Голока Вриндавана писал(а):Папа_Карло писал(а):Китайцы всё грязное производство стали выводить из страны.
Уже известно куда?
Навскидку: Вьетнам,Таиланд,Индонезия...
Голока Вриндавана,
Как известно, чудес не бывает. Во всяком случае, экономических. Они, творящиеся в течение XX века в загадочной Азии, и поражавшие как неорганизованную Россию, так и расчетливый Запад, были в действительности итогом определенных условий и конкретных процессов. Когда эти условия изменялись, а процессы заканчивались, чудо развеивалось, как ему и положено.
В конце первого десятилетия «нулевых» все чаще стали звучать разговоры о том, что, в частности, китайскому «чуду» осталось недолго. Стремительное восхождение китайской звезды, обрушившее на весь остальной мир лавину продуктов made in China, и записавшее Поднебесную в ряды великих держав – всё это стало возможным благодаря нескольким факторам.
Во-первых, таковым фактором являлась ориентация КНР на экспорт. Во-вторых, привлечение Китаем на свою территорию большого количества иностранных промышленных производств. Наличие большого количества дешевых рабочих рук, недорогая аренда производственных площадей, развитая кластерная инфраструктура – все это обеспечивало то факт, что, обставляя свою квартиру стандартной мебелью из IKEA, рядовой житель земного шара часто видел рядом с фирменным логотипом стандартное же пояснение: made in China. И если бы только мебель! Одежда, автомобили, электроника фирм – столпов западной моды и индустрии – создавалось руками многочисленных безвестных китайцев. Икону ХХI века – надкушенное яблоко Apple – и ту стало возможным тиснуть в цехах Поднебесной.
Но ситуация изменилась. Сегодня «на пятки» Китаю наступают другие страны ЮВА, в первую очередь – Таиланд и Вьетнам. Стоимость рабочей силы здесь сегодня дешевле, чем в КНР, льготы – больше. Целый ряд фирменных производств уходят с «мировой фабрики», либо к ее соседям, либо и вовсе – домой.
Не всё китайское – низкокачественное?- Спойлер
- Начало поворотных процессов пришлось приблизительно на 2007 г. Тогда, с одной стороны, в общественном мнении США и Европы случилось очередное сильное колыхание на тему «китайское = некачественное». (Самый громкий скандал был связан с гибелью девочки, проглотившей произведенную в КНР игрушку, содержание свинца в которой многажды превышало норму, и последующим отзывом компанией Mattel почти двух десятков миллионов таких игрушек с американского рынка. Директор китайской компании-подрядчика тогда покончил с собой, а ситуация прогремела по всем западным телеканалам).
В планах развития экономики страны КПК сделала ставку на развитие внутреннего потребления, а не на экспорт.- Спойлер
- С другой стороны, именно в это время партия запустила реформу промышленности, взяв плавный курс на новые приоритеты: внутреннее потребление, а не экспорт. Еще в 2005 г., когда курс юаня был «отвязан» от курса доллара, цены на экспортные товары стали расти, мало-помалу подтачивая представление о том, что «китайское = дешевое». Затем последовала отмена возврата НДС, чем ранее пользовались экспортеры. В тот же период произошел скачок и логистических издержек: поскольку контейнеры из Америки и Европы шли обратно в Китай пустыми, перевозчики стали все чаще обязывать экспортера оплатить перевозку «туда и обратно».
Не всё китайское - дешевоПоскольку желанный рост потребления требовал роста доходов, внесли изменения в трудовое законодательство: рабочие получили ряд социальных гарантий. Китайские зарплаты стали расти, а вот количество рабочих рук – уменьшаться. Почему?
Причина, лежащая на поверхности – старение населения. Именно сейчас вышло на рынок труда поколение закона «одна семья – одни ребенок». По сравнению с численностью работников предыдущего поколения, оно, конечно, намного меньше.
Текущий перенос производств в центр страны, с одной стороны, обеспечил тамошних жителей работой «рядом с домом», с другой – обусловил отток рабочих рук от других регионов, куда мигранты отправлялись на заработки традиционно.
Наконец, проблема дефицита рабочей силы носит организационный характер. Многие предприятия, ориентированные на экспорт, лишились своих работников в период кризиса и сокращения заказов – в 2008-10 гг., да так и не вернулись к прежней структуре. Плюс ко всему, как раз в конце «нулевых» бизнес китайским производителям подпортило и распространение в народе мобильной связи: стало настоящей тенденцией требовать повышения зарплат «как на соседней фабрике», информация о чем стала распространяться куда быстрее. «У каждого мигранта появился сотовый», - жаловались предприниматели.
В Китае, несмотря на численность населения, возник дефицит дешёвой рабочей силы.
«Великое переселение народов», наблюдаемое в Китае в период новогодних праздников, становится все масштабнее с каждым годом. Люди нужны – поэтому мигранты не держатся за свое рабочее место, как бы исповедуя принцип «новый год – новый завод».
Еще одна причина давления на экспортеров – экологические проблемы. Как уже было сказано, целью властей отнюдь не является выталкивание иностранных производств из страны: скорее, партия предпочла бы сдвиг их (вслед за отечественными) из прибрежных районов – в центральные. Тем, с одной стороны, требуются стимулы для развития, а с другой – экология их пока что в лучшем состоянии, чем современных промышленных. Экологическое законодательство применительно к восточным и южным районам планомерно ужесточается; комиссии – рядовое явление; а банкам запрещено выдавать кредиты на развитие там новых вредных производств. И, хотя передвижение целых кластеров – дело тяжелое и медленное, процесс пошел.
Не всё – китайское - Спойлер
- Тогда, в 2008 г., «переброску» предприятий из КНР в другие страны задержал кризис. Но тенденция не исчезла, и продолжает себя проявлять параллельно развитию экономики.
Наиболее активно «бегут» из Китая американские производства, а в меньшей степени спешат это делать европейцы, особенно германские фирмы. Динамизм янки и немецкая основательность – налицо, хотя, пожалуй, не стоит исключать и более прозаических объяснений: стоимость рабочих рук в ЕС все же несколько выше, чем в Штатах.
Подобно тому, как некогда товарная экспансия Китая началась с одежды и обуви, сегодня эти производства первыми «переезжают» из КНР. Так, исход кроссовок Nike из Поднебесной начался еще несколько лет назад: в 2005 г. в КНР шилось более 40% обуви этой фирмы, но уже в 2012 доля сократилась лишь до 25%.
Каждая 5-я американская компания в КНР намерена вернуться домой.
Домой возвращаются производства Apple, Adidas, Philips General Electric и т.д. IKEA вдвое сократила заказы гардин у шанхайского поставщика, переориентировавшись на другие страны ЮВА и Пакистан, а также Болгарию. Символичен текущий «переезд» во Вьетнам «Самсунга», а вот Panasonic намерн совершить только внутрикитайскую миграцию, передвинув производство «плазмы» из Шанхая в Шаньдун.
Подробнее на ChinaLogist.ru:
https://chinalogist.ru/book/articles/issledovaniy ... inym-kuda-uhodyat-proizvodstva