https://scepsis.net/library/id_2239.html2.3. Фотографии «жертв голодомора»
В фильме «The Soviet Story» большое место посвящено так называемому «голодомору». Истолкование голода 1932–1933 годов как целенаправленного геноцида само по себе не имеет никакого отношения к исторической науке [9], однако этим дело не исчерпывается. В качестве визуального ряда для сюжета о «голодоморе» авторами фильма использованы фотографии голода в Поволжье в 1921–1922 годах. /23/
- Спойлер
- Голод в Поволжье, разразившийся после окончания кровопролитной Гражданской войны, был вызван целым комплексом причин, среди которых историки выделяют засуху и связанный с ней неурожай, а также натурализацию сельского хозяйства за время Первой мировой и Гражданской войн. [10] Для спасения голодающих в России в 1921 году верховным комиссаром по делам беженцев от Лиги Наций Фритьофом Нансеном по поручению Международного Красного Креста был создан комитет «Помощь Нансена». Этот комитет выпускал агитационные материалы, которые распространялись во многих странах, для того чтобы привлечь внимание правительств и общественности к очень тяжелому положению голодающих в Поволжье и других частях России и обеспечить сбор денежных средств. Помимо комитета Нансена, помощью голодающим в России занимались комиссия Ватикана и американская организация ARA (American Relief Administration), которые также выпускали агитационные материалы для привлечения общественного внимания к проблеме голода в России.
Именно эти агитационные материалы использованы авторами фильма «The Soviet Story» для иллюстрации сюжета о «голодоморе» 1932–1933 годов. Следует заметить, что использование «нансеновских» фотографий в качестве визуальных свидетельств «голодомора» также /24/ очень активно ведется современными украинскими властями и СМИ. [11]
Рассказ о «голодоморе» в «The Soviet Story» начинается с фотографии опухшей от голода девочки. Эта фотография происходит из архива Ф. Нансена и не имеет абсолютно никакого отношения к голоду 1932–1933 годов. Она сделана в деревне Южное Асекеево в России осенью 1921 года и широко распространялась в Европе комитетом Нансена. В наши дни эта фотография экспонировалась на подготовленной американскими историками выставке «Американская гуманитарная помощь Советской России во время голода 1922–1923» (Exhibition on America»s Humanitarian Aid to Soviet Russia during the Famine of 1921–1923). [12]
Не имеют отношения к голоду 1932–1933 годов и дважды продемонстрированные в фильме фотографии истощенного мальчика. Эти фотографии сделаны в мае 1922 года в России; одна из них была опубликована в издании «Dr. Fridjof Nansens International Committee for Russian Relief, Information No.22, Geneva, April 30, 1922» (стр.16). Хранятся фотографии в кантональном архиве Женевы, в фонде Международного союза помощи детям (Union international de secours aux enfants); одна из фотографий экспонировалась на уже упомянутой выставке «Американская гуманитарная помощь Советской России во время голода 1922–1923». /25/
Одна из самых известных распространявшихся комитетом Нансена фотографий носит название «Братья по несчастью». Фотография, на которой истощенный мальчик кормит с ложечки столь же истощенного мальчика помладше, широко распространялась в Европе в начале 20-х годов ХХ века. В фильме «The Soviet Story» эти мальчики, однако, выдаются за жертвы «голодомора».
Сюжет о «голодоморе» в «The Soviet Story» закрывается фотографией засыпанных снегом трупов. Другая фотография этих же трупов использована в заставке и рекламном трейлере фильма. Как и следует ожидать, эти фотографии датируются началом 20-х годов; они использовались в открытках, распространявшихся комитетом Нансена, а также публиковались в швейцарской газете «Le Temps».
Неаутентичной является еще одна использованная в фильме фотография: изображение двух мужчин в фуражках, подымающих за руки и за ноги тело скончавшегося от голода человека. Авторы фильма уделили этой фотографии большое внимание, пустив встык с ней кадры переноски трупов замученных узников нацистских концлагерей. Однако впервые эта фотография была опубликована в газете нацистской партии «Vоlkischer Beobachter» 18 августа 1933 года. По всей видимости, она также изображает жертв голода 1921–1922 годов.
В сюжете о «голодоморе» использовано большое число других сомнительных фотографий, которые на данный момент не удалось идентифицировать. Однако даже те фотографии, подложность которых мы сейчас демонстрировали, наглядно свидетельствуют о масштабах использования в фильме «The Soviet Story» фальсифицированных визуальных свидетельств./27/
https://scepsis.net/library/id_2239.htmlДобавлено спустя 13 минут 23 секунды:Теперь о масштабе. Я залазил в такой вагон-теплушку. Он очень маленький, на самом деле. Высотой, внутри, думаю 210см.
Вот 4 человека стоят в дверях и больше не войдет в один ряд. А на картинке аж 7 человек.
Вагон, на картинке, соответствует современному вагону по высоте.