#2449 lucky » Сб, 6 апреля 2019, 3:48
Выборы президента Украины стали драмой недели. Рассказываем, как устроены кампании Зеленского и Порошенко
К тому, что Украина стала главной темой для российского телевидения, уже давно не привыкать, но на этой неделе украинские выборы стали настоящим главным событием в России. После победы Владимира Зеленского в первом туре и драматичного вызова на дебаты на 70-тысячном стадионе «Олимпийский» в президентской гонке разворачивается настоящее шоу, за которым россияне, не видевшие конкурентных выборов больше 20 лет, могли бы следить с завистью. Свободные выборы — одно из немногих бесспорных достижений Украины. Мы выбрали несколько ключевых пунктов, чтобы показать, как они устроены.
Зеленский намеренно делает кампанию обтекаемой и избегает конкретики, чтобы с ним мог проассоциировать себя протестный избиратель из любого лагеря, объясняет украинский политтехнолог Константин Бондаренко. «Эта стратегия выбрана сознательно, поскольку нет ни одной идеи, которая могла бы объединить украинский электорат», — признает в разговоре с The Bell источник, близкий к штабу Зеленского. Именно поэтому Зеленский почти не проводил встреч с избирателями, а агитировал или в интернете, или на концертах, или с помощью ставшего уже знаменитым сериала «Слуга народа». «По сути, он ничего не делал и не говорил, поэтому не сделал ни одного промаха», — говорит Павловский.
Порошенко, который политически всегда был центристом, за последний год, напротив, выстроил себе четкое позиционирование, став лицом «национального фронта». «Он объединил провластный и западноукраинский электорат и в значительной степени военных», — говорит Павловский. Поэтому кампанию Порошенко вел традиционными методами — встречался с избирателями, проводил митинги, пресс-конференции. На своих страницах Порошенко регулярно публикует фотоотчеты с массовых встреч, сопровождая их слоганами вроде «вместе к победе!».
Деньги. Зеленского принято связывать с олигархом Игорем Коломойским, и отчасти это правда (подробно о том, как они связаны, мы писали здесь). Но как минимум на официальных затратах оппозиционного кандидата это никак не сказалось. По данным украинского ЦИК, Порошенко потратил на кампанию в пять раз больше — 407,8 млн гривен ($15,1 млн) против 86,4 млн гривен ($3,2 млн). Бизнесмен Порошенко, согласно предоставленным в ЦИК данным, профинансировал свою кампанию сам, а большую часть фонда Зеленского составили добровольные взносы граждан.
Соцсети — главный элемент агитации на любых современных выборах. Как ни удивительно, формальное преимущество здесь за Порошенко — в официальном аккаунте Порошенко в Facebook около 2,4 млн подписчиков против 450 тысяч у Зеленского, в Twitter — около 1,2 млн против 5,2 тысячи. Но качество этих цифр вызывает сомнение. Порошенко традиционно обвиняют в раскрутке соцсетей с помощью фейковых аккаунтов — за годы его президентства определение «порохоботы» стало настолько общим, что уже перешло на живых сторонников президента. А Зеленский для агитации прежде всего использует свой личный инстаграм с 3,3 млн подписчиков, который был популярен и до кампании (у Порошенко в этой соцсети всего 239 тысяч).
Административный ресурс. Конечно, и на свободных выборах, где участвует действующий президент, он присутствует. В этом смысле Порошенко действует похоже на Владимира Путина: подгадывает под выборы социальные выплаты своему электорату. С 1 марта 2019 года украинское правительство ввело автоматическую индексацию пенсий, а 2 млн пенсионеров получили единоразовые выплаты в размере 2,4 тыс. гривен (примерно 4,8 тыс. рублей). 2 марта президент объявил о повышении зарплат военным, проходящим службу в Донбассе, 15 марта — на 23% поднять обеспечение для «горно-штурмовых бойцов».
Что дальше
Главным событием перед вторым туром выборов станут дебаты Зеленского и Порошенко на киевском стадионе «Олимпийский» — они могут стать решающими и для итогов голосования. В эти выходные мы подробно разберем, на чем смогут сыграть оба кандидата.