Во втором номере Журнала Министерства Народного Просвещения за 1834 год, статья "Отрывок из истории Малороссии". Автор—Н. Гоголь.
Отрывок "Истории Гоголя" начинается с XIII века. Это время писатель называет ничтожно-ужасным. Сотни единоверных, единоплеменных, одноязычных государств, которые даже против их воли соединяло родство, были так разъединены, как редко случается даже с чужими народами, причём причиной была не ненависть или политика, а, по словам Николая Васильевича, "временное и ненужное".
Религия тогда мало воздействовала на политику Русских княжеств, по словам Гоголя,
"Монахи, Настоятели, даже Митрополиты были тогда схимники, удалившиеся в свои кельи, и закрывшие глаза для мира; молившиеся за всех, но не знавшие, как схватить с помощью своего сильного оружия Веры власть над народом и возжечь этой Верой пламень и ревность до энтузиазма, который один властитель соединит младенчествующие народы и настроит их к великому."Между тем, на Западе власть Пап окутала невидимой паутиной всю Европу, где их могущественное слово прекращало войны, и разжигало их, где угроза страшного проклятия "обуздывала страсти и полудикие народы".
Русские же священнослужители отличались кротостью и незлобием. Изредка лишь Пастыри из пещер и монастырей увещевали удельных князей, но без толку: князья умели лишь поститься да строить церкви, и думали, что на этом все обязанности христианина ограничиваются. Самые ничтожные причины рождали между ними бесконечные жестокие войны. Брат резал брата за клочок земли, или просто, чтобы показать удальство.
Нашествие монголов наш великий писатель называет то ли страшным наказанием для Руси, погрязшей, в бессмысленных удельных войнах, то ли благом, спасшим её от западного влияния. Более всего от завоевателей пострадала Южная Русь.
"Вызженныя города и степи, обгорелые леса, древний, разрушенный Киев, безлюдье и пустыня—вот что представляла эта несчастная страна! Испуганные жители разбежались или в Польшу или в Литву. Множество бояр и князей выехало в Северную Россию."Но постепенно люди начинали возвращаться обратно:
"Когда первый страх прошёл, тогда выходцы из Польши, Литвы, России начали селиться на этой земле, настоящей отчизне славян, земле древних Полян, Северян, чистых Славянских племён, которыя в Великой России уже начали смешиваться с народами Финскими, но здесь сохранились в прежней цельности со всеми языческими поверьями, детскими предрассудками, песнями, сказками, Славянской Мифологией, так простодушно смешавшейся с Христианством."Гоголь так просто говорит о смешении язычества и христианства среди славян, что веришь безоговорочно, что русские люди с радостью приняли Христа, не отказавшись, однако, и от своих старых привычек и верований.
И тут на сцену мировой истории вышел новый персонаж, который внёс корректировки в картину современного мира:
"Между тем как Россия была повергнута Татарами в бездействие и оцепенение, великий язычник Гедимин вывел на сцену тогдашней Истории новый народ, бедный жизнью и средствами для жизни, населявший дикие сосновые леса нынешней Белоруссии, ещё носивший звериную кожу вместо одежды, ещё боготворивший Перуна и поклоняющийся древнему огню в не троганных топором рощах, плативших прежде дань Русским князьям, известный под именем литовцев."По словам Гоголя, этот Гедимин "поверг своей власти весь промежуток между Польшей и Татарской Россией". Успех сопровождал его всегда и везде. В Луцке сильно сопротивлялся князь Лев, но не смог отстоять своих земель, и Гедимин пошёл далее на юг, к Киеву. Бежавший князь Лев сумел уговорить Киевского князя Станислава выйти со своими дружинами навстречу грозному завоевателю. Дружины были усилены татарами, но всё равно силы были неравны, Гедемин разбил киевские войска на реке Ирпети, и вошёл в Киев, и поставил там правителем князя Миндова Ольшанского, принявшего Греческую Веру.
Гедемин умудрился вырвать у татар немалую территорию, при этом не платить им дань, и сохранил с ними дружбу! Гоголь назвал его диким политиком, не знавшим письма и поклонявшемуся языческому богу, но ни у одного народа не изменившим обычаев и "древнего правления", он всё оставил по-прежнему, подтвердил все привилегии и начальникам приказал строго соблюдать народные права.
Он умер в 1340 году, мёртвым был посажен на коня со своим оруженосцем, с охотничьими собаками, соколами, и сожжён по языческому обычаю литовцев. Вслед за ним правили князья Ольгерд и Ягайло, применяя ту же политику к присоединённым народам.
"И вот Южная Россия, под могущественным покровительством Литовских Князей, совершенно отделилась от Северной. Всякая связь между ими разорвалась; составились два государства, называвшияся одинаковым именем—Русью. Одно под Татарским игом, другое под одним скипетром с Литовцами. Но уже сношений между ими не было. Другие законы, другие обычаи, другие связи, другие подвиги составили на время два совершенно различные характера."https://runivers.ru/bookreader/book420636/#page/113/mode/1up