- Спойлер
- Как известно, в рамках существующей системы координат мироздания для нашего продвижения вперёд (если по ДК - то к Богу и Божественной любви) нам либо необходимо что-то ДЕЛАТЬ - обретать правильное эмоциональное состояние - наполненность любовью и т. п., - либо что-то НЕ ДЕЛАТЬ - не совершать греха, убийства любви и т. д...
Необходимость реализации всего этого может вызывать внутренний глубинный протест - протест против самой основы такого мироздания - где непонятно - почему нам надо что-то ДОСТИГАТЬ, ВМЕСТО того, чтобы мы уже СРАЗУ стали совершенными... В ДК этот вопрос рассматривался неоднократно...
Это порождает зацепку за, скажем так, АБСОЛЮТНОЕ СПАСЕНИЕ - спасение не только ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ - т. е. инстинкт самосохранения, но и СПАСЕНИЕ ЛЮБВИ - в самом широком смысле этого слова...
То есть - с одной стороны - ПРОТЕСТ против устройства мира, а с другой стороны - зацепка за концепцию АБСОЛЮТНОГО СПАСЕНИЯ - как любви, так и самих её носителей...
По сути - необходимость что-то ДЕЛАТЬ - в т. ч. в аспекте эмоций, - либо что-то НЕ ДЕЛАТЬ (в т. ч. когда очень хочется) - можно отнести к восточному понятию ДЕЯНИЯ...
Тогда что должно пониматься по его противоположностью - НЕДЕЯНИЕМ?!...
До настоящего времени понятие НЕДЕЯНИЯ для меня было совершенной АБСТРАКЦИЕЙ - то есть некое туманно-загадочное слово, в котором "что-то есть"... Но ЧТО ИМЕННО под этим понимается - совершенно непонятно...
Как известно по ДК - определяющими являются именно наши эмоции...
Тогда КАК СООТНЕСТИ абстрактное понятие НЕДЕЯНИЯ с нашими ЭМОЦИЯМИ?!...
В рамках ДК используются понятия ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО и БОЖЕСТВЕННОГО... По большому счёту - такие же весьма абстрактные понятия... Т. е. - а в чём РАЗНИЦА между ними?!...
Но - использование этих абстрактных понятий позволяет вводить такое допущение, что на ВНЕШНЕМ уровне у нас разрушаемое ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, а на ВНУТРЕННЕМ - НЕРУШИМОЕ БОЖЕСТВЕННОЙ зерно, которое и безгрешно, и не может быть уничтожено - и т. д. и т. п...
Хотя - опять таки - в чем состоит РАЗНИЦА между неким "ВНЕШНИМ" (человеческим), и неким "ВНУТРЕННИМ" (Божественным) - также не понятно (и есть ли она вообще...)...
Значит - от абстрактных понятий надо переходить к тому, что может лежать в их основе с т. з. тех наших РЕАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ...
И вот здесь уже на понятие НЕДЕЯНИЯ можно попробовать посмотреть вот с какой стороны - если необходимость нашего продвижения вперёд - к какой-то высшей ценности - будь то "любовь к Богу", "Божественная любовь" и т. п. находится в зависимости от необходимости что-то ДЕЛАТЬ (позитивное, в т. ч. в плане достижения эмоционального состояния), или что-то НЕ ДЕЛАТЬ (негативное), что порождает внутренний протест (как неприятие мира) и зацепку за необходимость ДОСТИЖЕНИЯ этой ВЫСШЕЙ ЦЕЛИ, то если всё это рассматривать как ДЕЯНИЕ, то тогда понятие НЕДЕЯНИЯ будет отвечать пониманию того, что в ДК определяется понятием нашего БОЖЕСТВЕННОГО НЕРУШИМОГО ЗЕРНА, которое нет необходимости каким-то образом ДОСТИГАТЬ и СПАСАТЬ, поскольку в его основе мы НЕРУШИМЫ...
То есть - нет необходимости что либо ДОСТИГАТЬ, поскольку мы на "ВНУТРЕННЕМ", "Божественном" уровне УЖЕ ТАМ находимся... И мы там АБСОЛЮТНЫ...
То есть - суть темы в том, что, ВОЗМОЖНО, то, что в рамках ДК именуется терминами "Божественное", "внутреннее", в отличие от "Человеческое", "внешнее", по своей сути - сути того, что ВКЛАДЫВАЕТСЯ в эти определения - СООТВЕТСТВУЕТ восточному понятию НЕДЕЯНИЕ...
А если так - то тогда уже от АБСТРАКЦИЙ проще перейти к уровню наших эмоций в плане того, на что внутренне в наших эмоциях мы должны опираться, чтобы иметь то самое внутреннее состояние, где не будет ни внутренних протестов, ни зацепок...
И тогда, с одной стороны, более становится понятным понятие НЕДЕЯНИЯ - что это вообще такое, - а с другой стороны - само это понятие - его суть - позволяет более точно настроиться на соответствующее внутреннее состояние...
И получается, в рамках недеяния ничего не надо ДОСТИГАТЬ, и ничего не надо СДЕРЖИВАТЬ, ибо ТАМ уже всё ДОСТИГНУТО, и все нереализованные процессы РЕАЛИЗОВАНЫ (которые здесь реализовать не представляется возможным)... И там уже всё находится в состоянии АБСОЛЮТНОГО СПАСЕНИЯ - и мы сами, и наша любовь...
Но - это на ОДНОМ уровне...
На другом уровне - называемом в ДК ВНЕШНИМ, человеческим уровнем - надо что-то ДЕЛАТЬ - или ДОСТИГАТЬ, или же СДЕРЖИВАТЬ - и это уже реализуется в форме ДЕЯНИЯ... В т. ч. того деяния, которое - в понимании концепции древних видящих Кастанеды - НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ (ибо что может иметь значение, если в глубине уже всё и так достигнуто и реализовано)...
И тогда, получается, вполне вероятно, что то состояние, которое ИЩЕТ ДК и ставит своей ГЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ - а именно - чтобы не происходило - надо СОХРАНЯТЬ БОЖЕСТВЕННУЮ ЛЮБОВЬ - есть тем, что на востоке именовалось приходом к состоянию НЕДЕЯНИЯ...
Однако - в таком состоянии главным уже будет НЕ АСПЕКТ УСТРЕМЛЕНИЯ к КОМУ-ТО - некому БОЖЕСТВУ - а приход к какому-то нашему ВНУТРЕННЕМУ СОСТОЯНИЮ - ощущению, скажем так, этого самого УЖЕ СВЕРШЁННОГО АБСОЛЮТНОГО СПАСЕНИЯ - как нас самих, так и нашей любви...
То есть - возможно - суть темы - в том, что то ощущение, что ищет ДК - на востоке было известно под именем того нашего внутреннего состояния, что достигается при НЕДЕЯНИИ, где ты внутреннее понимаешь, что уже ВСЁ ДОСТИГНУТО, РЕАЛИЗОВАНО и СПАСЕНО и т. д...
И именно ТАКОЙ подход применяется в Дзогчене - где с одной стороны - необходимы какие-то ПРАКТИКИ (где ДК - точно такая же ПРАКТИКА...), а с другой стороны - практики НЕ ИМЕЮТ НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ, ибо в своей глубинной сути уже всё и так реализовано, и необходимо лишь ОЩУТИТЬ это...
Таким образом - усматриваются параллели между тем эмоциональным состоянием, что ищет ДК, и НЕДЕЯНИЕМ (где если вместо НЕДЕЯНИЯ делать акцент на каком-то "ДОСТИЖЕНИИ ЛЮБВИ К БОГУ" - то это может быть уходом в сторону от недеяния...), как термином того же Дзогчена, а также, возможно, между ПРЕЖДЕНЕБЕСНЫМИ и ПОСЛЕНЕБЕСНЫМИ энергиями даосской алхимии...
То есть - если раньше понятия НЕДЕЯНИЯ и ПРЕЖДЕНЕБЕСНЫХ ЭНЕРГИЙ были абстракциями - то при интегрировании подходов ДК и восточных практик - дзогчена, недвойственности и даосской алхимии (а также концепций Кастанеды) - это может найти своё новое пояснение...
Где, с одной стороны, это поясняет суть восточной терминологии, а с другой - возможно позволяет понять - КУДА ИМЕННО надо устремляться ДК в понимании той ГЛАВНОЙ ЦЕЛИ - то ли это должна быть "любовь к Богу", то ли это должен быть приход к некоему внутреннему состоянию восприятия...
И если раньше в ДК основным и единственным приоритетом было именно ЧУВСТВО ЛЮБВИ - то сейчас уже более плотно затронут вопрос СТРАХА... Страх порождается угрозой РАЗРУШЕНИЯ - либо себя, либо нашей любви и того, что мы любим - ну и т. д...
Освобождение от страха даёт понимание того, что всё то, потерять что мы боимся, на самом деле в своей основе есть НЕУНИЧТОЖИМЫМ и АБСОЛЮТНО СПАСЁННЫМ... Тогда, выходит, вот это вот самое чувство любви, что ищет ДК, в своём высшем аспекте должно содержать НЕ ТОЛЬКО лишь чувство любви как таковое, что ближе как бы к теме ревности, НО И должно одновременно ОБЪЕДИНЯТЬ и инстинкт самосохранения в своём высшем аспекте - в плане - что всё и вся уже спасено...
Но - тогда возникает вопрос - ИЛИ же ничего не делать - раз уже всё свершено в высшем аспекте - или же - тем не менее - ЧТО-ТО ДЕЛАТЬ - в условиях имеющейся РЕАЛЬНОСТИ - но тогда непонятно - как одно не противоречит другому?!... То есть возникает парадокс...
Вот Христос говорил - "Я есть Путь, и Истина, и Жизнь"... Какой СМЫСЛ этих слов?!...
Такая версия - что такое ИСТИНА?!... Истина - это вот эта вот самая НЕРУШИМАЯ ОСНОВА... То наше эмоциональное, внутреннее состояние, которое ищет ДК и восточные практики... Путь - это то, что, несмотря на наличие нерушимой основы - тем не менее - необходимо на внешнем уровнем что-то ДЕЛАТЬ и чего-то - каких-то искушений и т. п. - избегать... "Царство Небесное усилием берётся..."...
А что есть ЖИЗНЬ?!...
А жизнь есть - ОБЪЕДИНЕНИЕ парадоксально несовместимых ИСТИНЫ и ПУТИ - нерушимой основы, выражающейся в достижении соответствующего внутреннего состояния, и некоего набора каких-то внешних проявлений...
В христианстве пытались найти "философский камень" - то, что СРАЗУ ПРИВОДИТ К ИСТИНЕ из нашего обыденного состояния... Превратилось всё это на практике в индульгенции - где вместо ЧУДА ПРЕОБРАЖЕНИЯ и СПОНТАННОГО СПАСЕНИЯ, спонтанного прощения грехов - получилось что-то другое...
Т. е. - суть Иудаизма - это путь ДЕЯНИЯ... Суть Христианства - путь прихода к ИСТИНЕ через НЕДЕЯНИЕ... Как у разбойника на Кресте... Который пришёл к СПОНТАННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ...
Реальная практика - соединение и того, и другого... Путь восточных практик - на НИЗШИХ уровнях - путь ДЕЯНИЯ, на высших - путь НЕДЕЯНИЯ...
Сейчас ДК проходит эти же вехи...
Но - как ПРАКТИЧЕСКИ соединить и то, и другое - вопрос...
Т. е. - индульгенции в христианстве - это не просто что-то ЗАВЕДОМО ПЛОХОЕ - это НЕПРАВИЛЬНО ПОНЯТЫЙ аспект спонтанной трансформации в христианстве...
К слову - если в Православии Христос - глава - мужское начало - а Церковь - женское начало - то тогда последователи Церкви будут выражать ПАССИВНУЮ позицию - которая свойственна в биологическом мире женским особям...
Если в Католичестве упор делается на Богоматерь - женское начало - то тогда представители Церкви будут выражать МУЖСКОЕ НАЧАЛО - чисто биологически - и будут вести КОНКУРЕНТНУЮ АКТИВНУЮ БОРЬБУ - как ведут в природе самцы за самку... Т. е. по принципу - самцы должны победить конкурентов и достичь противоположное - женское - начало...
Пассивность и активность - чисто ВНЕШНЕ - действие и бездействие...
Но на ГЛУБИННОМ уровне это может быть отображением принципа ДЕЯНИЯ и НЕДЕЯНИЯ - в контексте всего вышеозвученного... Где деяние - достижение цели через ПУТЬ - активные позитивные действия и воздержание от негативных, а недеяние - СПОНТАННЫЙ приход к ГЛУБИННОЙ ОСНОВЕ - к тому, что в ДК называется СОХРАНЕНИЕМ ЛЮБВИ...
Но тогда, получается, как показывает история, ни один из этих путей САМОСТОЯТЕЛЬНО существовать не может, и требует объединения со своей противоположностью...