бегемота, а именно человека - только его эгоизм носит на себе, как надлежащую форму носит полицейский: не будет эгоизма - не будет и человека. И эти двуногие снова станут четвероногими - как выясняется, прямохождение очень опасно для Природы.
SU1730

Пред.След.

Вернуться в О жизни России и общества

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 8 гостей