Вот в статье Википедии про Иуду перечислены некоторые из основных версий -
http://ru.wikipedia.org/wiki/Иуда –
По варианту «сребролюбия» контраргументы приводятся там же…
Другие варианты:
Организация бунта против римского гнета (Феофилакт, Лайтфут Д., Нимейер, Андреев Л. Н., Борхес Х. Л. и др.);
Разочарование в учении Иисуса (Муретов М. Д., Брентано Ф.);
Самопожертвование (Борхес Х. Л.);
Божья воля (Франс А., Борхес Х. Л., Братья Стругацкие);
Иуда — тайный агент Рима или синедриона (Булгаков М. А., Пиджаренко A. M., Еськов К. Ю.).
Иуда выполняет просьбу Иисуса (Евангелие Иуды; Жозе Сарамаго, «Евангелие от Иисуса»)
Начнём с конца…
- Иуда выполняет просьбу Иисуса.
Но логика и здравый смысл говорят о том, что если Иуда потом сам же и РАСКАЯЛСЯ, сказав, что «предал кровь невинную», то о чём тут тогда вообще может идти речь, о каком раскаянии, о каком ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ в принципе? То есть это – скорее всего – не более, чем КРАСИВАЯ СКАЗКА, где РЕАЛЬНЫЙ НАКАЛ РЕАЛЬНОЙ КОНФЛИКТА, реальной ДРАМЫ, в которой должно быть МНОГОЕ ЧЕГО заложено, пытаются «пустить» по самому ПРОСТОМУ и самому БЕССМЫСЛЕННОМУ варианту…
- Иуда — тайный агент Рима или синедриона.
То же самое – в такой версии нет КОНФЛИКТА – ведь всем здесь ХОРОШО – Иуда – просто выполняет свою работу, а Христос – а Христос, ЗНАЯ, что Иуда – АГЕНТ Рима или синедриона, также ПРЕСПОКОЙНО его берёт себе в ученики…
- Божья воля.
Ну, не знаю, какой именно КОНТЕКСТ тут заложен авторами версии, но В ПРИНЦИПЕ – такой вариант можно совершенно спокойно переложить на абсолютно ВСЕ происходящие в Мире события, и не ошибешься… Ведь это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО Божья воля, но вот только это совершенно НИЧЕГО не поясняет с т. з. внутренних МОТИВОВ тех или иных поступков…
- Самопожертвование.
Тоже, к сожалению, не знаком детально с этой версией, но если по контексту – то тоже что-то этакое «романтично-наивное», противоречащее канве Евангельских событий…
- Разочарование в учении Иисуса.
Здесь надо тоже знать КОНТЕКСТ – в ЧЁМ ИМЕННО было РАЗОЧАРОВАНИЕ. То есть – пока это достаточно ОБЩИЙ термин, как и вариант с «Божьей волей». То есть понятно, что если что-то подобное ПРОИЗОШЛО, когда ранее, вроде бы как, всё было до этого НОРМАЛЬНО, то КАКОЕ-ТО разочарование ДЕЙСТВИТЕЛЬНО имело место. Просто ГЛАВНЫЙ вопрос – а какого РОДА было это разочарование, пока остаётся без ответа…
- Организация бунта против римского гнета (Феофилакт, Лайтфут Д., Нимейер, Андреев Л. Н., Борхес Х. Л. и др.).
Этот вариант, как бы, насколько понимаю, пользуется достаточно большой популярностью в силу его определённой, скажем так, ЛОГИЧНОСТИ, в качестве ДОПУСТИМОГО варианта…
В том числе и с учётом тех чисто ИСТОРИЧЕСКИХ реалий, которые были в Иудее как в момент казни Христа, так и потом – при уничтожении Иерусалима…
То есть, вроде бы, это представляется для многих одной из самых логичных версий…
Однако, опять-таки, попробуем обратиться как к Евангелиям, так и к здравому смыслу…
Если брать эту версию как ту, что, мол, Иуда хотел своими действиями именно ВЫНУДИТЬ Христа ПРИМЕНИТЬ СИЛУ против римлян, то чтобы так думать, это надо полностью ИГНОРИРОВАТЬ очевидные ФАКТЫ…
Если Иуда лишь хотел ВЫНУДИТЬ Христа, то почему тогда, согласно Евангелиям, он потом сказал, что он предал кровь НЕВИННУЮ?
То есть – чтобы так СКАЗАТЬ, то для этого Иуда именно ДОЛЖЕН БЫЛ СЧИТАТЬ, что Христос, по его мнению, в чём-то именно ВИНОВЕН!!!
А в версии с применением силы какая именно ВИНОВНОСТЬ? Тогда тут должно было быть другое – по типу – что я натворил? – но НЕ в контексте ВИНОВНОСТИ Христа…
Но это ещё в плане этой версии не всё… Дело в том, что ЧТОБЫ так считать, это надо полностью ПРОИГНОРИРОВАТЬ всё то, чему В ПРИНЦИПЕ Христос учил своих учеников…
Ведь для УЧЕНИКОВ Христа, которые, по логике, были полностью ЗНАКОМЫ с той парадигмой, что излагал Христос, вся та информация, - в своей основной части, - что сейчас записана в Евангелиях, была ИЗВЕСТНА, и Иуде, как никому другому, в числе остальных 12-ти учеников, было ОЧЕНЬ ХОРОШО известно, что с самого НАЧАЛА своей миссии Христос НАПРОЧЬ отошёл (достаточно вспомнить 3-е искушение Христа) от того, чтобы стать царём МИРА СЕГО… То есть – Иуда ХОРОШО ЗНАЛ, что миссия Христа ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО отношения к построению ЗЕМНОГО ЦАРСТВА, ибо Христос сам говорил, что Царство его не от мира сего, что это царство не здесь, а в ПАКИБЫТИИ, и многое чего другое… Поэтому, полагать так, это значит считать, что Иуда – это не УЧЕНИК Христа, а так – зашёл с улицы случайно, а также это означает в принципе СОМНЕВАТЬСЯ в способностях Христа выбирать себе учеников, которые не в состоянии были ПОСЛЕ того, как Христос об этом говорил, понять ДАЖЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ вещи… Но Евангелия говорят о другом, о том, что в сравнении со многими ИНЫМИ ученики-то МНОГОЕ и понимали… Хоть часто и НЕ СРАЗУ, но тем не менее… Более того, о каких ЗЕМНЫХ ЦАРСТВАХ и восстаниях вести речь, если Христос ВОСКРЕШАЛ даже МЁРТВЫХ, и более того, НАУЧИЛ ЭТОМУ И СВОИХ УЧЕНИКОВ (даже тех 70-т, которых избрал после 12-ти). Какие тут «ЗЕМНЫЕ» ценности ВООБЩЕ могут идти в сравнение?
Так что тогда?
Попробуем рассмотреть разные варианты…
Если посмотреть на Евангелия, то какие там можно выделить именно ПРОБЛЕМНЫЕ ситуации?
В ДК это уже, в т. ч., рассматривалось неоднократно…
Попробуем рассмотреть вариант ЗАВИСТИ.
В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них 3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; 4 ИТАК, КТО УМАЛИТСЯ, КАК ЭТО ДИТЯ, ТОТ И БОЛЬШЕ В ЦАРСТВЕ НЕБЕСНОМ; (…)
20 Тогда приступила к Нему МАТЬ СЫНОВЕЙ ЗЕВЕДЕЕВЫХ С СЫНОВЬЯМИ СВОИМИ, кланяясь И ЧЕГО-ТО ПРОСЯ У НЕГО. 21 Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: СКАЖИ, ЧТОБЫ СИИ ДВА СЫНА МОИ СЕЛИ У ТЕБЯ ОДИН ПО ПРАВУЮ СТОРОНУ, А ДРУГОЙ ПО ЛЕВУЮ В ЦАРСТВЕ ТВОЕМ. 22 Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. 23 И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, НО ДАТЬ СЕСТЬ У МЕНЯ ПО ПРАВУЮ СТОРОНУ И ПО ЛЕВУЮ — НЕ ОТ МЕНЯ ЗАВИСИТ, НО КОМУ УГОТОВАНО ОТЦЕМ МОИМ. 24 УСЛЫШАВ СИЕ, ПРОЧИЕ ДЕСЯТЬ УЧЕНИКОВ ВОЗНЕГОДОВАЛИ НА ДВУХ БРАТЬЕВ. 25 Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; 26 НО МЕЖДУ ВАМИ ДА НЕ БУДЕТ ТАК: А КТО ХОЧЕТ МЕЖДУ ВАМИ БЫТЬ БОЛЬШИМ, ДА БУДЕТ ВАМ СЛУГОЮ; 27 И КТО ХОЧЕТ МЕЖДУ ВАМИ БЫТЬ ПЕРВЫМ, ДА БУДЕТ ВАМ РАБОМ; 28 так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
То есть, о ЧЁМ говорят эти два эпизода? О том, что, с одной стороны, Христос дал своим ученикам ФОРМУЛУ, согласно которой для Царства Небесного первенство заключено не во ВНЕШНЕМ первенстве (в т. ч. и не во внешнем ТЕКУЩЕМ СТАТУСЕ), а в чём-то совершенно другом, а с ДРУГОЙ стороны, что интересно, из 2-го эпизода следует, - что следовало/должно было следовать и для его учеников, что ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ от того, кого на ВНЕШНЕМ плане даже тот же Христос УЖЕ НАЗНАЧИЛ в качестве, положим, условно-главного или как-то отдельно выделил (это и примеры с Петром, и примеры с выделением в отдельную группу, в том числе на фоне всех остальных учеников, троицы Петра, Иоанна и Иакова, когда они встретились с Моисеем и Илией, и эпизоды про любимого ученика Христа Иоанна…), то всё-равно несмотря на это ИТОГОВОЕ решение принимается даже не Христом, а Богом, то есть где ничего заранее не предопределено никакими текущими и им подобными решениями и др.
То есть – в рамках ТАКОЙ схемы, - грубо говоря, – ФОРМУЛЫ, - если ученики Христа были В ПРИНЦИПЕ СПОСОБНЫ хоть как-то БОЛЕЕ-МЕНЕЕ адекватно воспринимать слова Христа, то этого для них, как представляется, было бы ДОСТАТОЧНО, чтобы суметь совладать со своими внутренними инстинктами… Ну – в идеале, разумеется…
Насколько, положим, Иуда смог воспринять и внутренне проникнуться таким мироощущением, согласно предложенной логике Христа, в точности нам сейчас не известно, равно как и не известно, насколько именно вот ЭТОТ элемент взаимодействия между Христом и его учениками послужил ПРИЧИНОЙ или ОДНОЙ ИЗ возможных причин будущего предательства…
Но, как минимум, но та схема, тот ВАРИАНТ решения, предлагавшийся Христом, он ДАВАЛ ВОЗМОЖНОСТЬ ученикам ПРЕОДОЛЕТЬ какие-либо имевшиеся у них проблемы подобного рода, а то, что этот вопрос для них был АКТУАЛЕН, об этом Евангелия достаточно ПРЯМО говорят…
То есть, как бы там ни было, но ДАННАЯ причина, с одной стороны, при, допустим, внутренней НЕГОТОВНОСТИ Иуды преодолеть этот уровень травмирующей ситуации, она, как бы, МОГЛА ИМЕТЬ МЕСТО в КАКОЙ-ТО МЕРЕ, чисто теоретически, но, при всём при этом, при наличии предложенной Христом МОДЕЛИ РЕШЕНИЯ проблемы, далеко не факт, что эта проблема могла стать именно РЕШАЮЩЕЙ во всём этом процессе…
Тогда пробуем разобраться дальше (путём моделирования).
Какие ещё есть зацепки?
Понятное дело, что тот эпизод, где Христос дал возможность помазать себя драгоценным миром, где УЧЕНИКИ его вознегодовали.
С т. з. ДК это рассматривается как поклонение теме ИДЕАЛОВ, где, как бы, Иуда после этого решил предать Христа…
Но – возможно, что это могло стать ПОСЛЕДНЕЙ КАПЛЕЙ в каком-то шедшем в душе Иуды процессе, но если эту ситуацию рассматривать ИЗОЛИРОВАННО, самостоятельно, в качестве ОСНОВНОЙ причины предательства, - то как-то это всё кажется слишком НЕДОСТАТОЧНО для того, ЧТОБЫ…
Так в чём же дело, какие ещё есть зацепки?
Попробуем абстрагироваться от прямо имеющихся зацепок, коих не так уж и много, и взглянем на ситуацию немного пошире…
Вопрос (как мы помним, ряд соответствующих вопросов на главной сайта по данной теме был предложен для самостоятельного рассмотрения) – а КАКУЮ, собственно, ПОМОЩЬ Иуда оказал книжникам и фарисеям?
То, что он ночью привёл их к Христу, так извините, как об этом многие и ранее отмечали, Христос-то нигде НЕ ПРЯТАЛСЯ никогда, а при желании ПРОСЛЕДИТЬ, где именно Христос скрывается, - так для фарисеев, обладающих огромными ресурсами, это вообще была не проблема… Равно как и сам он был слишком хорошо известен, чтобы не знать фарисеям его в лицо…
Так в ЧЁМ же могла состоять помощь?
Какая была ЦЕЛЬ у фарисеев? У фарисеев была цель – ПОЙМАТЬ Христа на его СОБСТВЕННЫХ словах… В ОТКРЫТУЮ у них ничего не получилось – Христос достаточно умело обходил все ловушки, а в итоге и самих фарисеев загнал в угол своими вопросами…
То есть – получается – у них был недостаток ПОВОДОВ для того, чтобы «взять» Христа, уличив его в святотатстве и тому подобное, где по тем временам это было тягчайшее ПРЕСТУПЛЕНИЕ…
Теперь подумаем, а БЫЛО ЛИ что-то из того, что Христос ГДЕ-ТО озвучивал, что могло быть использовано фарисеями против него?
Вспомним эпизод:
13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? 14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. 15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? 16 Симон же Петр, отвечая, сказал: ТЫ — ХРИСТОС, СЫН БОГА ЖИВАГО. 17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; 18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; 19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. 20 ТОГДА [ИИСУС] ЗАПРЕТИЛ УЧЕНИКАМ СВОИМ, ЧТОБЫ НИКОМУ НЕ СКАЗЫВАЛИ, ЧТО ОН ЕСТЬ ИИСУС ХРИСТОС.
То есть, Пётр ПРОЗРЕЛ, увидев в Христе его БОЖЕСТВЕННУЮ сущность, после чего его Христос, как бы, назначил главным, а ЗАТЕМ Христос ЗАПРЕТИЛ ученикам говорить, что он именно Иисус Христос – СЫН БОГА ЖИВОГО. То есть запретил говорить о том, что он Сын Божий именно в самом КОНКРЕТНО ПОНИМАЕМОМ смысле.
Тут, наверное, надо сделать небольшое отступление.
Вроде бы как, может сложиться такое ВПЕЧАТЛЕНИЕ, что Христос чуть ли не на КАЖДОМ ШАГУ говорит про то, что все есть «дети Божьи», что «Бог наш Отец» и так далее, и это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО так и есть…
Но: дело в том, что эта традиция – она и раньше была ЭПИЗОДИЧЕСКИ по Ветхому Завету (ВЗ). То есть – по Библии достаточно ЧАСТО озвучивается тема того, что Бог наш Отец, и что «Вы боги» и так далее…
И именно ЭТИ аргументы Христос постоянно и приводит тем, кто хочет его схватить, вменив в вину богохульство… Но схватить толком не получается, т. к. то, как Христос В ОБЩЕМ формулирует свои речь, то по форме (равно как и по сути, но к СУТИ фарисеи прокопаться не могли) все эти слова про «Бога Отца» и так далее не сильно далеко ОТОШЛИ от подобных высказываний из ВЗ, где многими, если не большинством, и в особенности фарисеями, всё это по большей части воспринималось как АЛЛЕГОРИЯ, а вот то, что НА САМОМ деле воспринималось ПРИОРИТЕТНЫМ – то это Моисеевы заповеди в части недопустимости идолопоклонничества и МНОГОБОЖИЯ… Вот это уже воспринималось далеко НЕ аллегорически, и за нарушение следовала смерть…
А там, где Христос именно ЗАПРЕТИЛ своим ученикам говорить, то вот ТАКАЯ формулировка – это был самый прямой путь «на эшафот»…
И по Евангелиям, всем 4-м, есть крайне МАЛО подобных эпизодов, которые, преимущественно, происходили лишь в УЗКОМ КРУГУ людей (к примеру – где женщина у колодца его признала и ещё может ряд подобных), где Христос вот так уже НЕ КОСВЕННО, а ПРЯМО называл себя Христом как СЫНОМ БОЖЬИМ…
То есть – в таких вопросах Христос придерживался принципа «Не метать жемчуг перед свиньями»…
Теперь посмотрим на эпизод, когда Христа привели к Каиафе.
57 А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. 58 Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. 59 ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ И СТАРЕЙШИНЫ И ВЕСЬ СИНЕДРИОН ИСКАЛИ ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВА ПРОТИВ ИИСУСА, ЧТОБЫ ПРЕДАТЬ ЕГО СМЕРТИ, 60 И НЕ НАХОДИЛИ; И, ХОТЯ МНОГО ЛЖЕСВИДЕТЕЛЕЙ ПРИХОДИЛО, НЕ НАШЛИ. Но наконец пришли два лжесвидетеля 61 и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. 62 И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? 63 Иисус молчал. И ПЕРВОСВЯЩЕННИК СКАЗАЛ ЕМУ: ЗАКЛИНАЮ ТЕБЯ БОГОМ ЖИВЫМ, СКАЖИ НАМ, ТЫ ЛИ ХРИСТОС, СЫН БОЖИЙ? 64 Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. 65 Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! 66 как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. 67 Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам 68 и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?
То есть, что происходит? Всё происходящее напоминает тщательно ЗАРАНЕЕ разыгранный первосвященниками СПЕКТАКЛЬ. Вначале приходит масса лжесвидетелей, пытаются обвинить Христа, у них ничего не получается, ибо то, что Христос говорил НА ПУБЛИКЕ, то за ЭТО как-то зацепиться было очень сложно, так как все свои речь Христос тщательно ВЫВЕРЯЛ…
Потом приходит ещё ДВА лжесвидетеля, и говорят про «разрушение храма». Тут возникает вопрос – а почему они именно ЛЖЕсвидетели? Наверное, или потому, что Христос говорил нечто ПОХОЖЕЕ, но НЕ ПОЛНОСТЬЮ в той формулировке, как это уже ДОИЗМЕНИЛИ эти лжесвидетели, или же потому, или в том числе потому, что эти могли НЕ ОНА САМИ слышать, а, положим, КТО-ТО им об этом сказал, а эти уже озвучили… Но как бы там ни было, но и ЭТИХ достаточно ТУМАННЫХ слов оказалось НЕДОСТАТОЧНЫМ для обвинения…
Что происходит ДАЛЬШЕ?
А дальше первосвященник, обращаясь к Христу, ЗАКЛИНАЕТ его БОГОМ ЖИВЫМ, - то есть это такая, как бы, принятая в то время форма обращения, когда на такую постановку вопроса НЕЛЬЗЯ БЫЛО ОТКАЗАТЬ в ответе…
И первосвященник спрашивает Христа о том, что Христос НИКОГДА НЕ ГОВОРИЛ на публику, но озвучивал это в УЗКОМ КРУГУ своих учеников.
Сразу возникает вопрос – а ОТКУДА первосвященник УЗНАЛ в принципе об этом? Ведь всё то, что ранее Христом ПУБЛИЧНО говорил про свою Божественность, - это всё было крайне ЗАВУАЛИРОВАННО, и ТОЛЬКО в среде своих УЧЕНИКОВ Христос это озвучил прямо, и именно в ТОЙ ФОРМУЛИРОВКЕ, как это сказал и первосвященник…
Исследователи задаются вопросом, ЗА ЧТО получил Иуда достаточно КРУПНУЮ по тем временам сумму? За то, что привёл их ночью туда, где все и так знали, что Христос там находится, и прекрасно знали, КАК он выглядит? Как-то не стыкуется – в ЭТОМ никакой УСЛУГИ для фарисеев абсолютно НЕ БЫЛО…
А вот если предположить, что Иуда им РАССКАЗАЛ о том, что они должны СКАЗАТЬ, на что ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ, то есть дал им НАВОДКУ на те слова Христа, которые и могли выступить против него ГЛАВНЫМ обвинением, то вот здесь уже всё начинает выглядеть более логичным…
И тогда всё идёт по отрепетированному сценарию.
Христа арестовали, вначале идёт чисто БУТАФОРНАЯ попытка разбирательств, где на Христа практически ровным счётом НИЧЕГО не находят, а потом выходит первосвященник, и ЗАКЛИНАЯ Христа ЖИВЫМ БОГОМ – то есть уже НЕ ОСТАВЛЯЯ ему никакой ВОЗМОЖНОСТИ просто МОЛЧАТЬ, ВЫНУЖДАЕТ его к какому-то ОТВЕТУ…
И что тогда должно было произойти?
Варианта, опять-таки, ДВА – или Христос СОГЛАШАЕТСЯ с этим, и тогда это означает смерть, или же Христос ОТРЕКАЕТСЯ от того, что ранее сам же и говорил об этом своим ученикам (где это по КАКОЙ-ТО ПРИЧИНЕ было для него КРАЙНЕ ВАЖНЫМ), - но тогда, получается, он как в своих собственных глазах, а ГЛАВНОЕ, в глазах тех его УЧЕНИКОВ, которые ЗНАЛИ обо всём этом от самого Христа, - стал бы ОТСТУПНИКОМ, то есть полностью себя дискредитировал бы… Ну – как потом учёных заставляли отречься от своих научных идей под страхом смерти…
Разумеется, Христос выбрал первое, после чего Иуда и сказал, что предал он кровь НЕВИННУЮ…
Однако, это мы высказали предположение о возможном ВНЕШНЕМ МЕХАНИЗМЕ предательства Иуды, но никак не о ВНУТРЕННИХ МОТИВАХ этого…
А какие могли быть МОТИВЫ?
На фоне ВОЗМОЖНЫХ мотивов ВТОРОГО плана (допустим – Иуда, НЕСМОТРЯ на попытки Христа научить учеников, так и не смог, там, справиться или с завистью, или с поклонение теме ИДЕАЛОВ и т. п.), это всё, как представляется, всё равно пока не претендует на роль ГЛАВНОГО мотива…
Здесь можно сделать небольшую паузу, и пройтись по рассмотренным моментам.
Итак – квинтэссенция противостояния онлайн Христа с фарисеями, его КУЛЬМИНАЦИЯ, касается ГЛАВНОЙ заповеди Христа, в которой он две ВНЕШНЕ РАЗНЫЕ заповеди – про любовь к Богу и любовь к человеку, объединяет, фактически, в ОДНУ, тем самым как бы УСТРАНЯЯ РАЗРЫВ между Богом и человеком, божественной и человеческой сущностями, что перекликается с тем изначальным замыслом, когда человек был создан по образу и ПОДОБИЮ Божьему…
Квинтэссенция прозрения Петра – когда Пётр под ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ сущностью смог увидеть и БОЖЕСТВЕННУЮ суть Христа…
Квинтэссенция кульминационной части того, когда Христу первосвященник задаёт РОКОВОЙ вопрос – и Христос даёт на него РЕШАЮЩИЙ ответ, - это вопрос про БОЖЕСТВЕННУЮ СУТЬ Христа…
Теперь остался невыясненным МОТИВ предательства Иуды… По ФОРМЕ можно предположить, что Иуда дал фарисеям НАВОДКУ на то, за ЧТО ИМЕННО можно «поймать» Христа, что и легло в основу «спектакля», поставленного под началом фарисеев, где информация, переданная Иудой фарисеям (как это сейчас здесь предполагается), также касалась вопроса «Божественности» Христа…
По логике жанра, как с т. з. драматургии, так и с т. з. ЛОГИКИ, вырисовывается следующее – если Иуда вот так вот ЗАПРОСТО смог передать фарисеям информацию о «Божественности» Христа, то в каком случае это В ПРИНЦИПЕ было бы возможным?
Логика подсказывает, что в том, когда Иуда аж НИ НА ГРАММ ни в какую БОЖЕСТВЕННОСТЬ Иисуса просто НЕ ПОВЕРИЛ!!!
Но как это ВООБЩЕ может быть? Ведь та же самая элементарная логика говорит о том, что Христос, рядом с которым ученики провели 3 года, он же мало того, что перед ними успел совершить МАССУ ЧУДЕС, так он же, помимо прочего, ещё и научил этому самому и УЧЕНИКОВ своих… То есть это надо быть или полностью умалишённым, чтобы умудриться не увидеть ОЧЕВИДНОГО, или же здесь «зарыто» что-то ДРУГОЕ…
А что может быть этим самым «другим»? А Евангелия также дают возможный ответ на этот вопрос… Ведь Христос-то совершал чудеса НЕ ТОЛЬКО перед своими УЧЕНИКАМИ, но и перед всеми ОСТАЛЬНЫМИ, в том числе, в том или ином виде, прямо на глазах или же по свидетельствам МНОГИХ И МНОГИХ ОЧЕВИДЦЕВ, - и перед ФАРИСЕЯМИ… То есть всё это точно также видели И фарисеи, где у них были практически стопроцентные свидетельства того, что Христос, таки, чудеса именно СОВЕРШАЛ…
Но УБЕДИЛО ли это их хоть сколь-нибудь в том, что он именно, ХОТЯ БЫ, Пророк, не говоря уже о большем?
Аж нисколько… А ПОЧЕМУ? А потому, и ответ на это есть, что их т. з. была такая:
А ФАРИСЕИ ГОВОРИЛИ: ОН ИЗГОНЯЕТ БЕСОВ СИЛОЮ КНЯЗЯ БЕСОВСКОГО.
22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. 23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? 24 ФАРИСЕИ ЖЕ, УСЛЫШАВ СИЕ, СКАЗАЛИ: ОН ИЗГОНЯЕТ БЕСОВ НЕ ИНАЧЕ, КАК СИЛОЮ ВЕЕЛЬЗЕВУЛА, КНЯЗЯ БЕСОВСКОГО. 25 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. 26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? 27 И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют?
Слова Христа: ЕСЛИ ХОЗЯИНА ДОМА НАЗВАЛИ ВЕЕЛЬЗЕВУЛОМ, не тем ли более домашних его?
Кто такой веельзевул?
Вельзеву́л или Веельзевул (от ивр. בעל זבוב — Бааль-Зевув, «повелитель мух», буквально — «повелитель летающих вещей») в христианских представлениях — один из злых духов, подручный дьявола (довольно часто отождествляется с ним наряду с Люцифером). Также имя одного из олицетворений древнего западносемитского божества Баала.
Упоминается в Ветхом Завете как божество филистимлян, почитаемое в Аккароне (Экроне). В Четвёртой книге царств (гл. 1, ст. 2-4) говорится следующее:
« Охозия же упал чрез решетку с горницы своей, что в Самарии, и занемог. И послал послов, и сказал им: пойдите, спросите у Веельзевула, божества Аккаронского: выздоровею ли я от сей болезни?
Тогда Ангел Господень сказал Илии Фесвитянину: встань, пойди навстречу посланным от царя Самарийского и скажи им: разве нет Бога в Израиле, что вы идете вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское? За это так говорит Господь: с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь. И пошел Илия
В качестве князя тьмы упоминается в Евангелии (в частности Евангелие от Матфея, гл. 12, ст. 23-24):
« И дивился весь народ и говорил: не Сей ли Христос, Сын Давидов? Фарисеи же, услышавши сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского »
Цитаты при дословном переводе с иврита[источник не указан 740 дней]:
« И поразилась вся толпа, говоря: "Разве это не сын Давида?". И услышав, фарисеи сказали: "Это не Он изгоняет бесов, разве что Бааль Звувом - Повелителем бесов".
То есть, получается, что фарисеи рассматривали Христа как ПОВЕЛИТЕЛЯ БЕСОВ.
Выходит, что Иуда мог предать Христа, имея самое ПОЛНОЕ представление о всех ВОЗМОЖНОСТЯХ Христа, ЛИШЬ в том случае, когда все эти способности Христа в восприятии Иуды были следствием того, что Христос, по мнению Иуды, был именно ВЕЕЛЬЗЕВУЛОМ, а НЕ Христом – Мессией, Сыном Бога Живого.
То есть, получается, что если Пётр ПРИЗНАЛ в Христе БОЖЕСТВЕННОЕ начало, то Иуда увидел в Христе прямо ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ…
Как это в принципе могло произойти?
Возможно, что ЧЕРЕДА каких-то разных факторов и событий, в т. ч. из числа вышеприведённых примеров, могла этому ПОСПОСОБСТВОВАТЬ как-то… Но чтобы это произошло, то здесь, наверное, должна быть иная ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ… Вначале, наверное, именно ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ НЕПРИЯТИЕ Христа как БОЖЕСТВЕННОГО посланника, а потом детали второго плана могли или усиливать, или никак особо не влиять на ситуацию… Но, возможно, какие-то из них ДЕЙСТВИТЕЛЬНО стали последней каплей, как в примере про драгоценное миро, где это могло окончательно привести к краху идеалов…
Почему это В ПРИНЦИПЕ стало возможным – такое восприятие Христа Иудой – ну, наверное, также, как невозможно проанализировать внутренние мотивы Петра, УВИДЕВШЕГО в Христе Божественное, то также сложно сделать это и в отношении послуживших для этого мотивов Иуды…
Теперь два небольших, но также достаточно ЗНАКОВЫХ, эпизода…
Первый – Тайная вечеря.
Второй – это поцелуй Иуды.
Попробуем выдвинуть версии, начав с поцелуя.
Что вообще означал ПОЦЕЛУЙ в Др. Израиле?
Из Википедии -
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%F6%E5%EB%F3%E9_%C8%F3%E4%FB#cite_note-2 –
Исследователи Нового Завета отмечают, что ПОЦЕЛУЙ, выбранный Иудой как условный знак для воинов, является ТРАДИЦИОННЫМ ПРИВЕТСТВИЕМ У ЕВРЕЕВ[2].
Возникает вопрос – что, Иуда ПРОСТО пришёл вот промежду прочим, между делом, ПОПРИВЕТСТВОВАТЬ Христа, типа «давно не виделись»?
Или пытался ОБМАНУТЬ своим поцелуем Христа?
Но ведь Иуда ДОЛЖЕН был понимать, на примере ВСЕХ имевшихся свидетельств, что Христос мог запросто читать мысли и видел людей НАСКВОЗЬ, о чём в Евангелиях говорится прямо и часто…
Скорее всего, Иуда полностью отдавал отчёт в том, что он делал, и делал это НАМЕРЕННО и ДЕМОНСТРАТИВНО, что было своего рода СИСТЕМОЙ условных ЗНАКОВ на языке МЕЖДУ Иудой и Христом, как ПРОДОЛЖЕНИЕ той неоконченной беседы, что состоялась накануне на Тайной вечере…
…вот Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я ПОЦЕЛУЮ, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, СКАЗАЛ: РАДУЙСЯ, РАВВИ! И ПОЦЕЛОВАЛ ЕГО.
Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я ПОЦЕЛУЮ, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошёл к Нему и ГОВОРИТ: РАВВИ! РАВВИ! И ПОЦЕЛОВАЛ ЕГО.
…впереди его шёл один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошёл к Иисусу, чтобы ПОЦЕЛОВАТЬ Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я ПОЦЕЛУЮ, Тот и есть. Иисус же сказал ему: ИУДА! ЦЕЛОВАНИЕМ ЛИ ПРЕДАЁШЬ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО?
Что здесь есть ещё примечательного? Примечательны здесь СЛОВА Иуды:
РАДУЙСЯ, РАВВИ!.
Что это за слова, откуда они? Ведь Христос, преимущественно, говорил словами ПИСАНИЯ, где Писание знал очень хорошо, и где в Писании находил и озвучивал ученикам и народу некие СИМВОЛЫ…
Разумеется, это хорошо знал и Иуда, и вряд ли что-то стал говорить и делать ПРОСТО ТАК, тем более в такой НАПРЯЖЁННЫЙ кульминационный момент…
Вот один отрывок из Евангелия:
«Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! СЕ, ЦАРЬ ТВОЙ ГРЯДЕТ, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему» (Ин 12:14-16).
А вот этот же эпизод - из которого ВЗЯТА фраза - ПОЛНОСТЬЮ:
«РАДУЙСЯ дщерь Сиона, ликуй дщерь Иерусалима: ВОТ ЦАРЬ ТВОЙ ГРЯДЕТ К ТЕБЕ, ПРАВЕДНЫЙ И СПАСАЮЩИЙ, он беден и восседает на осле, и на осленке, сыне ослиц» (Зах 9:9).
То есть, получается, что своим ПОЦЕЛУЕМ, как ФОРМОЙ ПРИВЕТСТВИЯ, Иуда НЕ ПРОСТО приветствует Христа в ТЕКУЩЕМ, ОБЫДЕННОМ, сиюминутном режиме, а этим самым он как бы «ПРИВЕТСТВУЕТ» «ГРЯДУЩЕГО ЦАРЯ» - МЕССИЮ, ХРИСТА, - дополняя это ещё и соответствующей ФРАЗОЙ из ПРОРОЧЕСТВА – «РАДУЙСЯ!».
То есть – по сути – этот диалог – это ИЗДЁВКА Иуды над Христом, где этим своим ДЕМОНСТРАТИВНЫМ – но понятным ТОЛЬКО Христу и Иуде, - «приветствием ЦАРЯ (МЕССИИ, ХРИСТА)» он как бы даёт ПОНЯТЬ Христу, что нисколько НЕ ВЕРИТ в БОЖЕСТВЕННУЮ СУТЬ Христа, ПОЧЕМУ, собственно, и предаёт его… Где если как и воспринимает его, то не иначе, как в качестве не СЫНА БОЖЬЕГО, а в качестве ВЕЕЛЬЗЕВУЛА, князя бесовского… И, при этом, предавая Христа, Иуда думает, что он делает БЛАГОЕ дело, так как СПАСАЕТ МИР от ЛЖЕХРИСТА…
Христос же эту игру Иуды принял, и отвечает ему В ТОН:
Иисус же сказал ему: ИУДА! ЦЕЛОВАНИЕМ ЛИ ПРЕДАЁШЬ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО?
- то есть, не называя себя ЯВНО Сыном Божиим, - где так он себя называл лишь в узком кругу ПОСВЯЩЁННЫХ учеников, Христос делает это тем ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫМ термином – «Сын Человеческий», где этот термин выступает именно как для ВНЕШНЕГО круга лиц, на самом деле НЕЯВНО ПОДРАЗУМЕВАЯ также И БОЖЕСТВЕННОЕ качество Христа, но ПО ФОРМЕ ПОДЧЁРКНУТО–ДЕМОНСТРАТИВНО никак НЕ УКАЗЫВАЯ на БОЖЕСТВЕННУЮ составляющую, а ЛИШЬ на человеческую…
То есть – этот диалог означает – Иуда говорит – «Ну что – веселись теперь, «Мессия» (подразумевая при этом ЛЖЕмессию), - а Христос отвечает также зашифрованно – «Предаешь СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО (РАВНО как и СЫНА БОЖЬЕГО) – а НЕ ВЕЕЛЬЗЕВУЛА»…
То есть каждый остался при своём мнении, и каждый друг другу свою позицию за эти доли мгновения озвучил…
То есть это также один из самых напряжённых кульминационных моментов, но это напряжение и кульминация уже ВНЕШНЯЯ, хоть и содержащая скрытый текст…
А ВНУТРЕННЯЯ кульминация здесь была на Тайной вечере…
Что произошло ТАМ? (как версия, разумеется).
Во-первых – уже ДО Пасхи Иуда сходил к фарисеям и обо всём с ними договорился.
Вот эпизоды:
20 Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; 21 и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. 22 Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? 23 Он же сказал в ответ: ОПУСТИВШИЙ СО МНОЮ РУКУ В БЛЮДО, этот предаст Меня; 24 впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. 25 При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.
Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. 18 И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ЯДУЩИЙ СО МНОЮ, предаст Меня. 19 Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? 20 Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, ОБМАКИВАЮЩИЙ СО МНОЮ В БЛЮДО. 21 Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.
21 И вот, РУКА ПРЕДАЮЩЕГО МЕНЯ СО МНОЮ ЗА СТОЛОМ; 22 впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается. 23 И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.
Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. НО ДА СБУДЕТСЯ ПИСАНИЕ: ЯДУЩИЙ СО МНОЮ ХЛЕБ ПОДНЯЛ НА МЕНЯ ПЯТУ СВОЮ. 19 Теперь сказываю вам, прежде нежели [то] сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. 20 Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня. 21 Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. 22 Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. 23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. 24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. 25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? 26 Иисус отвечал: ТОТ, КОМУ Я, ОБМАКНУВ КУСОК ХЛЕБА, ПОДАМ. И, ОБМАКНУВ КУСОК, ПОДАЛ ИУДЕ СИМОНОВУ ИСКАРИОТУ. 27 И ПОСЛЕ СЕГО КУСКА ВОШЕЛ В НЕГО САТАНА. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. 28 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. 29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. 30 ОН, ПРИНЯВ КУСОК, тотчас вышел; а была ночь.
Что здесь интересно?
Здесь интересен эпизод из Ев. от Иоанна.
Во-первых – почему вообще эти моменты про БЛЮДО, хлеб и др. Во-первых – так как Христос выстраивал свою миссию ПО ПРОРОЧЕСТВАМ, то этот элемент был необходим, чтобы это соответствовало:
НО ДА СБУДЕТСЯ ПИСАНИЕ: ЯДУЩИЙ СО МНОЮ ХЛЕБ ПОДНЯЛ НА МЕНЯ ПЯТУ СВОЮ.Это по ФОРМЕ. По сути, то понятно, что кто может есть хлеб ВМЕСТЕ? Тот, кто САМЫЙ БЛИЗКИЙ. То есть СУТЬ в том, что предаёт САМЫЙ БЛИЗКИЙ, который НЕСМОТРЯ на эту близость, так и НЕ СМОГ ОЩУТИТЬ своего ЕДИНСТВА с тем, кого предаёт, а в контексте темы – не смог ощутить того БОЖЕСТВЕННОГО НАЧАЛА, которое есть в каждом, и которое должно было ОБЪЕДИНИТЬ, а не разъединить…
И теперь ещё момент:
Иисус отвечал: ТОТ, КОМУ Я, ОБМАКНУВ КУСОК ХЛЕБА, ПОДАМ. И, ОБМАКНУВ КУСОК, ПОДАЛ ИУДЕ СИМОНОВУ ИСКАРИОТУ. 27 И ПОСЛЕ СЕГО КУСКА ВОШЕЛ В НЕГО САТАНА. (...) ОН, ПРИНЯВ КУСОК, тотчас вышел; а была ночь.
Вообще, если так подумать, то какой-то бред. При чём здесь вообще сатана и прочее? Ну – возможно, какая-то, вроде бы как, АЛЛЕГОРИЯ…
В конце-концов – ну ведь НАЗЫВАЛ же Христос сатаной того же ПЕТРА, когда тот пытался ему в чём-то перечить?
Или же здесь есть какой-то более ГЛУБИННЫЙ механизм?
А если на ситуацию взглянуть с т. з. подхода ДК?
К примеру – что такое КУСОК ХЛЕБА в данной ситуации? Это ПРИЧАСТИЕ. Причастие САМО ПО СЕБЕ – не в контенксте евангельской истории, что может означать?
К примеру – как в ДК происходит механизм УСКОРЕНИЯ процессов? Если ЕСТЬ готовность на ПРЕОДОЛЕНИЕ негатива – то при этот самом ускорении его можно ПРЕОДОЛЕТЬ. Если НЕТ – то тогда наоборот – происходит СТРЕМИТЕЛЬНОЕ УХУДШЕНИЕ.
По сути – Христос попытался ОБЛИЧИТЬ Иуду, и тем самым дать ему ШАНС ИЗМЕНИТЬСЯ – хотя бы как ВЕРОЯТНОСТЬ… Но помимо ОБЛИЧЕНИЯ ведь надо было, чтобы Иуда изменил свою ТОЧКУ ЗРЕНИЯ на Христа, и перестал СЧИТАТЬ его ВЕЕЛЬЗЕВУЛОМ…
Но так как такого рода душевные трансформации в Иуде на тот момент произойти не смогли, ибо ничего в понимании Иуды для этого также не произошло нового, где по сути то, что Христос пытался своим обличением/вскрытием предательства Иуду хоть как-то от этого предостеречь, но ведь ДЛЯ ИУДЫ-то КТО его пытался ОБЛИЧИТЬ, как не сам ВЕЕЛЬЗЕВУЛ?!... То есть – в понимании Иуды Христос пытался ПОМЕШАТЬ выполнению Иудой МИССИИ по спасению мира от ЛЖЕхриста!!!
А что произошло на САМОМ деле? А на самом деле, когда Христос передал Иуде кусок хлеба, обмакнув его, то есть совершив ПРИЧАСТИЕ для Иуды, - то возникает вопрос – а ЧТО могло ПЕРЕЙТИ от Христа к Иуде при этом причастии, - а на языке ДК – при УСКОРЕНИИ энерго-информационных процессов, - если Иуда ВИДЕЛ в Христе НЕ ХРИСТА, а ВЕЕЛЬЗЕВУЛА, то есть, фактически, САТАНУ?
И получается, что с этим куском в Иуду ДЕЙСТВИТЕЛЬНО «вошёл сатана», только не в виде РЕАЛЬНОГО «сатаны», а в виде энергоинформационного ОТРАЖЕНИЯ того ОБРАЗА ВЕЕЛЬЗЕВУЛА, который Иуда «ВИДЕЛ» в Христе, и который ОТРАЗИВШИСЬ от энергоинформационного УСКОРЕНИЯ поля Христа, вошёл в итоге в Иуду с «куском».
То есть, фактически, Иуде возвратился тот СТРАХ (или эмоции презрения и др., которые, возможно, он воспринимал при ВОСПРИЯТИИ Христа веельзевулом), который, возможно, сформировался в нём.
То есть – по принципу – ЧТО ВИДИШЬ, то и ПОЛУЧАЕШЬ. По принципу Христа – ПО ВЕРЕ ВАШЕЙ да будет вам… Что Иуда УВИДЕЛ в Христе, то в итоге ему возвратилось в усиленном режиме, после чего он решил довести дело до конца…
Момент пропущенный про СЕРЕБРЕННИКИ…
Для чего они были нужны Иуде? Ну, во-первых, мы не может сейчас ТОЧНО сказать, быть может, это была, допустим, определённая ПРОЦЕДУРА – что если, допустим, ты ПОМОГАЕШЬ властям выявить ОПАСНОГО ПРЕСТУПНИКА (коим в восприятии Иуды и являлся богохульник и лжемессия Христос), то, быть может, за это полагалось какое-то ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ…
Может, одно другому просто НЕ МЕШАЛО – по принципу – ну – раз всё равно ТАК получилось, что Христа из Иисуса не вышло, то, значит, пусть теперь хотя бы деньги какие-то дадут за него…
То есть здесь этот момент не входит в какое-либо противоречие с изложенными версиями…
В заключение момент, что, быть может, НЕЛЬЗЯ делить ЛЮБОВЬ на «БОЖЕСТВЕННУЮ» и «ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ». То есть, возможно, в этом может быть, допустим, в качестве версии, НАРУШЕНИЕ ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ. То есть – как бы – любовь в итоге МОЖЕТ СПОЛЗАТЬ с самой любви на ПОКЛОНЕНИЕ и ПРИВЯЗАННОСТЬ,
Но, при этом, возможно, РАЗГРАНИЧИВАТЬ любовь на «человеческую» и «Божественную», быть может, нельзя…
К слову, почему Иуда в итоге стал считать Христа ЛЖЕмессией? Возможно потому, что ДО этого он ему именно ПОКЛОНЯЛСЯ, то есть у него, как раз таки, вместо того варианта, когда Пётр именно узрел БОЖЕСТВЕННОЕ качестве Христа, но БЕЗ ПОКЛОНЕНИЯ Христу как Богу, а Иуда, возможно, на каком-то ЭТАПЕ своего пути рядом с Христом, именно стал ПОКЛОНЯТЬСЯ Христу как БОГУ, что дало мощное энергоинформационное нарушение, и затем пошёл противокрен в обратную сторону – в ОТТОРЖЕНИЕ Христа и невидение в нём РЕАЛЬНОЙ Божественной основы…
И что в итоге?
В итоге – главная заповедь Христа – СОЕДИНЕНИЕ Божественного и человеческого в ОДНОМ, где всё это БОЖЕСТВЕННОЕ.
Главное прозрение Петра – в видении БОЖЕСТВЕННОГО в Христе.
Главное непонимание Иуды, и главная драма Тайной вечери, – в НЕВИДЕНИИ Иудой БОЖЕСТВЕННОГО в Христе.
Главная ФРАЗА Христа, имеющая для него значение ЖИЗНИ И СМЕРТИ – что должно было ПРОЙТИ СКВОЗЬ ВЕКА – это то, что он несёт БОЖЕСТВЕННОЕ в себе, и не отрёкся от этого…
Получается, все эти моменты, если допустить то, что в этом есть какой-то смысл, увязываются в один мозаичный узор, говорящий об ОДНОМ…
Кратко не получилось – ну как есть…