Выполнение или пересмотр
Министр иностранных дел Украины озвучил свое видение относительно дальнейших шагов по Донбассу. Он заявил, что если в рамках Минских договоренностей возникнет тупик, то необходимо предпринимать иные шаги, в частности, говорить о вводе миротворцев ООН на Донбасс. В ответ ему из Москвы заявил "голос Суркова" Андрей Чеснаков, что подобные предложения неприемлемы. Впрочем, нынешние марионетки Кремля в ДНР и ЛНР - люди, назначенные именно Сурковым, и чем дольше продлится состояние "ни мира, ни войны", тем большую выгоду получат люди, зарабатывающие на таком положении. Так что ответ Чеснакова интереса не вызывает, тем более, что его статус - не тот, от чьего имени вообще можно излагать официальну точку зрения.
Правда, скорее всего, Кремль и так предельно прохладно отнесется к любым идеям, выходящим за рамки Минскоих договоренностей. И это тоже понятно - в сущности, Минские договоренности - это акт капитуляции, который дважды подписала Украина после двух военных поражений летом 14 и зимой 15 года. Любую капитуляцию можно пересмотреть, но для этого проигравший должен сбросить с себя статус потерпевшей военное поражение стороны. А пока этого нет - то извольте выполнять всё строго по пунктам.
Нужно понимать, что ситуация может сложится так, что для Киева не останется иного выхода, как явочным порядком начинать пересматривать Минские договоренности. Предыдущий президент Порошенко (который и потерпел эти поражения) был обязан выполнять акт капитуляции, пусть даже его подпись там не стоит. Новое руководство Украины от таких обязательств в моральном плане свободно, мало того - Зеленский дал обещание, что проблему Донбасса он решит. О чем Пристайко и говорит в своем заявлении - если Минск не работает, его нужно менять. Но нужно отдавать отчет в том, что изменения возможны только в результате нового раунда военного конфликта, и для его инициирования Киеву потребуются серьезные основания.
Нынешнюю ситуацию на Донбассе ("нынешняя" - эта та, которая возникла с момента вторжения "людей, занимающихся военными вопросами - то есть, с августа 14 года) в принципе нельзя рассматривать без учета газового конфликта, так как Донбасс и есть ключевой аргумент Кремля в этом споре. Проблема парижской встречи, которая прошла на днях, заключается в том, что по всей видимости, газовые вопросы разрешены лишь частично, оставаясь в подвешенном состоянии, даже если договор транзита будет заключен.
Несмотря на секретность и отсутствие окончательного совместного заявления на этот счет, определенные параметры сделки в целом понятны - договор будет заключен на компромиссный срок 3-5 лет. Это как раз то время, которое потребуется Газпрому, чтобы довести до штатной эксплуатации обе обходные системы. Основным камнем преткновения сейчас являются гарантированные объемы прокачки - Газпром требует "плавающие" обязательства, позволяющие ему снижать по мере ввода мощностей в строй объемы транзита. Киев (и Европа) требуют гарантированного минимума, причем существенно выше заявленных Кремлем 15 миллиардов кубометров. Это - ключевой нерешенный параметр сделки, поэтому ее до сих пор нет. Все остальные условия, включая и долг Газпрома перед Нафтогазом - это как красивая ассистентка фокусника в мини-бикини - лишь отвлечение внимания зрителей от основного элемента трюка.
- Спойлер
Здесь и возникает противоречие. В случае, если Газпром добьется выгоднях для себя, но невыгодных для Киева условий, необходимость в Донбассе становится для Кремля несущественной, и он вполне может пойти на то, чтобы в течение 20 года вернуть его обратно, причем с попыткой возвращения его в качестве "троянского коня". Зеленский сможет заявить, что сумел выполнить одно из главных предвыборных обещаний, но назвать это победой будет весьма затруднительно - его "съедят" противники за уступки в газовом вопросе. В том случае, если Киев (и Европа - не забываем о ней, даже если она всего лишь рядом) сумеют продавить невыгодный для Кремля вариант соглашения, то Донбасс снова будет востребован как инструмент давления - но уже с прицелом на окончание срока действия нового контракта. Это даст противникам Зеленского возможность обвинить его в неспособности выполнить то, для чего он и стал президентом, хотя будет обеспечен выгодный Украине транзитный договор.
И так, и так в Париже Зеленский не сумел получить в полном объеме то, что ему нужно, а потому вариант пересмотра Минских соглашений для него может стать ключевым, позволяющим изменить патовую ситуацию на доске. Что логично - если убрать ферзя противника, то появляется шанс. Но изменение Минских соглашений - это война. Пусть короткая и с ограниченными целями. Политический смысл такой войны - выход из статуса побежденного. Локальная, но убедительная военная победа с совершенно конкретным и зафиксированным результатом. Совершенно необязательно полный разгром ДНР и ЛНР. Достаточно убедительной тактической победы, которую противник не сможет переиграть. Это и позволит явочным порядком изменить и сломать систему Минских соглашений и предложить новые.
(В скобках можно отметить, что ничего необычного в подобном подходе нет. Япония, будучи страной, проигравшей по итогам Второй мировой, всеми силами стремится хоть как-то, но изменить существующий статус-кво. Мирно, а если потребуется - то и не совсем мирно. История с Курилами - она не про экономику и даже не про ностальгию нескольких сот потомков покинувших эти острова. Это принципиальный вопрос сброса с себя статуса побежденного. Поэтому Китай, который предельно заинтересован в сохранении этого статус-кво, столь нервно следит за телодвижениями Кремля по данному вопросу. Наверное, только жестчайшая позиция Китая всё еще обеспечивает суверенитет России над островами. Не будь её - кремлевские братки давно бы спихнули эти два ненужных им булыжника в море за что-то более для них ценное)
В этом смысле Пристайко говорит вполне очевидные вещи. Первый пункт - незамедлительное исполнение договоренностей и возвращение Донбасса (и границы) под контроль Киева. Второй пункт - в случае, если будет происходить затягивание времени, Киев будет ломать эти договоренности. За скобками остается - как именно, но это как раз всё предельно прозрачно.
Готов ли Киев к короткой военной операции - неизвестно. Готов ли Зеленский, который пришел под лозунгами мира, стать главнокомандующим воюющей армии - неизвестно. Есть ли шанс у украинской армии разгромить "отпускников" и "людей, занимающихся военными вопросами" - неизвестно. Однако исключать того, что обстоятельства вынудят Киев рассматривать именно военный сценарий, нельзя. Иногда возникают ситуации, когда рациональных решений не остается и приходится импровизировать.
Но обсуждать такую вероятность и моделировать сценарии развития событий можно только после того, как станут известны окончательные параметры газового транзита через Украину. А они пока неизвестны никому, включая и главных лиц в этой истории.