на днях генеральный директор «БНК-Украина» (компании - поставщика белорусских нефтепродуктов) Евгений Поспелов заявил:
«С нашей стороны трудностей нет, ресурс (нефтепродуктов. - Прим. авт.) в наличии, но мы не можем гарантировать четкость перевозок железной дорогой»
По его словам, по состоянию на 23 ноября на Украине находилось 2857 цистерн белорусской приписки и их число стремительно растет:
еще неделей ранее этот показатель не превышал 2500, а в обычных условиях он составляет около 1500.
Соответственно, в Белоруссии образовался острый дефицит пустых вагонов. А ведь львиная доля поставок нефтепродуктов осуществляется по железной дороге.
Недавно мы уже писали о достаточно вольном распоряжении украинскими железнодорожниками въехавшими на территорию Украины российскими локомотивами. Они не торопятся их возвращать собственнику, используя для частичной компенсации дикого дефицита тягового состава на Украинских железных дорогах (УЖД). Похоже, что с белорусскими цистернами происходит нечто подобное. Только в данном случае это может ударить по самим украинцам.
Впрочем, разложение на УЖД зашло так далеко, что одним изъятием чужого подвижного и тягового состава, говоря словами из «Зеленого фургона», «во временное пользование» дело не ограничивается. В последние годы стали обыденностью кражи перевозимого груза местными бандами. Причем масштабы разграбления впечатляют - порой они измеряются десятками вагонов в день. Дикий Запад, наши дни…Еще одна сторона медали - это разворовывание всего, что плохо лежит, самими работниками УЖД. В целом по стране масштабы тут вполне промышленные:
например, только на ветке Одесса - Измаил «налево» из тепловозов уходит 675 тонн дизельного топлива в месяц.
Схема нехитрая:
- Спойлер
- в тепловоз уже после отправления со станции на ходу забрасывают пустые канистры, потом их быстро наполняют топливом, после чего тоже на ходу сбрасывают вдоль железнодорожной ветки.
Но и это не все. Разворовыванию активно подвергаются сами вагоны. По УЖД катаются десятки тысяч вагонов, непригодных к использованию. Частью из древних, никогда не проходивших реальных ремонтов местных вагонов, частью из выведенных из эксплуатации российских вагонов, которые массово ввозились на Украину после 2014 года.
УВИДЕТЬ ПУТИНА И УМЕРЕТЬ
ГЕОПОЛИТИКА
Ездит все это добро кое-как, с многочисленными авариями и немалыми потерями грузов. Другое дело, когда в страну заезжают из России, Белоруссии или Казахстана вагоны в пределах сроков эксплуатации, а то и вообще новые. Там есть чем поживиться.
Далее - откровения пожелавшего остаться неназванным работника украинской таможенной службы:
«Недавно на Украину зашли восемь вагонов с грузом из Казахстана. Обратно шли пустыми через Белоруссию. С Украины вагоны вышли, а вот белорусы их тормознули, обнаружив, что на всех восьми отсутствуют тормозные блочки. Это значит, что вагоны аварийные. Блочки со всех них были сняты на Украине. Один стоит восемь тысяч гривен».
Чаще всего воруют детали тормозного оборудования, авторежимы, авторегуляторы и затяжки горизонтальных рычагов. Но бывали даже случаи, когда меняли новые вагонные тележки на старые.
Украина реально становится страной, опасной для транзита и перевозки грузов по железной дороге. Особенно в случае их доставки вагонами, принадлежащими юридическим лицам сопредельных стран. Возможно, не только Белоруссии в случае с нефтепродуктами, но и другим сопредельным странам надо задуматься, стоит ли овчинка выделки: покрывают ли выгоды от поставок на Украину товаров риски, связанные с возможным разворовыванием, задержкой вагонов и даже с их разукомплектацией.