То, что показывается под Новый год - под НАЧАЛО года - как об этом говорит ДК - не случайно... Причём - это нам показывалось на протяжении ДЕСЯТИЛЕТИЙ - и продолжает в это же время показываться И СЕЙЧАС!!! Какой же высший смысл в фильме "Служебный роман" ("Иронию судьбы" чё-то не тянет рассматривать...)?!... Если попробовать подключить логику...
Фильм появился в 1977г. В 1978 - лидер проката...
Это накануне конца эпохи Брежнева... Где после этого идёт начало конца всей эпохи - лидеры сменяют друг друга один за одним - и в 1991г. СССР прекращает своё существование...
Возникает вопрос - при чём здесь ПОЛИТИКА к чисто ЖИТЕЙСКОЙ ситуации, замешанной на теме ОТНОШЕНИЙ?!...
В фильме несколько главных планов - первый план - Новосельцев и Калугина, второй план - Самохвалов и Рыжкова ("в жутких розочках"...), секретарша Вера и её закадровый муж... И ещё два полукомедийных героя - общественница Шура и Бубликов, который потом "умер"... Все остальные - чисто статистические, эпизодические роли...
Причём - в начале планировалось именно ТРИ ПОЛНОМАСШТАБНЫХ плана:
- то есть - планировавшийся первоначально ТРЕТИЙ план стечением обстоятельств был фактически сведён на нет...В первоначальном сценарии муж Верочки был одним из основных героев фильма, тоже сотрудником «статистического учреждения». По замыслу сценаристов, он постоянно выяснял отношения с женой. Его роль исполнил Александр Фатюшин. С ним было отснято много материала, например, как они спорили о том рожать ли им ребёнка, или как они уезжали после работы на мотороллере. Но из-за травмы глаза Фатюшин не мог сниматься. В итоге этот персонаж вообще был убран из фильма, он только разговаривал с Верочкой по телефону, но озвучивал его Олег Басилашвили. Сам Фатюшин появился в фильме эпизодически в массовке, всего на 1-2 секунды — сразу после титров, когда Новосельцев пытается занять 20 рублей у Ольги, второй раз в сцене изумления, когда в вестибюле появился «умерший» Бубликов, третий раз в сцене удивления сотрудников учреждения новым имиджем Калугиной.
В итоге - получается - вернее - жизнь скорректировала и в итоге получилось - всего ДВА главных плана - пара Новосельца и Калугиной - и пара Самохвалова и Рыжковой...
И здесь начинается самое интересное... Фактически - редко, когда в фильмах СРАЗУ показывается ДВА главных плана - главных именно в ЭМОЦИЯХ...
А здесь - именно два... Вот если бы их было ТРИ - как вначале и задумывалось - в полном их масштабе - то тогда бы это уже получилась бы сборная солянка, где акценты, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНО надо было бы сакцентировать, оказались бы ЗАТЁРТЫМИ в значительной степени... А так - третий план секретарши Веры и её мужа перешёл чисто в план ненавязчивого ФОНА...
Теперь что получается?!...
По большому счёту - в контексте ПЕРВОГО плана - Новосельцева и Калугиной - ТРАГЕДИИ-ТО НЕТ!!! Трагедия по фильму есть во ВТОРОМ плане!!!
Почему нет трагедии по первому плану?!... В конце фильма у них всё заканчивается ХОРОШО - рождается ещё один ребёнок...
Но - что было у них перед этим?!...
От Новосельцева уходит жена - уходит к другому - бросая его вместе с двумя детьми... Т. е. - с т. з. - как минимум - ТОГО времени - вопиющее БЕЗНРАВСТВЕННОЕ поведение... Фактически - предательство... Предательство по теме ОТНОШЕНИЙ...
Что происходит у неё?!... У неё её ПОДРУГА!!! - ПРЕДАЁТ её - и отбивает её жениха!!!
Т. е. - у них у обеих идёт КРАХ темы отношений до уровня ПРЕДАТЕЛЬСТВА!!! ПОТОМ Новосельцев типа БЕЗНРАВСТВЕННО поступает с ней, когда оказывается, что вначале он хотел за ней "приударить" из КОРЫСТНЫХ побуждений...
То есть - их долго чистили перед этим - они - по фильму - чистку прошли - и в итоге - рождение ребёнка...
Что идёт на ВТОРОМ плане?!...
Во-первых - на ВТОРОМ плане идёт тема отношений, где СИЛА ЛЮБВИ - судя по всему - ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ сила любви - была ГОРАЗДО СИЛЬНЕЕ, чем это было у Новосельцева и Калугиной... Т. е. - у Новосельцева и Калугиной - уже - как бы - по прошествии многих лет жизни - эта их любовь - скорее всего - не настолько СИЛЬНА - по своей энергетике - как ЮНОШЕСКАЯ...
А у Рыжковой и Самохвалова в институтские годы был роман - и до сих пор у неё эти чувства - как бы - СОХРАНИЛИСЬ... И сейчас они возникли снова...
Но - что оказывается в итоге?!...
В итоге - тот, кого она любит - оказывается БЕЗНРАВСТВЕННЫМ, как бы...
А о чём это говорит?!... Это говорит о том, что, судя по всему, по принципу ДК - у Рыжковой идёт ПОКЛОНЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ и СВЕТЛЫМ ВЫСОКИМ ЧУВСТВАМ!!!
Дети - нежизнеспособным - от её этой ЮНОШЕСКОЙ любви - от Самохвалова - у неё какой-то там муж - который постольку постольку - ездит куда-то там лечиться на минеральные воды (если ничё не путаю) - т. е. об ИДЕАЛАХ нет никакой речи!!! И у него - жена - тоже - такая себе дамочка - на идеалах особо не заморачивается - поэтому у них сейчас - в этой жизни как минимум - ничё особо серьёзного не может быть в принципе...
Но - жизнь её ОПЯТЬ сводит с ним - т. е. чистка и муки продолжаются - значит - их юношеские отношения были не просто так...
И тут её начинают чистить по теме идеалов и нравственности!!!
И она эту чистку НЕ ПРОХОДИТ!!!
Более того - у неё по всему фильму депрессивное настроение - чистой воды программа самоуничтожения... Т. е. - здесь завязываются и тема ОТНОШЕНИЙ, и тема ИДЕАЛОВ в плане НРАВСТВЕННОСТИ и т. п...
Она унижения этого не принимает - и в итоге на их ВТОРОМ плане толком ничего не происходит путного...
И получается, что если на ПЕРВОМ плане Новосельцева и Калугину в своё время почистили по теме отношений и идеалов - и они ПРИНЯЛИ унижение - и в итоге типа всё позитивно вышло - а начали чистить Рыжкову - и всё - завал... При этом - с учётом того, что и МАСШТАБ ЛЮБВИ у неё был БОЛЬШЕ - т. к. именно ЮНОШЕСКАЯ любовь - то и чистка должна была затронуть более глубокие слои... Но это оказалось непроходимым для неё... Т. е. - получается, что здесь уже удар шёл не сколько по теме именно ОТНОШЕНИЙ - ведь она и он уже давным-давно были в браке с другими - а именно по теме ВЫСШИХ ИДЕАЛОВ - где Самохвалов, типа, низко поступил - а она не прошла...
И получается - что тема ВЫСШИХ ИДЕАЛОВ - это в принципе - в целом - одна из ОСНОВНЫХ непреодолённых болезней СССР - коммунизма и социализма - и тут - получается - и главная героиня второго плана - а по сути - с какой-то стороны и ПЕРВОГО плана фильма - на самом деле - НЕ ПРОХОДИТ унижение по теме идеалов... Т. е. - для того, чтобы дать её эту ЧИСТКУ - то её Самохвалов ДОЛЖЕН ПРЕВРАТИТЬСЯ в "БЕЗНРАВСТВЕННОГО НЕГОДЯЯ"... Ну - как его по фильму пытаются представить...
А что происходит после 1991 года?!... Пошла МАССОВАЯ чистка именно по унижению этих самых ВЫСШИХ ИДЕАЛОВ - многие стали становиться "бандитами" и т. п...
И получается - что если Новосельцев и Калугина прошли больше унижения по теме ОТНОШЕНИЙ, как бы, по теме ИЗМЕН от ЛЮБИМЫХ - но это не есть тождественно унижению НРАВСТВЕННОСТИ в ДУХОВНОЙ сфере - той, по которой унижал Рыжкову Самохвалов - т. е. темы ВЫСШИХ ИДЕАЛОВ - то ЭТУ тему - более-менее - население СССР со скрипом где-то могло пройти... А вот по теме ВЫСШИХ ИДЕАЛОВ и НРАВСТВЕННОСТИ - тут были ПРОБЛЕМЫ - и фильм это показал...
И к слову - сегодня чё-то возникли эти мысли - по телеку шёл "Служебный роман" (а потом показали никакущий его ремикс современный...) - а параллельно смотрел второй день последнего питерского семинара в наушниках - и вот только-только подумал про момент унижения в фильме этих самых высших идеалов - Лазарев С.Н. говорит - на 38-й минуте -
"Любой человек, зацепленный за идеалы, любой человек, который молится на красивое, чистое и светлое, с презрением относясь к грязному и несовершенному, - этот человек в ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ ПОТРЕБИТЕЛЬ!!! Он не может отдавать энергию - он ждёт, что чистое, красивое, светлое спустится к нему... "
То есть - по сути - это где-то один в один портрет Рыжковой...
В которой в миниатюре проиллюстрирована тенденция всего Советского Союза, где как у Рыжковой - не было совместного будущего в плане того, о чём она мечтала - о высоком и чистом...
А те, кто, быть может, и на более НИЗКОЙ энергетике - не такой ФЕЕРИЧНОЙ, как ЮНОШЕСКАЯ любовь - но - тем не менее - тему унижения ОТНОШЕНИЙ прошли - как бы - и более-менее продержались на этой волне...
И - к слову - ведь ДАЛЕКО НЕ ФАКТ, что и ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ герои фильма - те же Новосельцев и Калугина - смогли внутренне ПРИНЯТЬ это безнравственное поведение Самохвалова... Просто у Рыжковой эта тема уже подошла к ПОВЕРХНОСТИ - т. е. уже в контексте её ВНУТРЕННИХ ГЛУБИННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ, ну а у тех еще - так себе - чисто во внешней по отношению к ним событийности пока...
Ну - так - чисто версия... Вполне возможно, что тут есть спорные и неоднозначные моменты - но уж какие мысли возникли...