вспомнилось интервью Рогозина от 22 дек. (большое, цитирую фрагмент):
Об Украине и Крыме
- Исторически военно-промышленный комплекс Украины был тесно связан с нашим. Какие-то отношения с ним остались?
- Все разрушено по вине Киева. В конце 2013 года мне президент Путин поручил поехать на Украину. Первые числа декабря. Майдан уже начал шуметь, но еще не жгли омоновцев. Я прилетел с директорами предприятий нашего ОПК в Николаев, оттуда - в Запорожье, Днепропетровск, вечером оказались в Киеве - в КБ и на заводе Антонова. Знаете, как нас там принимали? «Наконец-то, родненькие, приехали». Эти деды на «Южмаше» плакали буквально. Они реально мечтали войти в единую кооперацию, в которой они раньше находились. После переворота все было полностью испорчено и уничтожено. Сейчас николаевский завод «Заря-Машпроект» должен нам денег. Мы заплатили за газотурбинные агрегаты для фрегатов. Они их произвели... На украинской таможне оплаченное оборудование в Россию не пустили. В итоге деньги нам не вернули, агрегаты не поставили, но и им их девать некуда. А «Южмаш» на кого будет работать? Мы с ними имели кооперацию по ракете «Зенит». Она была первой ступенью для сверхтяжелой ракеты «Энергия». Сейчас мы прекратили пуски ракет этого типа. Сделаем свою ракету в этом же классе, но уже без украинцев. Куда их цеха пойдут?
- Что-то в Крыму нам «в наследство» осталось?
- Такое впечатление, что «мессершмиты» с «юнкерсами» выбомбили там все. Всего 28 военных предприятий, приличная в прошлом промышленность. Есть вертолетный ремонтный завод, есть завод «Фиолент» приборостроительный в Симферополе. Мы сразу приступили к возрождению оборонных предприятий Крыма. Теперь, к примеру, Зеленодольский судостроительный завод, который находится в Татарстане, помогает заводу «Залив» в Керчи. И делится с ним заказами. Дает не только зарплату, но и специалистов, помогает вернуть рабочих. И керченский завод сейчас живет, развивается. Такая же ситуация на заводе «Море», на Севастопольском морском заводе... А еще рассматриваем вопрос восстановления гражданских пассажирских перевозок Сочи - Новороссийск - Крым и так далее. Нужен оператор-перевозчик, который рассчитает маршруты, просчитает экономику и все это организует.
О санкциях и импортозамещении
- За Крым мы, как известно, получили экономические санкции. По ОПК они сильно ударили?
- Любая поставка иностранного станка с современным цифровым программированием может быть использована иностранными спецслужбами, чтобы снимать информацию, что на этих станках делается. И такие случаи были, причем не только в России. Поэтому и до санкций стало понятно, что мозги должны быть на станках свои. Сегодня прекрасные станки делают в Коврове, на электромеханическом заводе. Целый ряд отечественных компаний производят качественное оборудование. Уровень российского станкостроения за счет больших заказов ОПК стал резко подниматься.
- А что у нас вообще с импортозамещением?
- Сначала мы сделали программу по всем изделиям, которые шли с Украины. В основном это были старые советские технологии. Мы их замещаем с высокой модернизацией. Вторая программа была по странам НАТО и Евросоюзу, когда они ввели санкции. Мы предполагали, что они ударят по станкостроению. Хорошо, что вовремя развернули собственное производство начиная с 2012 года. Мы успели. Как и с высокотехнологичными комплектующими - оптика, радиоэлектроника, микроэлектроника космического назначения... Мы развернули производство у себя на предприятиях, и санкции не сработали.
http://www.ural.kp.ru/daily/26623.4/3640541/