Зачем Западу беженцы с Украины
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО
Европа достаточно широко открыла свои двери перед беженцами с Украины. Потом попыталась немного прикрыть, но США пожурили европейцев, и те согласились принимать беженцев дальше, притом что Америку Вашингтон оставил для украинцев закрытой
Между тем, если бы двери в ЕС для миллионов украинцев не открылись, то количество беженцев было бы в разы меньше. Дело в том, что значительная часть высшего и среднего класса Украины начала передвигаться на Западную Украину ещё в декабре 2021 - январе 2022 года, когда американцы впервые начали информационно накачивать тему неизбежного «российского вторжения». Они снимали там дома и квартиры: кто на неделю, кто на месяц, единицы - на полгода. Поэтому, когда после 24 февраля беженцы стали массово перемещаться на Западную Украину, а цены на жильё стали быстро расти, при переоформлении на новый срок многие оказывались неспособными вновь оплатить аренду квартиры.
К середине марта даже наметился ручеёк возвращенцев в Киев и другие города Центральной Украины с Запада. С одной стороны, наступление российской армии практически остановилось, СМИ киевского режима начали сообщать о готовящихся «контрнаступлениях» ВСУ, с другой, денег на съём жилья в Западной Украине многим стало просто не хватать. В этих условиях западные области смогли бы (без Европы) «переварить» максимум 5-6 миллионов беженцев (примерно столько постоянно проживают там в течение последнего месяца). Остальным пришлось бы вернуться домой.
Но Европа, начав с обещания принять 5-6 миллионов человек, сейчас уже поговаривает о возможности распределить по всему ЕС около 10 миллионов беженцев. Вместе с 5-6 миллионами, находящимися на Западной Украине, это примерно 15 миллионов, то есть половина реального населения Украины накануне спецоперации и больше трети (около 40%) номинального.
При этом надо иметь в виду, что номинальное население шести западноукраинских областей составляет более 10 миллионов человек. Если отнять минимум два миллиона постоянно находящихся на заработках в ЕС - 8 миллионов. В случае если российские войска дойдут до западной границы Украины, минимум половина собственного населения этих областей и не меньше половины проживающих там беженцев также отправятся в ЕС, что даст дополнительных 7 миллионов беженцев. Если до этого ЕС успеет принять 10 миллионов беженцев с Украины (а это реально, учитывая темпы, показанные в первые недели), то, с учётом ранее выехавших гастарбайтеров, всего в Европе окажется около 20 миллионов граждан Украины.
Вопрос, зачем ЕС столько украинских беженцев?
- Спойлер
- Ещё раз подчеркну, что Евросоюз делает всё, чтобы их было как можно больше. Им предоставляется бесплатное жильё, помощь продуктами и одеждой, а также финансовая помощь. Они получают возможность работать без оформления дополнительных разрешений и прочих бюрократических проволочек. Согласитесь, что для беженцев (особенно небогатых, коими является абсолютное большинство украинцев) условия прекрасные. По сравнению с условиями для сирийских и иракских беженцев, которых ЕС со скрипом принимал, но пытался удержать в Турции, украинских практически приглашают приехать.
Но есть нюанс. ЕС старательно блокирует возможность получения беженцами с Украины гражданства или вида на жительство в странах-членах союза. Понятно, что кто-то эти запреты обойдёт, но стать полноценными «европейцами» так же легко, как недавно иракцы или сирийцы, украинцы не смогут. Все программы помощи в ЕС рассчитаны на полтора-два года, после чего предполагается, что украинцы территорию ЕС покинут и вернутся на родину.
Почему такой срок?
Если в ЕС рассчитывают, что Россия быстро выведет с Украины свои войска, то можно было бы давать убежище на полгода-год.
Если ЕС считает, что Россия останется на Украине надолго, то почему только два года украинцы могут пользоваться европейскими щедротами?
Думаю, что проблема заключается в намерении Европы и США (коллективного Запада) дважды использовать этих людей против России.
На первом этапе они беженцы (перемещённые лица). Ясное дело, они всем будут говорить, что бежали от «российской агрессии», и расписывать её ужасы. Запад же сможет во всё горло орать о гуманитарной катастрофе и этнических чистках, предъявляя в качестве доказательства от половины до двух третей предвоенного населения Украины, окопавшегося на территории ЕС. В принципе, думаю, прагматичная Европа рассчитывала принять миллионов десять: трети населения Украины в качестве перемещённых лиц тоже за глаза бы хватило, чтобы обвинить Россию во всех смертных грехах.
Но хитрые украинцы явно намерены прорваться в Европу в значительно большем количестве. Некоторые, окопавшись сами, уже начинают вывозить родственников, причём в неблизкие страны (кто в Швецию, кто во Францию), что уж говорить о Польше, Венгрии, Румынии, куда западноукраинские контрабандисты испокон веков тропы протоптали. Между прочим ЕС разрешил украинцам не задерживаться в стране убежища, так что достаточно всеми правдами и неправдами попасть в какую-нибудь Румынию, а уж дальше двигай, куда душа просит и куда денег хватит (хоть в Португалию).
Так что живых «аргументов» у европейских русофобов будет с горкой.
Уже этот этап не так безобиден, как кажется, поскольку создаёт в Европе соответствующее общественное мнение, давящее на власти и осложняющее манёвр даже вполне адекватным европейским политикам, совершенно не желающим ссориться с Россией.
Но пройдёт полтора-два года, и начнётся второй этап. Миллионам украинцев, которые за это время не успеют получить какой-нибудь европейский аусвайс, предложат отправляться на родину. Опять же, кто-то сумеет в последний момент зацепиться за Европу, кто-то уедет в Латинскую Америку. В Африку вряд ли многие поедут. Но 5-7 миллионам придётся так или иначе возвращаться.
Итак, вначале Россия получает опустевшие, разорённые земли с по возможности максимально разрушенными городами. Уцелевшего населения явно недостаточно, чтобы восстановить инфраструктуру и перезагрузить экономику. Москве необходимо вкладывать в преодоление гуманитарной катастрофы значительные ресурсы. Ей никто не помогает, Запад суёт палки в колёса, заодно заявляя, что это именно Россия и организовала гуманитарную катастрофу, «геноцид», «этническую чистку».
Проходит два года, ситуацию удаётся немного стабилизировать. В это время начинается обратный поток бывших беженцев, ненавидящих РФ, желающих немедленно получить жильё и доход либо такие, как были у них последние два года в ЕС, либо такие, как они имели до эмиграции. Причём их доходы в воспоминаниях будут раза в два-три больше, чем были в реальности.
Этих людей нельзя не пустить - они граждане Украины и возвращаются на родину. Они прибывают большими группами в течение короткого времени (5-7 миллионов должны вернуться за год-два). Их немногим меньше, чем того населения, которое оставалось на Украине после окончания спецоперации, и они серьёзно дестабилизируют ситуацию. Адаптировать их значительно труднее, чем тех, кто вообще не уезжал, если вообще возможно.
Что делать?
Я вижу только один способ. Он не очень гуманен и несколько иезуитский, но с волками жить - по-волчьи выть. На тех территориях, которые войдут в состав России, надо установить короткий срок принятия гражданства (замены украинских паспортов на российские), полгода - год. Аналогичные условия замены документов надо установить на тех территориях, которые станут квазинезависимыми республиками.
Очевидно, что большинство окопавшихся в Европе украинцев, надеясь там и остаться, не рванётся срочно менять паспорта. А когда они прибудут на границу, то сроки выйдут и они окажутся гражданами несуществующего государства, к которым новые государственные образования никакого отношения не имеют и никаких обязательств перед ними не несут. Отказывали же в своё время ДНР/ЛНР в некоторых случаях в своём гражданстве даже ополченцам, имевшим несчастье родиться в других областях Украины. Почему бы не взять этот опыт на вооружение.
Поскольку заселять территорию всё равно надо, можно даже принимать беженцев обратно. Но паспортный барьер, позволит, во-первых, регулировать темпы миграции, во-вторых, отсекать явный нацистский элемент, в-третьих, на некоторое время (пока не будет получено гражданство) снабжать вернувшихся видом на жительство, что на время лишит их возможности участвовать в выборах, а значит влиять на общественную и политическую жизнь.
Не панацея, конечно, но хоть какой-то механизм контроля.