#372 Обитель » Вс, 14 ноября 2021, 10:00
Бурят-монгольский шаманизм. Три души человека
Есть в Бурят-монгольском шаманизме такое понятие – сав-шам, которое означает «сосуд и содержимое». Понятие это, исходя из мировоззрения шаманов, уместно при разговоре о физическом теле человека. Человеческое тело - сосуд, а содержимое сосуда – это некий сплав, по меньшей мере, трех разных духовных сущностей, т.е. трех душ, истоки каждой из которых находятся в одном из трех Миров – Верхнем, Среднем и Нижнем. Каждая из них имеет свои функции, цели и особенности.
Ами – душа, родиной которой является Верхний Мир. Вне тела душа эта приобретает образ птицы, да и по характеристикам своим она напоминает птицу, такая же неустойчивая и пугливая, в особенности у детей, когда духовное тело ребенка еще не сформировано. Часто, при рождении младенца, люди просят шамана сделать фигурку птицы, которую вешают над кроваткой. Дабы пугливая Ами, если вдруг случайно куда-то улетела, могла возвратиться в тело ребенка, ориентируясь на эту фигурку. Эмоциональный взрыв или стресс могут привести к тому, что Ами упорхнет из тела и, заблудившись, не сможет вернуться обратно, тогда прибегают к помощи шамана.
Ами управляет дыханием человека и иными отправлениями организма, основная стихия ее обитания – наше подсознательное. Душа эта входит в тело человека с первым вдохом и покидает его с предсмертным выдохом, обернувшись птицей, она дожидается своего перерождения на ветвях Мирового Древа в Верхнем Мире, пока богиня Умай не отправит ее вселяться в тельце новорожденного. Ами наделена сознанием и хранит в себе память о прошлых жизнях. В своих перерождениях она следует тому или иному Роду, т.е. по сути, выполняет функцию Родовой памяти человека. Именно она хранит в себе память предков, спрятанную глубоко в подсознании.
Сунесу – душа, принадлежащая Нижнему Миру. Она тоже перерождается, но в отличие от Ами, не привязана к какому-либо Роду. Духи определяют цепь ее перерождений в соответствии с судьбой человека. Например, любой европеец вполне мог быть в прошлой жизни и азиатом и индусом, если таков был путь перерождений его души Сунесу! Ее перерождения схожи с понятием кармы в восточных верованиях. Сунесу человека, ведущего пагубную и разрушительную жизнь, переродиться, скорее всего, в следующую жизнь, наполненную болью и страданиями, дабы уяснить необходимость жить в добродетели и согласии. Соответственно Сунесу человека добродетельного переродиться к счастливой и наполненной жизни.
Судьбы перерождений этой души определяет царь Нижнего Мира – Эрлик-Хан. Он выступает в роли некоего судьи, назначающего перерождения душ согласно их прошлым деяниям. Когда Сунесу находятся вне тела, они представляются духами, скитающимися по водам великой Реки Долбор – Реки душ, плывущих по ее течению к устью, где она впадает в Нижний Мир.
Еще Сунесу можно назвать путешественницей, ибо именно она покидает тело во время шаманских Путешествий и сновидений. Именно эту душу могут выкрасть Темные колдуны, проникнув в сновидение человека. Есть еще и опасность того, что она сама заблудится в чужом сновидении или другом Мире, случайно туда залетев (такое иногда случается с горе-практикующими осознанные сновидения). В любом случае, утеря Сунесу ведет за собой много проблем со здоровьем как физическим, так и духовным, угрожает психической целостности человека.
Сульде – душа Среднего Мира. Отражает человеческую индивидуальность, не перерождается и, по сути, является основной составной частью троичной души человека. Со смертью человека она остается в Среднем Мире, находит себе место среди природы – утес, дерево, поляна или возвышенность, где и поселяется. Вся природа нашего Мира наполнена душами Сульде, ставшими хозяевами тех или иных мест. Понимание этого дает осознание того, что куда бы вы ни пришли, повсюду есть незримые хозяева, души предков, охраняющие место своего обитания, ждущие от вас не поклонения, но простого уважения к их Дому, их пристанищу. Все они были когда-то людьми, каждый из них имеет свой характер, свои предпочтения, не забывайте об этом!
Сульде начинает свою жизнь практически с зачатием ребенка, запечатлевает личность человека и своим обликом лепит опыт нынешней жизни. Именно тот опыт, тот образ жизни, который ведет человек, будет определяющим фактором последнего места поселения Сульде. Это может быть и прекрасный родник и грязное вонючее болото, все зависит от поступков и стиля жизни человека.
Шаман призывает в своих камланиях для помощи и совета именно этих духов, души Сульде усопших. Некоторые из них становятся постоянными спутниками и помощниками шамана, так называемыми Удха, вступая с шаманом в пожизненный союз. Процесс такого становления остается загадкой.
В теле человека местом обитания души Сульде является район макушки, тот самый Родник Силы, куда поступает энергия от Отца-Неба. И, если Ами и Сунесу придают целостность и многообразие человеческому сознанию, несут в себе знание и мудрость прошлых поколений, то Сульде открывает для себя Мир с удивлением и интересом ребенка.
Ами и Сунесу – подвижны и могут временно оставлять тело, не причиняя ему серьезного вреда, но уход из тела души Сульде очень быстро приводит к смерти. В любом случае, тело человека, с точки зрения шаманов, является целостным только при наличии в нем всех трех составляющих душ. Их гармоничный союз дает человеку возможность к самоисцелению, психическое равновесие, ощущения счастья и полноценное восприятие окружающего Мира.
Одной из важнейших задач целительства шамана является определение целостности троичной души человека и, если одна из душ утеряна или украдена, то немедленный их поиск и возвращение. Иногда шаману приходиться сражаться за душу человека с другим шаманом или колдуном, который выкрал ее, и исход сражения определяет Личная Сила и опыт шамана, и могущество его духов Союзников.