#349 Папа_Карло » Вс, 28 апреля 2019, 15:23
Валаам
В 1959 году там находилось 1500 инвалидов.[источник не указан 64 дня]
Среди обитателей интерната были: Григорий Волошин[8], Иван Калитаров (род. 1924)[3], Матвей Котов[3], Николай Сергеевич Кошелев[9], Василий Меньшиков[3], Михаил Холодный (род. 1920)[3], Качалов В. Н., Хатов Алексей Алексеевич, Ланев Фёдор Васильевич[5].
В 1960-е годы на архипелаг стали приезжать экскурсии.
В наши дни, по мнению журналиста Аркадия Бейненсона, церковь всячески пытается забыть страницы Валаамского монастыря, которые связаны с лагерем[10]. Объяснение экскурсовода на острове, данное журналисту, было следующим: «инвалиды — наказание это, за то, что храмы разрушили, за то, что бомбили монастырь в Финскую войну»[10]. По словам директора Валаамского природного музея-заповедника Владимира Высоцкого: «К сожалению, все захоронения на кладбище практически утрачены. На сегодняшний день визуально они не просматриваются. Нет точных указаний о месте захоронения того или иного инвалида»[6]. Фельдшер Любовь Щеглакова занимается восстановлением фамилий ветеранов, которые были сосланы и умерли на острове. Данных, куда пропали награды и наградные книги, не сохранилось[6].
Основной источник, на который ссылаются авторы, описывающие ужасы дома инвалидов, — книга «Валаамская тетрадь» петербургского историка, кандидата искусствоведения Евгения Петровича Кузнецова (1940-2007), более 40 лет проработавшего экскурсоводом на Валааме. История с валаамским «аидом» очень неоднозначна и продолжает шириться[5].
Утверждение, что на остров свозили оставшихся без родственников и занимающихся попрошайничеством на улицах и на транспорте ветеранов-инвалидов из крупных городов СССР, неполно, так как инвалидов-попрошаек по стране было гораздо больше, и подобные поселения создавались во всех регионах. Как следует из документов, очень часто это были уроженцы Карелии. Их не «вылавливали» на улицах[11], а привозили на Валаам из «домов инвалидов малой наполняемости», уже существовавших в Карелии — «Рюттю», «Ламберо», «Святоозеро», «Томицы», «Бараний берег», «Муромское», «Монте-Саари». Различные сопроводиловки из этих домов сохранились в личных делах инвалидов[5].
Как показывают документы, основной задачей было дать инвалиду профессию, чтобы реабилитировать для нормальной жизни. Например, с Валаама направляли на курсы счетоводов и сапожников — безногие инвалиды могли вполне это освоить (сапожник, как известно, сидит на стульчике, держит ногами обувку, а руками ремонтирует). Работать ветеранам 3-й группы было обязательно, 2-й группы — в зависимости от характера травм. Во время учёбы с пенсии, выдаваемой по инвалидности, удерживалось 50 % в пользу государства[5].
Виталий Семёнов, скрупулёзно изучавший валаамский архив, пишет:
«Типичная ситуация, которую видим по документам: солдат возвращается с войны без ног, родственников нет — убиты по пути в эвакуацию, или есть — старики родители, которым самим требуется помощь. Вчерашний солдат мыкается-мыкается, а потом машет на всё рукой и пишет в Петрозаводск: прошу отправить меня в дом инвалидов. После этого представители местной власти производят осмотр бытовых условий и подтверждают (или не подтверждают) просьбу товарища. И только после этого ветеран отправлялся на Валаам»[5].
На острове патриархом Кириллом был освящен мемориал памяти ветеранов Великой Отечественной войны. В список вошли 54 имени ветеранов. Всего же, по мнению представителя Ассоциации предприятий похоронной отрасли Санкт-Петербурга и Северо-западного региона, которая готовила историческую справку для будущего памятника, на кладбище должно было быть похоронено около 200 инвалидов. Умерших инвалидов хоронили среди могил священнослужителей на Игуменском кладбище. Ставили над могилой металлическую табличку со скупым текстом: фамилия, годы жизни. Никакой отметки о том, что это могила героя войны[12].