Русский Икар: Николай Николаевич Данилевский- Спойлер
![Изображение](https://martyr.ru/images/003_picture/26.jpg)
Весной 1911 года в доме Шапошниковой (№ 18) на улице Люцевской (Чкалова) в Гатчине поселился молодой штабс-капитан. Вскоре многие жители улицы узнали, что этого симпатичного, серьезного офицера зовут Николаем Николаевичем Данилевским и в Гатчине он учится полетам на летательных аппаратах.
Николай родился в Пензе в семье полковника Николая Ивановича Данилевского и его жены Капитолины Ивановны. В 11-летнем возрасте Николай стал воспитанником Воронежского кадетского корпуса. Затем учился в Павловском военном училище Петербурга.
Став в 1905 году офицером, Николай выбрал профессию воздухоплавателя и отправился в Варшавское крепостное воздухоплавательное отделение. Затем, уже в Петербургском воздухоплавательном парке, учился полетам на дирижабле. В это время в России начала зарождаться авиация, и Николай попросил направить его для обучения полетам.
Так он оказался в Гатчине, где в ноябре 1911 года стал одним из первых русских летчиков.
Способного и умелого офицера оставили при Авиашколе в качестве инструктора. Но не только обучением молодых летунов занимался Данилевский, он еще успевал участвовать в испытаниях новой техники. Так, летом 1912 года Николай испытывал первый отечественный парашют, а в 1913 году доказал, что с летящего самолета можно стрелять из пулемета. Жаль, что Военное ведомство не обратило на это внимание и русские военные летчики начали Германскую войну, вооруженные лишь револьверами.
Обучая полетам молодых авиаторов, Данилевский не забывал и об их нравственном и культурном воспитании. Будучи сам весьма начитанным, он поощрял интерес своих воспитанников к чтению. Стараниями Данилевского в Авиашколе был сформирован солдатский оркестр народных инструментов.
Началась Великая война. Данилевский рвался на фронт. Но опытные и умелые летчики нужны были и в тылу. В ноябре 1914 Николая назначили начальником летной части Авиашколы.
Наступил октябрь 1917 года. Фронт был ликвидирован. В ноябре 1917 года Данилевский возвратился в Гатчину и снова приступил к работе в Авиашколе. Солдаты выбрали его в Комитет школы. Теперь Данилевский – старший инструктор, а затем – помощник начальника Школы. В ноябре 1918 Николая назначили командиром Гатчинской авиашколы вместо перешедшего на сторону белых капитана Д.А. Борейко.
Но в те страшные годы судьба людей могла измениться в одно мгновение! Так было и на этот раз: не прошло и трех дней с момента принятия Данилевским командования, как его арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. На счастье, этот первый арест длился недолго и вскоре Данилевского не только освободили, но и назначили техническим инспектором авиации и воздухоплавания в Управлении Воздушного флота Петроградско-Ярославского военного округа.
В начале 1919 Управление переехало в Иваново-Вознесенск, затем в Ярославль, где в конце года его расформировали. Н. Н. Данилевский был назначен помощником начальника 3-го авиапарка в Витебске. В 1920 Николая назначили начальником аэростанции Летного отдела Главвоздухфлота.
В 1923 году Николай перешел в Гражданскую авиацию. С февраля 1931 года Данилевский начал заниматься перспективным направлением в авиации – аэрофотосъемкой. Некоторые молодые летчики, ученики и воспитанники Данилевского, стали известны всей стране. Достаточно назвать имена М.В. Водопьянова, М.Т. Слепнева, М.С. Бабушкина.
Интересно, что Водопьянов начинал свою карьеру в авиации, работая в 1920-х годах мотористом у Данилевского.
В марте 1933 года Данилевского арестовали прямо на службе. Вместе с ним арестовали и его подчиненных, в т. ч. старшего пилота К.К. Арцеулова, на заре русской военной авиации тоже летавшего в Гатчине и жившего, кстати, тоже на Люцевской улице.
- Спойлер
- И снова, как и при первом аресте, Данилевскому повезло: получив три года лагерей, он провел в них лишь один год. Николай работал в Кемьлаге на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Работать плохо Данилевский не умел: несмотря на тяжелейшие условия, он, работая метеорологом, даже стал в лагере ударником труда.
Каждую неделю Николай писал письма жене, актрисе Московского передвижного украинского театра Александре Матвеевне, урожденной Чуенко. Она, в свою очередь, вместе с детьми навещала мужа на Севере.
После досрочного освобождения Данилевскому не разрешили селиться ближе, чем в 100 километрах от Москвы. Он поселился в поселке Шилово Рязанской области и стал работать на метеостанции.
В марте 1937 года Николай перебрался поближе к Москве, на станцию Петушки. Здесь его и арестовали 25 января 1938 года по обвинению в контрреволюционной агитации. И хотя бывшие воспитанники Данилевского – Водопьянов и Слепнев – пытались добиться его освобождения, но результатов это не дало.
21 февраля того же года Данилевского расстреляли. А его жене более двух лет не сообщали об этом.
Один из первых русских летчиков, Николай Николаевич Данилевский в своих «Воспоминаниях военного летчика» написал о коллегах по профессии: «Нас осталось мало, иные разбились, кости иных покоятся на полях всемирной войны, иные, по воле судьбы, далеко от нас. Но всё же хочется надеяться и думать, что тот дух и традиции, которые одушевляли нас в своё время, не пропали. На смену нам пришло новое поколение, выросла могучая семья молодых лётчиков, и остаётся только пожелать, чтобы нравственная связь между нами и новыми свежими силами никогда бы не прерывалась».
![Изображение](https://telegrafua.com/photos/bank_26372_11285.jpg)
1936 год, семейная фотография: слева направо – жена Александра Чуенко-Данилевская, сын Константин, дочь Елена и сам отец семейства
...Данилевского арестовали 25 января 1938 года на метеостанции в Петушках и отправили в Таганскую тюрьму. На следующий день дочь Данилевского получила записку. Писал младший сын хозяйки дома в Петушках, где снимал угол за занавеской Николай Николаевич. В записке говорилось: «Ляль, вчера арестовали твоего папу, вместе с ним и моего старшего брата. Приезжай за вещами».
Данилевскому было предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации, высказывании «пораженческих взглядов» по адресу Советской власти и, что самое удивительное, в «нанесении оскорбления Герою Советского Союза, депутату Верховного Совета Союза ССР тов. Водопьянову». Даже в выписке из протокола заседания тройки УНКВД по МО от 16 февраля 1938 года, приговорившей одного из первых летчиков страны к расстрелу, повторяется то же абсурдное обвинение.
Сам же Михаил Водопьянов, по воспоминаниям сестры Николая Николаевича, говорил: «Если бы не Н. Н. Данилевский, я бы не только Героем Советского Союза, но и летчиком не стал бы». Действительно, Водопьянов, работавший в 20-х годах мотористом у Данилевского, рвался в летную школу, но его не брали, так как он был сыном «кулака». Данилевский хлопотал за него, после чего Водопьянова приняли в авиашколу, его мечта исполнилась, он стал летчиком. Вскоре после окончания школы у Водопьянова случилась авария. После этого он летал мало.
Прославился же он во время эпопеи по спасению челюскинцев. А в мае 1937 года он посадил тяжелый самолет на Северном полюсе, высадив четырех полярников во главе с Иваном Папаниным. Данилевский не мог не радоваться успехам Водопьянова как летчика. Единственно, с чем был не согласен Данилевский, это с шумихой, поднятой по поводу этих полетов. Он рекомендовал молодому летчику не афишировать заранее перелеты, связанные с особыми трудностями, считая это нескромным и даже отчасти рискованным. Водопьянов без всяких обид принял совет к сведению. Надо сказать, что сатирические стихи и насмешливые высказывания по адресу Водопьянова и, соответственно, обвинения в оскорблении Героя Советского Союза встречаются во многих следственных делах 1937-1938 годов. Нам сейчас трудно объяснить себе причины иронического отношения наших соотечественников к официально признанному подвигу Водопьянова...
Данилевский и Водопьянов бывали в гостях друг у друга. Водопьянов жил тогда на ул. Серафимовича в Доме Правительства. Для книги Водопьянова «Полеты» Данилевский дал одну главу из своей рукописи «Русские Икары». Причин «оскорбительно высказываться в адрес Героя Советского Союза Водопьянова» у Данилевского не было никаких. (Водопьянов и позже, уже в военные годы помогал семье Данилевских.)
Николай Николаевич воспитал еще одного Героя Советского Союза – Маврикия Слепнева. И Водопьянов, и Слепнев были убеждены в абсолютной невиновности Данилевского, пытались добиться его освобождения, но безрезультатно.
Как в 1933 году, так и в 1938 году Данилевский виновным себя не признал. «Но, – говорится в обвинительном заключении, – допрашиваемый пояснил следствию, что он, действительно, говорил: «Меня Советская власть репрессировала ни за что». (Архив УФСБ по Владимирской обл. Д. П-2972. Протокол допроса от 26.03.1933 г. С. 23-24.). И это было, конечно, чистой правдой.
Прошло около двух лет со дня ареста Данилевского, в течение которых в Таганской тюрьме продолжали принимать для него передачи. Продуктовые посылки собирала жена Данилевского, отрывая необходимое от себя и детей. Наконец, в декабре 1939 года была получена справка о том, что Данилевский «осужден на 10 лет без права переписки».
На самом же деле гражданин, сопричастный судьбам России, знаменитый летчик, стоявший у истоков создания отечественной авиации, был безвинно расстрелян 21 февраля 1938 года и захоронен на Бутовском полигоне. В 1940 году жена летчика, Александра Матвеевна Данилевская-Чуенко, написала письмо Берии, в котором она называла мужа «родоначальником русской авиации», «всю жизнь положившим на ее развитие». В заключение она писала комиссару госбезопасности: «Я своей жизнью ручаюсь в его абсолютной невиновности перед советской властью и прошу возможно скорее разобрать его дело». На этом письме в деле имеется резолюция: «Жалоба безмотивная. Оставить без удовлетворения». (Архив УФСБ по Владимирской обл. Д. П-2972. Протокол допроса от 26.03.1933 г. С. 33.).