Samersen писал(а):Храм Воскресения Христова, или Главный храм Вооружённых сил России -
грандиозно!
«Китчевый памятник путинской эпохи с фейковыми сюжетами»
Протодиакон Андрей Кураев раскритиковал главный храм Минобороны России. Интервью Znak.com
В минувшее воскресенье, 14 июня, в парке «Патриот» под Москвой прошла церемония освящения главного храма Минобороны России (он же Патриарший собор в честь Воскресения Христова). Его построили в рекордные сроки — всего за два года — и посвятили 75-летию победы в Великой Отечественной войне, а также другим подвигам российской армии. Он стал самым большим православным храмом, построенным в России со времен восстановления храма Христа Спасителя.
Строительство главного храма ВС РФ вызвало немало споров в обществе. Возникали вопросы к мозаикам Путина и Сталина (их в итоге демонтировали), архитектурному исполнению и цветовой гамме религиозного объекта, а также к источникам финансирования. Получившийся храм некоторые сравнивают с цитаделью из игры Warhammer или крепостью Мордора. Известный богослов и философ, протодиакон Андрей Кураев назвал главный храм ВС РФ «китчевым памятником путинской эпохе». Свою позицию он объяснил в интервью Znak.com, рассказав также, какие фейковые сюжеты увидел в интерьерах храма и почему подаренная патриархом Сергею Шойгу икона — ненастоящая.
«Ощущение китча»
- Спойлер
- — Первое, что бросается в глаза — это черно-зеленый цвет стен храма. Такая гамма очень резонирует с представлениями православных о русских религиозных объектах, которые традиционно возводят в светлых тонах. Как вам внешний вид храма?
— Я приветствую саму попытку выхода за рамки церковно-архитектурного канона. Этот поиск характерен для архитектора Дмитрия Смирнова, который стал автором проекта главного храма Вооруженных сил РФ. Этот же поиск проявился в его храме Новомучеников в Сретенском монастыре. Я приветствую такую открытость, но это не означает, что я готов считать удачной любую попытку выйти за устоявшиеся традиции. Храм Смирнова в Сретенском монастыре, на мой взгляд, хорош, чего я не могу сказать про главный храм ВС РФ.
В одном отношении этот проект получился чрезвычайно удачен. Храм полностью соответствует своему назначению. Это памятник путинской эпохи, проект «Советский Союз 2.0». Московское метро, вынесенное на поверхность земли. Но меня это совершенно не коробит. Это стиль моего детства и моей родной станции «Парк культуры». Кроме того, мой любимый стиль в архитектуре — это модерн начала XX века. И в главном храме ВС РФ есть присущая ему насыщенная цветовая гамма. Но все равно есть ощущение китча.
— Значит, вам не кажется неудачной такая цветовая гамма для православного храма, пусть даже это храм Минобороны РФ? Вы сами в соцсетях заметили, что общая атмосфера интерьеров храма навеяна дворцом подводного царя из советского сказочного фильма «Садко».
— Это памятник эпохи, а эпоха у нас тоже не очень-то светлая. Так что идеальное соответствие стиля и эпохи. В чем живем, то и получили.
Но, конечно, вчера нельзя было не заметить во время трансляции, что храм подсвечивали прожекторами — чтобы убавить мрачности. А день освящения храма был безоблачным, светило солнце. Но света явно не хватало, даже с учетом стеклянных куполов.
Минобороны РФ
— Что вы можете сказать о внутреннем оформлении храма? Мозаику с Путиным, Шойгу и Сталиным, конечно, демонтировали, но остались в убранстве коммунистические мотивы.
— Тут нарушен очень важный принцип храмового искусства: служить, а не привлекать к себе внимания, отвлекая от главного — молитвы. Православие знает, что «мама, мы все больны». Нам не хочется долго молиться, и даже на службе каждый ищет повод не молиться. Повод должен быть благочестив: обмен церковными сплетнями, перекладывание бесконечного пасьянса свечей на подсвечнике, шиканье на не так одетых и просто опоздавших посетителей…
Давно известно, что среди поводов почетное место занимают сложно-символические изображения, полные загадочных аллегорий. Именно поэтому в церковном каноне считается, что не нужно перегружать икону различным символизмом и сюжетами, не надо отвлекаться на разгадывание кроссвордов, которые в ней зашифрованы (почему тут плащ такого цвета или что означает такой-то камень на рукоятке меча). Икона создается как помощь молитве, а не как препятствие к ней. Как в молитве может помочь вознесенный к небу орден Красной Звезды, я не понимаю.
В главном храме ВС РФ сделана сознательная попытка помешать людям молиться: думайте о вещах, совершенно посторонних для спасения души. Смотрите на элементы внутреннего убранства и вспоминайте рассказанные вам гидом числовые ассоциации. Вчера мы видели, что согнанные в храм курсанты и солдаты этот завет свято выполняли. В службу они так и не «вошли».
«Прихожан там по определению быть не может»
— Верующие еще обратили внимание на то, что во время службы многие из людей в погонах не крестились…
— Коробочка курсантов стояла напротив шеренги генералов и складывалось ощущение, что они смотрели на министра обороны Сергея Шойгу. Если министр соизволял креститься, то и вся их коробочка спешила сделать то же самое. А по своему почину и в отдельности — ни-ни.
Более того, никто из них не подошел к причастию. Это позорище! В день освящения огромнейшего храма было всего восемь причастников, и ни один из них не был в форме! Ни генералы не подошли к чаше причастия, ни курсанты, ни солдаты. А только женщины.
И ни в ком из служивых не было заметно проявление храмовой культуры. То есть умения координировать свои действия с теми или иными моментами службы, жестами и словами священников. Когда патриарх и духовенство вставали на колени, никто из них даже голову не склонял. Поэтому слова патриарха про единство армии и церкви были отвергаемы поведением тех, кому и о ком он вроде бы говорил.
— Вы предполагаете, что в дальнейшем посетителей храма ВС РФ также будет отвлекать много информации, содержащейся на стенах?
— В этом весь смысл этого артефакта. Не важно, в какой форме будут экскурсоводы — в погонах или рясах, но смысл посещения именно в этой политинформации с указанием на огромное наглядное пособие. Людей будут приводить не на молитвы Богу, а для внедрения в них старой советской версии Великой Отечественной войны с заменой «ВКП(б)» на «церковь».
И прихожан там по определению быть не может. Храм расположен на полузакрытой территории, рядом — полигон. Там нет местных жителей, которые бы могли приходить в храм. Храм навсегда останется на госбюджете.
— Как в целом вы оцениваете строительство храма цвета хаки, который «заряжен» идеологией милитаризма, в мире, где демократические страны с мощными экономиками нацелены на развитие высоких технологий, строят планы по колонизации других планет?
— Конечно, очевидна ирония божьего промысла, что храм был освящен в те дни, когда открывается новая глава в мировой космонавтике (Кураев намекает на отправку космонавтов на МКС частной компанией Илона Маска. — Прим. ред.). А у нас главное событие года — это освящение храма.
Прямо скажем — храм, конечно, устарел лет так на 200. Да, были так называемые викториальные храмы (в честь побед). Но я не помню, чтобы такие храмы строили с опозданием в несколько поколений. Такое педалирование древней победы — это новизна. Слава богу, что не появилось поводов для других свежих викториальных храмов, но стоит ли расчесывать давнюю беду с такой триумфальностью — большой вопрос. С другой стороны — достойны искреннего удивления темпы строительства храма.
«Фейковые сюжеты в интерьере»
— В своем «Живом журнале» вы заявили, что патриарх Кирилл обманул Шойгу. Он ему подарил для храма Каплуновскую икону Богоматери, сказав, что именно перед ней молился Петр I накануне Полтавской битвы. Но в действительно это не так. Расскажите подробнее.
— Нет никаких достоверных подтверждений тому, что Петр I перед баталией в 1709 году молился именно перед Каплуновской иконой. Многотомная и дотошная хроника жизни Петра, изданная еще в XVIII веке, об этом ничего не говорит.
Это сказка, основанная на рассказе одного священника. И это важно: священник и царь-реформатор жили в разных веках, даже если формально они были современниками.
Отец Иван Уманов, хоть и записал свою версию в 1744 году, живет в представлении традиционной культуры. В ней каждое событие должно иметь свою мотивировку, свой символизм, антураж. Персонажи просто обязаны исполнять отведенные им роли. Жития говорят не о том, что было, а о том, как должно было быть, то есть как должен бы вести себя святой с точки зрения автора жития (это касается и житий советских «пионеров-героев»).
Есть битва. Есть победа. На этом факты кончаются и начинается создание этиологического мифа, по-своему объясняющего, почему эти факты пришли в бытие. Автором победы обязательно считается Бог. От него должны поступить знамения. И выстраивается цепочка: сонное видение самому отцу Ивану об иконе, обретение иконы, чудеса от нее и горячая молитва царя перед ней накануне битвы.
Так надо, и, значит, так и было! У нас есть масса подобных псевдомемуаров про Великую Отечественную войну. Например, берут интервью у солдата, реально участвовавшего в Курском сражении. И он говорит, что в Прохоровском бою видел немецкие «пантеры» — притом что ни одного танка такого типа в том бою не было. Он просто пересказывает то, что видел в фильме «Огненная дуга».
Такие наведенные воспоминания характерны в цензурованной и автоцензурованной традиционной культуре, когда человек не очень-то принадлежит себе, но считает нужным свое частное вписать в некий общий канон, подчинить ему.
Но вчера патриарх Кирилл не просто пересказал легенду про Каплуновскую икону. Патриарх заявил, что это не копия, а вот именно та самая икона. На самом деле она уже давно утрачена, о чем честно говорит православная энциклопедия. А поскольку исчезла она в ХХ веке, то сохранилась ее фотография. И ее сопоставление со вчерашним подарком совершенно четко говорит, что это разные иконы. На это указывают хотя бы пропорции голов Богоматери и младенца Иисуса. Шойгу подарили откровенный новодел начала ХХ века.
— Какой вывод можно сделать из этого?
— О плохой работе службы референтов и службы протокола. Они дали патриарху копию, выдав ее за оригинал. И подсунули патриарху обычную справку об истории иконы, выдав ее за «исторический текст». Конечно, патриарх не должен знать всех нюансов, но референты должны были перепроверить факты. Более того, я уже писал ранее в своем блоге по поводу этой иконы, а за моим блогом следят в патриархии. Так что здесь — плохая подготовка. Да и патриарх не очень был готов, явно видел этот текст впервые, читал его с большими запинками.
— Вы также заявили о том, что храм в принципе расписан в «фейковом стиле». О каких сюжетах идет речь?
— Тема «церковь и армия» невероятно мифологизирована. У нас, например, сегодня только ленивый не повторяет фразу, приписываемую Александру Невскому о том, что кто к нам на Русь с мечом придет, тот от меча и погибнет. Извините, это из советского фильма фраза, в древних летописях и житиях ее нет.
Или — рассказ о Сергии Радонежском, который якобы благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Это древний, но фейк. Ни летописи, ни «Задонщина», ни ранние списки «Сказания о Мамаевом побоище» ничего об этом не знают. Историки полагают, что рассказ Жития о благословлении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 г.). Но все проходит мимо сознания людей…
Еще один пример — Августовская икона Божией Матери. Это новодел ХХ века. Якобы в сентябре 1914 года на границе с Пруссией, где уже была разгромлена армия Самсонова, было видение Божией Матери о том, что она будет защищать от угрозы Запада. Но это не сработало. Скоро, 21 февраля, близ Августова (где и было видение) сдастся окруженный 20-й армейский корпус, а общие потери 10-й армии составят 56 тыс. человек. Россия капитулировала заключением Брестского мира. И Запад победил не только в военном смысле. Худшее, что в нем тогда было — идеология марксизма — стало править бывшей православной империей. Ничего себе защита Божией Матери…
Есть еще масса откровенных фейков, собранных в храме: про явление Божией Матери на Курской дуге или в Сталинграде, про облеты по приказу Сталина с иконами над Москвой и Ленинградом.
Получается, что в отечественных войнах солдаты и офицеры были никем, но зато была Божия Матерь. В такой концентрации это пощечина российской армии. Это очень нечестный корпоративный эгоизм — перетаскивание одеяла на себя. Это очень раздражало в советские времена, когда компартия всячески восхваляла свою направляющую роль — «прошла весна, настало лето, спасибо партии за это». Но у нее были для этого основания, а у православной церкви нет таких оснований быть творцом советской военной истории.
— Вместе с тем многих удивило, что настоятелем главного храма ВС РФ стал именно патриарх Кирилл.
— Кем хотел, тем и стал. На это не стоит обращать внимание. Наблюдатели напрасно вцепились в эту тему.
— И последнее. Вы хотите сами осмотреть этот храм?
— Я с удовольствием съезжу туда на экскурсию, если будет такая возможность. И очень надеюсь на то, что патриарх не приведет меня туда старшим дьяконом. Почему? Потому что на экскурсию — интересно, а молиться в этом саркофаге не очень хочется.
Про главный храм Вооруженных сил РФ
Строительство главного храма Вооруженных сил РФ началось в 2018 году. Изначально освящение храма планировали провести 9 мая 2020 года — в годовщину Победы, но отложили из-за коронавируса. Тем не менее именно 75-летием победы в Великой Отечественной войне объясняется символизм параметров храма: высота звонницы — 75 метров, диаметр главного купола — 19,45 метров (год окончания войны), высота малого купола — 14,18 метров (столько дней продолжалась война).
Неслучайно и местоположение храма: Одинцовский район Московской области — это места боев за Москву в ноябре 1941 года, своеобразных рубеж, дальше которого на этом участке фронта немецкие войска не прошли, напоминают в Минобороны РФ. Среди других особенностей храма — образ Спаса Нерукотворного в центральном куполе — самое большое изображение лика Христа, выполненное в технике мозаики.
Сначала храм хотели украсить мозаикой с Владимиром Путиным, Сергеем Шойгу и Иосифом Сталиным, но потом ее демонтировали. Общая же площадь мозаик нижнего и верхнего храмов — почти 4 тыс. квадратных метров. Своды храма собраны из витражей с изображением орденов, которыми награждали за ратные подвиги в разные периоды российской истории. Также храм украшен росписями батальных сцен из военной истории и текстами из Священного писания.
Нижний храм посвящен святому равноапостольному Великому князю Владимиру, крестителю Руси, верхний храм — Воскресению Христову. Все четыре придела верхнего храма посвящены святым — покровителям родов войск. При этом в расположенном рядом музейном комплексе находятся вещи Адольфа Гитлера.
По данным Znak.com, строительство храма обошлось в 6 млрд рублей, из них 3 млрд рублей выделили власти Москвы и Подмосковья, хотя изначально заявлялось, что объект построят исключительно на пожертвования.
я согласен с Кураевым.
Нижний храм хоть поприличнее сделали поскольку архитекторы руку приложили. Убрали очевидные глупости. Что смогли, то подправили. Сам Смирнов дизайнер.