#3 AKRESS » Вс, 10 июля 2011, 0:01
[quote][b][size=150][color=#000040]Первый ваджрный пункт
Изначальная Основа Бытия[/color][/size][/b]
Для объяснения этого требуется установить естественное состояние
Основы бытия, её реальную природу, каковой она была до появления
просветлённых и обычных существ, реализовавших и не
реализовавших её, а также проявленный образ Основы, произошедшей из неё.
В тантре «Шесть Сфер» говорится:
[i]«Послушай, Учитель Самантабхадра!
Как же пребывала Основа бытия в самом начале, когда ещё не
было ни самого Учителя, ни так называемых «живых существ» и так
называемых «Будд»?»[/i]
Здесь будет три объяснения:
[b]1.[/b] Естественное состояние изначальной, исконной Основы бытия.
[b]2.[/b] Манера возникновения из неё Проявленной Основы.
[b]3.[/b] Процесс освобождения Самантабхадры.
[b]1 Естественное состояние изначальной, исконной Основы бытия[/b]
Здесь два раздела:
[b]1.1.[/b] Общее представление семи категорий Основы бытия.
[b]1.2.[/b] Подробное объяснение изначально чистой, исконной Основы.
[b]1.1 Общее представление семи категорий Основы бытия[/b]
Общее число традиций Великого Совершенства насчитывает не
больше семи типов описания Основы бытия, а именно:
- способ описания Основы как спонтанно присутствующей;
- способ описания Основы как неопределённой;
- способ описания Основы как определённой и фундаментально конкретной;
- способ описания Основы как способной превращаться во что угодно;
- способ описания Основы, подверженной любым описаниям;
- способ описания Основы как разнообразной;
- способ описания Основы как изначально чистой.
В тантре «Пронзительный Звук» по этому поводу говорится:
«Естественное состояние, присутствующее в своей природе
Имеет семь образов:
Оно спонтанно присутствующее с точки зрения разнообразия.
Оно неопределённо в аспекте движения.
Оно определённо с точки зрения своей неизменности.
Оно превращается во что угодно из-за созидательности своего проявления.
Его можно описать как что угодно, ибо из него возникает всё.
Оно изначально чисто, так как свободно от заблуждения.
Оно описывается разнообразным в силу различных образов проявления.
Таким образом, поскольку Великое Совершенство может проявиться в чём угодно,
Существует большое количество разных утверждений, (вытекающих)
Из этих разнообразных описаний,
Однако с точки зрения естественного присутствия
Оно не является ни одним, ни двумя из них и свободно от чего угодно».
Из тантры «Шесть Сфер»:
«У Основы бытия, существующей в изначальном состоянии,
Есть только одно измерение, и никаких других.
Но с точки зрения омрачённого восприятия,
Она проявляется в семи типах
При концептуальном рассмотрении.
Хотя она и проявляется в семи видах,
Всё это - кажущиеся образы единой сущности,
Проявляющиеся в силу неведения её, единственной.
Тем не менее они таковы:
Она находится в спонтанном присутствии,
Проявляясь как квинтэссенция, объединяющая многообразие.
Она присутствует неопределённо,
Проявляясь фрагментарно вместе с мелькающим сознанием.
Она присутствует определённо в собственном состоянии,
Проявляясь неизменяемой умственной активностью.
Она присутствует как подверженная трансформации,
Проявляясь аспектам сознания (соответственно) его усилиям.
Она присутствует как сущность чего угодно,
Проявляясь как собственная сущность всего возникающего.
Она присутствует в разнообразии,
Проявляясь в каждом аспекте разнообразия.
Она присутствует в изначальной чистоте,
Проявляясь в исконной свободе от загрязнений.
Всё это проявляется в соответствии с градациями интеллекта,
В то время как её естественная сущность чиста с самого начала».
Таким образом (Основа бытия) показана с семи сторон при соответствующем
анализе реальности единого осознавания, однако в
сущности осознавания нет каких-либо слов, букв и способов описания.
Поэтому я здесь не стану утверждать, что она «именно такая»,
хватаясь за одну из крайностей. Тем не менее, если не объяснить её в
соответствии с аспектами, то вы не поймёте, поэтому я дам краткое
описание.
Надо принять во внимание два типа индивидов, - тех, кто следует
крайним философиям, и тех, кто следует по Пути.
Философы представляют Основу бытия в шести дефективных
образах, цепляясь за какой-либо из её аспектов, впадают в крайние
воззрения. Это подобно тому, как шесть слепых ощупывают руками
божественного слона, пытаясь определить его форму и цвет.
Те же, кто следуют по Пути, придерживаются безошибочной
позиции изначальной чистоты (Основы бытия) из текстов нашей
традиции. Они подобны зрячим людям, которые могут объективно
определить облик слона. Как уже было сказано: «Всё это проявляется
в соответствии с градациями интеллекта, в то время как её естественная
сущность чиста с самого начала».
Сначала я кратко объясню специфику шести ошибочных описаний Основы бытия.
[b]1 Описание Основы как спонтанно присутствующей[/b]
Это (и все последующие описания) будут представлены тремя этапами:
[b]1.1.[/b] Утверждение пропонентов.
[b]1.2.[/b] Моё опровержение.
[b]1.3.[/b] Смысловое резюме опровержения.
[b]1.1 Утверждение пропонентов[/b]
Спонтанно присутствующая реальность не ограничена, не впадает
ни в какие крайности и в ней изначально и спонтанно присутствуют все качества.
[b]1.2 Моё опровержение[/b]
Если бы все качества присутствовали спонтанно, то следовало
бы, что плод (=результат) свободы от временных загрязнений также
спонтанно присутствует с самого начала, потому что в этом случае
все качества должны находиться в изначальном спонтанном совершенстве.
Из этого утверждения следовало бы, что никто не смог бы
теоретически заблуждаться в этой Основе, и было бы неразумно
говорить об очищении этого заблуждения, ибо это подразумевает,
что следствие присутствует в причине. Если бы всё присутствовало
спонтанно, то благодаря самопроизвольному присутствию самсары
не было бы смысла в освобождении (от неё), потому что различие
между причиной и плодом исключает спонтанное присутствие (обоих).
Из тантры «Шесть Сфер»:
«Эта самая спонтанно присутствующая Основа многообразия
Не является аутентичной Основой бытия.
В противном случае оказалось бы,
Что усердия живых существ (в духовной практике)
Не принесли бы им освобождения
По причине загрязняющего неведения.
Если вы скажете, что они бы освободились благодаря присутствию осознавания,
То плод не нуждается в дополнительном освобождении.
К примеру, чёрный уголь, Он
не сможет стать белого цвета, как бы вы его не чистили.
В силу различия между причиной и следствием,
Они не могут спонтанно присутствовать (одновременно)».
[b]1.3 Смысловое резюме опровержения[/b]
Мы так не утверждаем. Самсара не существует в силу изначально
чистой сущности. Нирвана не существует в силу полной чистоты
природы. Основа находится в своей реальности, запредельной изъянам
изначально, так как превосходит воображение и описания, и
недвойственна. Она лишь символизирует Основу возникновения
спонтанного присутствия, но не сводится к таковому в действительности.
В той же тантре «Шесть Сфер» говорится:
«У Основы, пребывающей таким образом,
Есть тождественность, указывающая на спонтанное присутствие».
[b]2 Описание Основы как неопределённой[/b]
[b]2.1 Утверждение пропонентов[/b]
Так как у (Основы) нет какой-либо сущности, её природа неопределённа.
Она проявляется так, как бы её ни вообразил ум.
[b]2.2 Моё опровержение[/b]
Если всё зависит от ярлыков, приписываемых умом, то нирвана
будет неуместной, когда Основу называют самсарой, и множество
неуместного время единства. Так как противоположные вещи будут
противоречить друг другу, то будет следовать, что заблуждение и
освобождение взаимозаменяемы. Если нет определённости, то значит,
что после освобождения может заново наступить заблуждение,
а также что освобождение уже достигнуто во время его отсутствия.
Поскольку определённое и неопределённое будут меняться местами,
то последует путаница. Если бы она была неопределённой, то такая
Основа вообще была бы не пригодна, так как обладала бы дефектом
«незаземлённости» (отсутствия закреплённого места расположения).
В той же тантре говорится:
«То, что говорилось о «неопределённой» Основе,
Не соответствует фактической Основе бытия,
Мне это кажется (подогнанным под) градацию интеллекта.
(В этом случае) плод (просветления) мог бы изменяться
Или превращаться в предыдущее состояние.
Неопределённое стало бы определённым,
А определённое стало бы неопределённым.
Определённость, которая имеет место благодаря естественному
присутствию собственной неопределённости, - не что иное,
как экстремальная кармическая крайность».
[b]2.3 Смысловое резюме опровержения[/b]
Мы не утверждаем таким образом. Так как (в абсолютной реальности)
нет различения на объекты и их названия, то в нерождённой
природе явлений установлено отсутствие возникновения, пребывания
и исчезновения. Исходя из этого мы утверждаем, что в небоподобной
природе явлений абсолютно не определено цепляние за какие-либо стороны.
[b]3 Описание Основы как конкретного базиса для определённой
реальности[/b]
[b]3.1 Утверждения пропонентов[/b]
Сущность неизменна, как небо, тогда как манера проявления не
подвержена трансформации, так же как огонь и вода.
[b]3.2 Моё опровержение[/b]
Полная неизменность аналогична утверждению постоянного «Я».
В этом случае следовала бы невозможность освобождения, несмотря
на прикладываемые к этому усилия, так как «нечистое» осознавание
не смогло бы стать чистым. Если рассуждать таким образом, то последует
ошибочный вывод, что такая Основа не нуждается в реализации, медитации
и духовном пути, потому что реализация Основы
не сможет развернуть заблуждение.
В тантре «Шесть Сфер» говорится:
«Учение о так называемой «определённой» Основе
Также не является аутентичной сущностью.
Так же как белая ракушка проявляется белой
Перед взором дальтоника,
Так искажается и естественное положение,
В котором нет двойственности себя и других,
Которое свободно от крайности определённости.
Так что это не является истиной.
А если бы была определённая причина и определённый плод,
То не было бы отличия от постоянного «Я».
[b]3.3 Смысловое резюме опровержения[/b]
Мы не утверждаем таким образом. Да, мы говорим об отсутствии
трансформаций и изменений в изначально чистой природе
явлений, потому что с точки зрения реализации она естественно
чиста и её природа недвойственна, даже если нет реализации. Но мы
не заявляем, что «усилия не приносят очищения».
[b]4 Описание Основы как способной превращаться во что угодно[/b]
[b]4.1 Утверждения пропонентов[/b]
Так как сущность Основы не ограничена сторонами и крайностями,
её естественный образ может трансформироваться во что угодно.
[b]4.2 Моё опровержение[/b]
Если бы естественное состояние было подвержено изменениям,
то оно не было бы естественным состоянием. Следовало бы, что после
достижения плода освобождения, он смог бы заново измениться в
исходное состояние (заблуждения), либо исходное омрачённое переживание
могло бы в то же время поменяться с состоянием достигшего
освобождения, так как возможна любая трансформация. Следовательно,
цель бы отсутствовала, так как полное освобождение не
имело бы истины по причине изменчивости. Также следовало бы,
что материя могла бы превращаться в сознание.
В той же тантре сказано:
«Ранее говорили о «способности к трансформации».
Если бы естественное состояние могло изменяться,
То это было бы то же самое, что неопределённая (Основа),
Потому что Плод мог бы превратиться в исходное состояние,
И не было бы никакой нужды в усилиях.
Если бы всё бы менялось и разворачивалось вновь и вновь,
То и материя могла бы превратиться в сознание, а это не так».
[b]4.3 Смысловое резюме опровержения[/b]
Поскольку сама (Основа бытия) неизменна, то она не превращается
во что-то другое. Когда заблуждение очищено в своём месте,
это называется «захватом естественного положения в сущности (Основы)».
[b]5 Описание Основы как подверженной любым описаниям[/b]
[b]5.1 Утверждения пропонентов[/b]
Так как сущность всех вещей проявляется без ограничений и без
основания, то это можно описать каким угодно способом.
[b]5.2 Моё опровержение[/b]
Если бы её можно было описывать любым образом, то вещам не
было бы конца, и соответственно, Основа стала бы бесконечной. Если
так утверждать, то последует ошибочный вывод, что невозможно
установить предел бесконечности. Следовало бы, что (Основу можно
описать как) существующую и несуществующую, постоянную и
разрушаемую, а Основа естественного состояния такой быть не может.
В той же тантре сказано:
«Ранее сам Учитель говорил
Об уместности описаний,
Но все они - лишь частичные представления.
Поскольку все они имеют место лишь в своём собственном контексте,
То это влечёт логический изъян, что (описаниям) нет конца».
[b]5.3 Смысловое резюме опровержения[/b]
Так как она превосходит существование и несуществование, постоянство
и нигилизм, то ей чужды какие-либо описания, но образные обозначения с любых сторон
используются в качестве «символических аналогий».
[b]6 Описание Основы разнообразной[/b]
[b]6.1 Утверждения пропонентов[/b]
Так как сущность естественно проявляется во всём, то образ её
проявления возникает в разнообразии.
[b]6.2 Моё опровержение[/b]
Разнообразность Основы подразумевает её множественность, а
это не пригодно для чистой Основы полного освобождения, ибо
любые усилия приведут лишь к бессмысленному утомлению. Поскольку
такая множественность не имеет ни начала, ни конца, то
следует, что никогда не наступит реализация и достижение определённости.
Так же как проявленные образы претерпевают трансформацию,
так и Основа будет трансформироваться, если следовать этой
логике, а трансформация неприемлема для Основы бытия. Поскольку
в один миг сможет возникнуть множество мыслей, то окажется,
что Основа наделена эмоциональными движениями.
В той же тантре говорится:
«Ранее Учитель говорил о разнообразии,
Но это также неприемлемо с (аутентичной) точки зрения.
Получится, что как бы ни проявлялась сущность,
Её плоды будут различаться по смыслу
Из-за ущербности, вызванной множественностью».
[b]6.3 Смысловое резюме опровержения[/b]
Мы не утверждаем таким образом. Поскольку сущность (Основы)
не может быть установлена каким-либо способом, то она лишена
базиса для характеристик. Так как её природа свободна непосредственно
в проявлениях, то она лишена характерных аспектов. В силу
того, что естественное состояние (Основы) свободно от усложнений,
то она лишена и самих характеристик. Благодаря тому что ей не могут
быть приписаны эти три характеристики, характерные (аспекты) и
базис (для характеристик), она превосходит какие-либо дефективные
условные образы, являясь основой возникновения всего многообразия.
[b]7 Безошибочное представление изначальной чистоты Основы
из текстов нашей традиции для тех, кто следует по Пути[/b]
Будет рассмотрено в трёх частях:
[b]7.1.[/b] Отождествление изначально чистой сущности.
[b]7.2.[/b] Опровержение ошибочных аргументов по этому поводу.
[b]7.3.[/b] Общее описание естественного облика потенциальной Основы.
[b]7.1 Отождествление изначально чистой сущности[/b]
Изначальная чистота исконной Основы бытия запредельна крайностям
существования и несуществования, и полностью превосходит
слова, выражения и воображение. Поскольку её сущность изначально
чиста, она свободна от крайности постоянного существования
(этернализма), не являясь какой-то феноменальной вещью с
характеристиками. В силу своей спонтанно присутствующей природы
она превосходит крайность нигилистического отсутствия. Это
полностью чистая природа явлений пустотной светоносности. Это
изначальное естественное просветление. Это пробуждённое измерение
неизменной Дхармакаи. Это великая изначально пустотная самосуществующая
пробуждённость, которая присутствует с самого
начала, как небо, и в которой не существует никакой самсары и нирваны.
В тантре «Гирлянда Драгоценных Жемчужин» говорится:
«Благодаря изначальной чистоте её сущности
Её природа присутствует спонтанно.
Превосходя уровни, стороны и направления,
Она не существует, не отсутствует и не может быть увидена.
Она не лежит в сфере логики и лингвистики,
Не является единой, двойственной или объектом исчисления.
Она присутствует в естественной сфере великой пустоты».
Из тантры «Шесть Сфер»:
«Изначально чистая природа явлений, свободная от усложнений,
И есть сущностная Основа, полностью чистая в своем состоянии.
Она свободна от слов и букв
И не может быть установлена посредством вербальных выражений.
Она лишена всяких условностей и домыслов,
Равно как и понятий двойственного восприятия.
В ней нет Будд, нет живых существ,
Нет явлений, нет восприятия явлений,
Нет ничего, нет чего бы то ни было, нет ничего вообще.
Если же условно определить словами
Такую несуществующую квинтэссенцию,
То её сущность изначально чиста,
А природа присутствует спонтанно».
[b]7.2 Опровержение ошибочных аргументов[/b]
[b]А. Аргументы:[/b]
Если сущность (Основы бытия) изначально чиста, то все загрязнения
были бы изначально исчерпаны, и заблуждение живых существ
в самсаре было бы неуместным. С другой стороны, если бы её
природа присутствовала спонтанно, то плод (освобождения) тоже
бы спонтанно присутствовал в совершенстве, и живые существа
были бы изначально свободны безо всяких усилий.
[b]Б. Опровержение:[/b]
Так как свобода совершенна изначально, то её характеристика
такова, что загрязнения не нужно очищать повторно, и ни заблуждение,
ни освобождение не существуют как таковые на самом деле. Тем
не менее, подобно освобождению и заблуждению во сне, они проявляются
в игре осознавания, несмотря на то что им неведомо существование
в самый момент их проявления. Поэтому в изначальной
чистоте нет изъянов.
В силу спонтанного присутствия мудрость и просветлённые измерения Кай
основного пространства совершенны в абсолютно чистой природе.
И это не влечёт за собой никаких дефектов, так как они фактически
проявляются в этой (Основе) изначально как аспект свободы
от временных загрязнений, подобно пробуждению ото сна.
Из тантры «Шесть Сфер»:
«(Некий Бодхисаттва спросил учителя Самантабхадру):
- Так как сущность изначально чиста,
То самсара и живые существа неуместны,
Потому что загрязнения неведения исчерпаны изначально».
Учитель сказал:
«О, великий герой,
Поскольку природа присутствует спонтанно,
То она также проявляется в непрерывной игре».
(Бодхи)саттва осведомился далее:
«Если же природа присутствует спонтанно,
То по логике вещей все эти живые существа должны быть естественно свободны,
Потому что (свобода) должна спонтанно присутствовать с самого начала».
Учитель произнёс:
«Как эти существа,
Так и их свобода проявляется в виде игры
По причине изначальной чистой сущности».
Бодхисаттва спросил вновь:
«Но если сама сущность (Основы) изначальна чиста,
То ей нет нужды присутствовать спонтанно,
А также по причине спонтанного присутствия
Она не может быть изначально чистой».
Учитель ответил:
«Образ присутствия (Основы бытия)
Никто не сможет передать словами,
Ибо она находится за пределами произносимых слов и звуков.
Поскольку её нельзя установить как сущность чего-либо,
Ей не вредят такие слова».
[b]7.3 Общее описание естественного облика потенциальной Основы[/b]
Изначальная Основа исконного пространства состоит из 1) сущности;
2) природы и 3) энергии, а также из 4) сферы; 5) свойства и
6) тождественности. Она 7) изначально чиста и 8) присутствует
спонтанно. Эти восемь аспектов имеют место благодаря аналитической
фрагментации единой сущности.
Когда Проявленная Основа бытия возникает из состояния этой
(сущности), она именуется «общей Основой», так как служит базисом
для освобождения и заблуждения. В том случае, когда она поддерживает
освобождение, она называется «Основой освобождения»,
а когда поддерживает заблуждение живых существ, она именуется «Основой заблуждения».
Таким образом, у неё есть три измерения, если различить аспекты
освобождения и заблуждения в единой сущности Проявленной Основы бытия.
В тантре «Гирлянда Драгоценных Жемчужин» сказано:
«Сущность, природа, энергия;
Сфера, свойство и великая тождественность;
Изначальная чистота и спонтанное присутствие;
Общая Основа и Основа заблуждения».
Там же дано более подробное объяснение:
«Её сущность изначально чиста, свободна от почвы для выражений.
Её природа присутствует спонтанно и совершенна во всём проявляющемся.
Её энергия всеобъемлюща и возникает естественным образом.
Её сфера возникает самопроизвольно.
Её свойство - неподдельное проявление во всём.
Её тождественность охватывает и вмещает в себя всё.
Её изначальная чистота - это естественная свобода от загрязнений.
Её спонтанное присутствие - возникновение многообразия,
И поэтому общая Основа кажется существующей».
Эти ключевые моменты, присущие Основе бытия, чрезвычайно
важны, их следует постичь с помощью очей высшей мудрости.
[b]1.2 Подробное объяснение изначально чистой, исконной Основы бытия[/b]
Здесь будет три подраздела:
[b]1.2.1.[/b] Отождествление того, как пребывает её сущность.
[b]1.2.2.[/b] Подробное объяснение её природы.
[b]1.2.3.[/b] Опровержение заблуждений по поводу её аспектов.
[b]1.2.1 Отождествление сущности[/b]
Это самосуществующая пробуждённость осознавания, изначально
пустотная исконная Дхармакая, абсолютная истина основного
пространства, естественное состояние ясного света природы явлений,
в которой не существует ни самсары, ни нирваны, ни счастья,
ни страдания, ни существования, ни несуществования, ни присутствия,
ни отсутствия, ни освобождения, ни заблуждения, ни осознавания,
ни неведения и прочего.
В тантре «Гирлянда Драгоценных Жемчужин» говорится:
«В этой исконной изначальной чистоте
Нет даже и слова «заблуждение».
Поэтому что говорить об отсутствии заблуждения?
По этой причине заблуждение изначально отсутствует».
В тантре «Безмолвное Таинство» сказано:
«В самосуществующей пробуждённости нет активных объектов.
Нет того, что кануло в Лету.
Нет того, что появится позже.
И что бы ни возникало сейчас, - его тоже нет.
Нет кармы. Нет привычных тенденций.
Нет неведения. Нет ума. Нет сознания. Нет мудрости.
Нет самсары. Нет нирваны.
Нет даже самого осознавания.
Ничего вообще не возникает в изначальной пробуждённости».
Более того, она изначально чиста, исконно чиста, первозданно
чиста, исходно чиста, чиста с самого начала.
Из тантры «Гирлянда Драгоценных Жемчужин»:
«Изначальная» - значит возникшая в самом начале.
«Чистота» - это полное истощение всех загрязнений».
[b]1.2.2 Подробное объяснение её природы[/b]
Здесь два раздела:
Объяснение в контексте обладания двойной пробуждённостью и
тройной пробуждённостью.
[b]1.2.2.1 Двойная изначальная пробуждённость[/b]
С точки зрения неделимости пустоты и осознавания, в котором
отсутствует материальность, пробуждённость изначально чистой
сущности свободна от ментальных ракурсов, тогда как пробуждённость
спонтанно присутствующей природы пребывает в изначальном
излучении глубинной светоносности.
В тантре «Шесть Сфер» говорится:
«Сущность изначально чиста, тогда как
Природа присутствует спонтанно».
Если аналитически изолировать сущность, то она превосходит
крайности существования и несуществования. Если аналитически
изолировать природу, то она присутствует лишь как основание для
возникновения. Но оба аспекта неделимы по своей сути, находясь в
великом совершенстве, свободном от крайностей.
В тантре «Самоосвобождение Осознавания» сказано:
«Она естественно чиста от пятен четырёх крайностей».
[b]1.2.2.2 Тройная изначальная пробуждённость[/b]
Здесь будет краткое описание и подробное объяснение.
[b]Краткое описание[/b]
В тантре «Самовозникшее Осознавание» сказано:
«Основа великой изначальной чистоты обладает сущностью,
природой и энергией».
В «Пронзительном Звуке» говорится:
«Всеобъемлющая пустотная природа явлений,
Не пребывающая ни в самсаре, ни в нирване,
Находится в собственном состоянии изначальной пробуждённости
В трёх неделимых аспектах».
Из «Шести Сфер»:
«Посредством трёх аспектов изначальной пробуждённости
Особенности Основы бытия преподаются на словах».
Также из тантры «Сердечное Зеркало Ваджрасаттвы»:
«Да познаете вы все явления Основы бытия в троице сущности, природы и энергии!»
Подробно будет объяснено естественное состояние сущности, природы и энергии.
В этом Непревзойдённом Тайном разделе (Дзогчена Мен Нгак Дэ) объясняется, что
- сущность изначально чистой Дхармакаи присутствует в просветлённых
измерениях - Каях, в силу чего является источником
возникновения трёх неделимых Кай, однако в ней не существует
никаких характерных черт, типа ликов и рук (божеств);
- светоносная природа присутствует в пяти светогаммах, благодаря
чему изначально и естественно высвечивается тройное излучение,
но в ней не существует индивидуального обособленного цвета;
- энергия присутствует в пробуждённости, или изначальной
мудрости осознавания, благодаря чему ясно присутствует непрерывный
факт познавания, однако он не переживается в объективно-
субъективном формате агента и объекта (восприятия).
В тантре «Пронзительный Звук» сказано:
«(Основа бытия) присутствует в трёх аспектах
Изначальной сущности, природы и энергии.
Так как сущность присутствует в Каях,
То она проявляется в Дхарма, Самбхога и Нирмана (Каях),
Существующих в её естественной сфере
Неделимым и неотъемлемым образом,
Без ментальных объектов, типа цвета тела.
Её природа возникает в виде света Белого,
красного, жёлтого, зелёного и синего
Без обособленных характерных черт,
Существуя в её естественной сфере непредвзятого восприятия.
Её энергия - это источник возникновения разнообразия.
Но в нём ни одна вещь не определена как «такая».
Она названа Основой, потому что из неё возникает всё многообразие».
Из тантры «Шесть Сфер»:
«Таким образом, в изначально чистой природе явлений
Нет ни пробуждённости, ни Кай,
Нет света, и цвета тоже нет.
Поскольку она не может быть установлена как сущность чеголибо,
Какой смысл упоминать об отсутствии неведения и беспокоящих эмоций?
Её природа проявляется
Изначально без цепляний за характерные черты.
Благодаря её естественной бесцветной радиации
Восприятие и осознавание являются чисто номинальными аспектами.
Так как в ней полностью отсутствуют объекты двойственного постижения,
То нет и аспекта концептуального цепляния.
В её изначальном излучении, запредельном свету,
(природа Основы) присутствует всеобъемлюще с самого начала.
В её естественном излучении, запредельном Каям,
Она пребывает как Великая Печать полной чистоты.
Тем не менее в проявлении её природы
Изначально отсутствует ориентир на характерные черты.
Она пребывает в абсолютном измерении следующим образом:
Генерация естественного излучения - это белый аспект,
Пребывающий в величии глубинной светоносности.
Генерация блеска сущности глубинной светоносности,
Где проявления самоисчерпаны - это жёлтый аспект,
Сияние собственной сущности из непроявленных глубин.
Генерация излучения собственной беспристрастной сущности,
Свободной от каких-либо оков Это
красный аспект самоистощения цепляний,
Он пребывает как великое уникальное глубинное сияние.
Поддерживая соответствующие аспекты и не перемешивая их,
Зелёный (цвет), в котором отсутствует активность,
Лишён колебаний напряжённых усилий, Первоначальные
лучи как аспект сияния из непроявленной глубины
Формируют всеобъемлющую связь глубинной светоносности.
(Природа) пребывает в изначальном несотворённом совершенстве
В синем (цвете) неизменного совершенства.
Таким образом, в её природе
Каи свободны от характерных проявленных черт.
В её великой, изначальной, естественной чистоте
Они пребывают как апогей совершенства,
Но не проявляются органам чувств.
Поскольку (природа) естественно чиста от материальных черт,
Она пребывает как основание великой глубинной светоносности.
То, что охвачено - пусто в силу самого охватывающего,
Однако проявляется, не будучи стерильным вакуумом,
Ибо аспект светоносного проявления непрерывен.
Так как сущность содержит в себе квинтэссенцию всего,
В ней нет загрязнений, которые очищены в своём естественном состоянии.
Аспект природы присутствует
В великом таинстве просветлённых.
Благодаря разнообразному проявлению энергии
Аспект пустоты не может быть заблокирован.
Возникая из проявленного аспекта
В двух формах изначальной мудрости объектов знания,
Это несуществующее проявление естественно чисто.
Таким образом, резонанс энергии природы
Изначально свободен от напряжённых действий,
Благодаря чему с самого начала возникает без различения
В чистом виде несотворённого переживания.
Так же как солнечный свет
Сам по себе несотворён,
Так проявляется и наша собственная природа».
В тантре «Самовозникшее Осознавание» говорится:
«Так называемая «великая Основа изначальной чистоты» пребывает
в виде троицы сущности, природы и энергии. Её сущность - это
неизменная пробуждённость с неограниченной ясностью, называемая
«естественным состоянием Юного Тела в Сосуде». Её природа непрерывное
проявление пяти светов. Проявление её энергии подобно
безоблачному небу. Это называется «естественным состоянием
изначальной чистоты». Оно ничем не ограничено и не сводится
ни к каким крайностям».
В тантре «Великое Совершенное Благоприятствие» сказано:
До появления реализованных Будд и нереализованных живых
существ само существующая пробуждённость осознавания присутствует
вместе с тройным необусловленным проявлением, не покидая
Основы бытия.
Не кто иной, как сама пробуждённость самоосознавания провозгласила
естественное состояние своей манеры присутствия следующим образом:
«Слушайте! Это открытое пространство великого проявления
присутствует как великое просветление, которое никогда не отчуждалось
от великой непоколебимой Дхармакаи (Тела Абсолюта). Свабхавикакая
(Тело Сущности) присутствует непрерывно. Её сущность
неизменна, её методы секретны. Она недвижима, неподвижна и непоколебима.
Все проявления в ней совершенны одновременно. Все
измерения пробуждённости совершенны в одном мгновении. Все Каи
пребывают в созревшем виде. Все светоносные проявления представляют
собой непомрачённую ясность. Это проявление естественного
состояния не омрачается своими способами манифестации, будучи
полным Великим Совершенством, в котором нет разделения на сущность,
природу и энергию.
Великое естественное состояние сущности выражается в просветлённых
измерениях - Каях, но не проявляется в виде каких-либо
определённых черт, типа глаз, ушей и ртов. Она выражается в пустоте,
но не присутствует в виде материи или стерильного вакуума. В её
великом проявлении пяти светогамм нет разделения на какие-либо
цвета. Она выражается в отсутствии фрагментации, но не пребывает
в (комплексной) связанности. Она выражается в отсутствии центра
и периферии, но не является сориентированной в каком-либо направлении.
Она выражается в отсутствии аспектарных покровов, но
не разделяется на какие-либо части. Она проявляется в непрерывном
украшении, однако в её грандиозном величии нет каких-либо
высших и низших явлений.
Проявление природы (Основы) выражается в открытости, которая
не впадает ни в какие ограничения. Она проявляется в светоносности,
но без материальности. Она проявляется в синеве, не разделяясь
на аспекты. Она проявляется в белизне без фиксаций на типах.
Она проявляется в желтизне как совершенство просветлённых качеств.
Она проявляется в красноте как незаблокированное пространство.
В её зелёном проявлении совершенны активные качества.
Она пребывает в этих пяти видах (света) в великом отсутствии
фиксаций на цвете. Она круглая, но без формы. В её непрерывности
нет дефектов. Её великое естественное излучение распространяется,
не существуя. Она естественно светоносна как снаружи, так и внутри.
Она запредельна усилиям и достижениям, присутствуя в естественной сфере.
Проявление энергии. Проявляясь в пустоте, её ясность непрерывна.
Её величайшая сложность заключается в отсутствии усложнений.
В её непрерывной природе имеется великая неопределённость
разнообразия. В силу светоносности она свободна от темноты. Благодаря
непрерывности это - великое несуществование. Она естественно
пустотна, грандиозно возникая во всём. Это великое полное
проявление не смешивается ни с чем. Она величаво объединяет в
себе всё, распространяясь повсюду. Её чистота не блокируется заблуждением.
В её совершенстве присутствует великое проявление в
едином. Пространство энергии присутствует непрерывно».
[b]1.2.3 Опровержение заблуждений по поводу её аспектов[/b]
(Заблуждения по поводу сущности Основы)
Запутавшись в том высказывании, что сущность изначально
чистой Основы с тройной пробуждённостью пребывает в видеКай,
один толкователь утверждал, что (её сущность) наделена ртом, глазами
и ушами мудрости и самосветоносности, перепутав это с учениями
Секретного Цикла и попав в западню Махайоги.
(Опровержение)
Если бы (сущность Основы) действительно имела рот и глаза, то
это означало бы наличие грубых материальных органов чувств или
их бесформенных ментальных аспектов. В первом случае это было
бы идентично грубым формам (мира) Желаний. Во втором случае не
было бы разницы между четырьмя крайними полями (бесформенных богов).
В тантре «Самовозникшее Осознавание» сказано:
«Поскольку в великой чистоте Дхармакаи
Не существует воспринимаемых вещей,
Ей невозможно вменить обладание характерными чертами.
Если бы у неё были черты,
То Дхармакая оказалась бы воспринимаемой».
(Заблуждения по поводу природы Основы)
Запутавшись в том, что природа объяснена в пяти светах, один
толкователь утверждал, что пять светогамм существуют реально как таковые.
(Опровержение)
Если бы это было так, тогда бы оказалось, что нет разницы между
Дхармакаей (бесформенным Телом Абсолюта) и Рупакаей (Телом
с формой), а основное пространство не было бы пустотной природой явлений.
В той же тантре сказано:
«Если Дхармакаю наделить характерными чертами,
То она станет Рупакаей».
(Заблуждения по поводу энергии)
Запутавшись в объяснении энергии как непрерывной, всеобъемлющей
и свободной от усложнений, один толкователь утверждал,
что изначальная мудрость прерывается.
(Опровержение)
Если бы отсутствовала основа возникновения изначальной мудрости,
то не было бы и аспекта просветлённого знания, так что (Основа бытия)
была бы подобной стерильному вакууму, пустому небу или материи.
В тантре «Шесть Сфер» говорится:
«Если бы отсутствовали два вида изначального знания объектов восприятия,
То какая была бы разница между (Основой) и неодушевлённой материей?
Другими словами, она бы просто стала
Полной негативной пустотой.
Изначальная мудрость энергии,
Ведающая объекты восприятия так, как есть,
Познаёт естественное состояние собственных вещей.
Если бы не было аспекта этой изначальной мудрости,
То какая была бы разница между (Основой) и формами четырёх элементов?
Изначальная мудрость энергетического резонанса,
Знающая объекты восприятия, сколько бы их не было,
Ведает мысли всех нуждающихся в усмирении.
Если бы её не было, то (Основа) была бы идентична небу.
Таким образом, изначальная мудрость всеведения
Проявляется как аспект энергетического резонанса.
Всё это не постичь рассудком,
Поскольку оно присутствует в собственной природе,
А не в грубом двойственном восприятии.
Будучи духовным путём всех живых существ,
Глубинная светоносность проявляется как тонкий аспект,
Который развивается подобно растущему семени».
Эта двойная изначальная мудрость присутствует в исконной
Основе изначальной чистоты лишь в потенциальном виде без грубых
аспектов, что делает осуществимым появление двойной мудрости
во время просветления.
В Краткой версии Праджняпарамиты сказано:
«Если бы отсутствовала изначальная мудрость, то не развивались
бы и качества, не было бы и пробуждения. Не было бы и океаноподобной Буддадхармы».
Если вы спросите: «Ну хорошо, тогда почему объясняется, что
осознавание наделено сферой света или является объектом бесконечного света?»
То я объясню так:
В период изначальной чистоты пространства исконной Основы,
а также в период изначальной чистоты состояния абсолютного освобождения,
измерения Кай, света и ясного осознавания, вовлечённого
в объекты, не существуют проявленным образом, будучи лишь
аспектом основы их возникновения, глубинной светоносностью. Это
объясняется тем, что состояние абсолютно непоколебимой Дхармакаи
полностью исключает ориентацию и характерные качества. Когда
хрустальный шар лишён условия солнечных (лучей) или находится
в тени, то из него не появляется радужный свет, который присутствует
исключительно как «глубинная светоносность».
Однако, когда осознавание восходит из Основы в «момент» возникновения
Проявленной Основы, в период его настоящего пребывания
в вашем теле и в период посмертного состояния бардо Дхарматы,
(осознавание) пребывает в сфере света. Самоосознавание восходит
из Основы и пребывает в состоянии Проявленной Основы до
тех пор, пока не захвачен абсолютный уровень (просветления), что
подобно масляной лампадке, находящейся посреди своего собственного
света, или проявлению (радужного света) из кристалла, встретившегося
с солнечными лучами.
Вкратце, когда осознавание находится во внутреннем пространстве,
в начальный или конечный период, то Каи и свет не проявлены,
будучи лишь глубинной светоносностью. Когда же оно восходит
оттуда, то приобретает излучение собственного света. Хотя было
сказано, что период присутствия (осознавания) внутри сердечного
центра (тела) является временной стадией Пребывающей Основы,
оно (то есть осознавание) тем не менее считается состоянием Проявленной
Основы* потому что (уже) взошло в самсаре из основного
пространства и ещё не прибыло к уровню освобождения.
С этой точки зрения осознавание в несозревшем состоянии можно
уподобить (невылупившемуся) птенцу павлина, тогда как пространство
радужного света естественного излучения - это яйцо, в
котором он(о) находится. Во время Четырёх Видений (Тогала), манифестации
Пути, оно сияет подобно радуге. Когда же вы в конце
концов прибываете к этапу очищения материальности, само осознавание
вызревает в Каях, будто бы «вылупившись из (метафорического)
«яйца» (проявленного измерения).
В тантре «Великое Совершенство Львиной Мощи» сказано:
«Осознавание, пребывающее в Основе бытия,
Совершенно в трёх Каях в пространстве изначальной пробуждённости.
Подобно яйцу павлина,
Оно обладает ясной пробуждённостью внутреннего света.
Осознавание, возникающее на Пути,
Показано аналогичным радуге.
Осознавание, достигшее конечной кульминации,
Подобно птенцу павлина, вылупившемуся из яйца».
Важно различать временную Основу бытия от Основы (во внутреннем)
пространстве - это два периода, в которых (осознавание)
соответственно находится и не находится в явной сфере света.
Таким образом, сущность (Основы) пребывает в неделимости
пустоты и ясности; её природа пребывает в неделимости светоносности
и пустоты; а её энергия присутствует в неделимости осознавания
и пустоты. Примером тому, как пребывает пробуждённость изначально
чистой сущности, может служить полностью чистое небо.
Примером тому, как пребывает пробуждённость спонтанно присутствующей
природы, может быть прозрачный океан. А изначальная
пробуждённость всеобъемлющей энергии присутствует подобно безупречной
драгоценности.
[b]2 Процесс возникновения из неё Проявленной Основы[/b]
Здесь будет три раздела:
[b]2.1.[/b] Краткое описание сущности.
[b]2.2.[/b] Подробное объяснение природы.
[b]2.3.[/b] Смысловое резюме аспектов.
[b]2.1 Краткое описание сущности[/b]
Когда вскрылась печать «Юного Тела в Сосуде», исконной Основы
изначальной чистоты внутреннего пространства, движение ветра
пробуждённости подняло из Основы осознавание, естественное проявление
которого возникло в виде восьми врат спонтанного присутствия.
В это время выражение изначально чистой Дхармакаи, подобно
безоблачному небу вверху. Впереди светоносные миры присутствия
Самбхогакаи заполняют небесное пространство. Из её энергии
внизу возникает великое проявление Основы, а из её энергии ещё
ниже располагаются проявления Самбхогакаи. В промежутках проявляются
чистые миры естественной Нирманакаи, а в самом низу безграничные
миры шести типов существ, естественно возникшие
из врат самсары. Так как всё это возникает естественным путем из
проявления восьми врат спонтанного присутствия, оно названо «Одновременным
возникновением великой манифестации самсары и нирваны».
Когда внешняя светоносность восходит из внутренней ясности,
проявление сущности самопроясняется в виде неограниченного пространства;
проявление природы -в виде изначального излучения
пяти светов, а выражение энергии естественно проявляется наподобие
безоблачного неба из измерения открывшегося пространства. В
разъясняющей тантре «Самовозникшее Осознавание» говорится:
«Сущность - это неограниченная ясность неизменной пробуждённости,
именуемая «естественным состоянием Юного Тела в Сосуде».
Природа - непрерывное проявление пяти светов. Проявление
энергии подобно безоблачному (небу). Это называется «естественным
состоянием изначальной чистоты», которое ничем не ограничено
и не сводится ни к каким крайностям.
Под этим находится так называемая «сфера драгоценного спонтанного
присутствия», имеющая шестикратный процесс возникновения
и двое врат. Это также называется «спонтанным присутствием
Основы», «неопределённой Основой бытия» и «Основой, возникающей
в разнообразии».
Ниже этого находятся уделы возвращения, под которыми располагается
так называемая «великая манифестация Основы». Под ней
находится проявление Самбхогакаи».
[b]2.2 Подробное объяснение природы[/b]
Оно состоит из двух подразделов:
[b]2.2.1.[/b] Общее описание процесса возникновения спонтанного присутствия Проявленной Основы.
[b]2.2.2.[/b] Подробное объяснение его великого образа манифестации.
[b]2.2.1 Общее описание процесса возникновения спонтанного присутствия Проявленной Основы[/b]
Печать Юного Тела во Внутреннем Сосуде вскрылась, в результате
чего естественное состояние драгоценного амулета естественным
путем возникло в проявлении восьми врат спонтанного присутствия.
Тантра «Великое Совершенное Благоприятствие» описывает это так:
«Увы! Хотя я сама свободна от заблуждения, заблуждение возникает
из моей энергии. Из неизменной Основы бытия восходит
непрерывная природа, в результате чего неведение естественно возникает
из неопределённой энергии (осознавания). Так же как облака
не существуют в небе на самом деле, появляясь там лишь временно,
так и неведение не существует в Основе никоим образом, возникая
под видом энергии (осознавания). Так формируется «естественное
состояние спонтанного присутствия Основы бытия». Более того, она
присутствует в великом неопределённом проявлении.
Далее, она обладает восьмикратным процессом возникновения,
именуемым «естественное состояние драгоценного амулета», которое
открывает неограниченное пространство для желанных качеств.
Она пребывает как великая установка, которая никем не установлена.
Она возникает в виде энергии, пространство которой неограниченно.
Она возникает в виде пяти светов, проявление которых неограниченно.
Она возникает в виде изначальной мудрости, наслаждение которой непрерывно.
Она возникает в виде Кап, сущность которых непрерывна.
Она возникает в виде недвойственности, взгляд которой неограничен.
Она возникает в свободе от крайностей, методы которой неограниченны.
Достижение абсолюта происходит через врата чистой мудрости.
Нечистая энергия также неограниченна.
Это подобно драгоценному самоцвету, исполняющему желания».
В тантре «Гора Драгоценностей» сказано:
«Из великой неделимой энергии
Спонтанное присутствие возникает в образе восьмикратного проявления
Без определённости в названиях.
Процесс его проявления неограничен.
Место прибежища всех живых существ возникает из того, что
напоминает энергетический резонанс.
Непрерывное проявление естественной светоносности возникает в виде пяти сияющих светогамм.
Непрерывное выражение его знания
Возникает в виде пути непрерывных видений
Через врата чистой изначальной мудрости.
Поскольку все тела совершенны в его естественном проявлении,
То все явления возникают в виде Кай.
Так как восприятие едино в своей сущности,
Оно выражается в виде недвойственности.
Поскольку у него нет собственного места,
Неопределённое спонтанное присутствие проявляется в Основе бытия
В виде великой свободы от крайностей.
Так как беспрепятственное осознавание совершенно в своём единстве,
Оно связано с самой сущностью
Через врата чистой мудрости.
Поскольку процесс возникновения (спонтанного присутствия) непрерывен,
Из аспекта объемлющего проявления возникают врата нечистой самсары
В виде источника всех живых существ.
Всё это выражается в восьмикратном проявлении.
Благодаря естественному восхождению в процессе возникновения,
Это называется «проявлением спонтанного присутствия»,
Которое происходит драгоценным образом».
[b]2.2.2 Подробное объяснение его великого образа манифестации[/b]
Поскольку всевозможные проявления во время этого возникновения
восходят в виде света и Кай, это называется «проявлением
всего в виде чистого мира спонтанного присутствия». Из созидательное
™ сущности возникают проявления Самбхогакаи, из созидательности
качеств возникают видения миров естественной Нирманакаи,
а из созидательности энергии возникает естественное проявление
врат самсары, подобной сновидению.
В тантре «Великое Совершенное Благоприятствие» говорится:
«Печать так называемого «Юного Тела во Внутреннем Сосуде»
раскрылась, так что оно оказалось в естественном состоянии внешнего
спонтанного присутствия. Прямо в этот момент моё проявление
вырвалось наружу и возникло прозрачным, мерцающим, неосязаемым,
волнообразным, колеблющимся, пульсирующим и разнообразным.
Затем сформировалось великое естественное состояние спонтанного
присутствия. Из неограниченного пространства пробуждённости
сформировалось проявление миров Самбхогакаи. Из неограниченного
пространства качеств стал возможным процесс проявления
Естественной Нирманакаи. Из неограниченного пространства энергии
возник процесс нечистого проявления».
Так как врата спонтанного присутствия уже существуют в Проявленной
Основе, то ключевые пункты видения чистых земель, равно
как и нечистых переживаний заблуждения, также находятся здесь.
[b]2.3 Смысловое резюме аспектов[/b]
Хотя данный процесс восхождения Проявленной Основы возникает
в ней именно таким образом, в ней не существует никакого
заблуждения или отсутствия заблуждения.
В тантре «Гирлянда Драгоценных Жемчужин» говорится:
«Поскольку в этом самом великом Проявлении Основы бытия
Не к чему прикрепить ярлык «неведение»,
То заблуждения не существует.
Поскольку так называемый «рассудок» не может быть приписан к чему-либо,
То нет даже такого слова «заблуждение».
Так как нет ни слов, ни букв,
То не существует даже теоретического заблуждения.
Поскольку под названием «Дхарма» ничего не известно,
То нет даже и названия «заблуждение», надуманного рассудком.
Так как оно не существует ни в уме, ни в сознании,
Заблуждение движущихся (мыслей) отсутствует естественным образом.
Поскольку нет ни тонких, ни грубых загрязнений,
То по природе вещей нет и заблуждения, обусловленного материальными элементами.
Так как нет ни агента, ни объекта действия,
То откуда взяться заблуждению в результате цепляния за объекты?»
Тем не менее, с точки зрения освобождающего условия, - осознавания
своей сущности, она называется «Основой освобождения»,
а с точки зрения условия заблуждения в случае неосознавания она
называется «Основой заблуждения».
Более того, поскольку эта Проявленная Основа является Основой
освобождения, а изначальная чистота - самим состоянием освобождения,
то очень важно понимать различие между ними. Грамотное
различение между этими двумя встречается очень редко.
Поскольку условие заблуждения функционирует на её основе, то
ей приписывается статус «заблуждения», так же как белая ракушка
служит условием ошибочного восприятия её жёлтой (дальтоником).
Хотя на самом деле заблуждения не существует, оно называется таким,
когда действуют условия (отсутствия осознавания).
В «Гирлянде Драгоценных Жемчужин» сказано:
«В силу возникновения великой разницы
Появляется как существование, так и несуществование
То, что является общим, получает название «Основа заблуждения»,
Потому что смещается в сторону неведения.
И сами объекты восприятия кажутся загрязнёнными».
В «Перламутровых Буквах» («Сердечной Сущности Вималамитры») говорится:
«Неопределённая Основа спонтанного присутствия
Оказывается в заблуждении посредством загрязнения
Тройным неведением, четырьмя условиями и восприятием».
В этой Проявленной Основе выражение спонтанного присутствия
её собственной перспективы возникает в виде огромной вселенной
самсары и нирваны, бескрайней, как небо. Так как нирвана и
самсара возникают из осознавания и его отсутствия, то это великое
пространство называется «беспрецедентным великим чудом вселенского самопроявления».
В «Гирлянде Драгоценных Жемчужин» сказано:
«Как великолепен блеск ясно проявляющейся светоносности!
Как насыщено само проявление!
Как пронзительно прямое введение Дхармакаи!
Как просторна сфера беспрепятственной сущности!
Как широка всеобъемлющая природа!
Как созидательна всевозникающая энергия!
Как ярко и ясно всеохватывающее изначальное излучение!
Как быстро беспрепятственное присутствие!
Как светоносно естественное излучение осознавания!
Как изумительна всевозникающая пустота!
Как долго ЭТО длится, если его оставить без поисков!
Как всеобъемлюще формируется незаблокированное самовозникновение!
Как грандиозны всевозможные проявления, взошедшие в Основе!
Как просторно самоосвобождение без усилий!
Как искусна эволюция великого исконного начала!
Как прекрасны узоры пяти цветов!
Как сбалансирована полная чистота проявляющегося и существующего!
Как великолепны дизайны самосуществующей светоносности!
Как объёмно великое Проявление Основы бытия!
Как искусна связь самсары с нирваной!
Как изыскано сложение изначальных мудростей и пяти Кай!»
[b]3 Образ освобождения Самантабхадры[/b]
Когда оно восходит из Основы, Проявление Основы естественным
образом возникает в виде восьми врат спонтанного присутствия.
Не воспринимая это как «чужое», беспристрастный Разум
осознаёт в нём естественное излучение, в результате чего вспышка
ментальной активности отсекается сама по себе. В первый момент,
осознав в этом возникшем самопроявлении собственную сущность,
зародилась реализация и различилась разница. Во второй момент
очистилось заблуждение и развернулась изначальная мудрость, посредством
чего Основа вызрела в Плод. Это называется «повторным
просветлением», которое происходит благодаря реализации сущности,
которая изначально чиста (БУД) и развёрнута (ДА). Тот Учитель,
который проБУДился прямо в самой Основе до начала всего, растворивши
самопроявление в изначальной чистоте, известен как «Всеблагой»
(санскрит - Самантабхадра, тиб. - КУН ТУ 63АНГ ПО).
В тантре «Пронзительный Звук» сказано:
«Таким образом, с начала самсары и до конца нирваны
Просветление не превращается в заблуждение.
Сила, взошедшая из Основы бытия,
Осознаёт самопроявление, как лишённое обособленной природы.
Не выскальзывая во внешние аспекты концептуального сознания,
Движение (мысли) отсекается само собой.
Более того, в великом естественном состоянии
Так называемое «заблуждение» чисто изначально,
И нет нужды выдумывать отсутствие заблуждения.
Видение несуществующего проявления - это факт его отсутствия,
А активизирующиеся и возникающие мысли прерываются сами собой.
Ориентация появляется в результате заблуждения.
Поскольку изначальное излучение природы несориентированно,
То все явления одинаковы, обладая единым вкусом.
Изначальное просветление свободно от понятий и ничем не занимается».
В тантре «Круг Самовозникшего Блаженства» говорится:
«Кратчайшее возникновение осознавания
Осветилось вспышкой и освободилось от концептуальных крайностей».
Из «Манджушри Нама Сангити»:
«В один миг различилась разница.
В один миг совершенное просветление».
Более того, поскольку осознавание, взошедшее из Основы бытия,
подобно зачатку, будучи неопределённым в отношении освобождения
и заблуждения, то оно названо «несозревшим осознаванием».
Оно вызревает в просветлённое состояние посредством мудрости
реализации.
В тантре «Пылающая Лампа» сказано:
«Высшая мудрость - это то, что взращивает (Основу) в Плод.
Благодаря тому, что мудрость доводит Каи до зрелости,
Дхармакая самой сущности
Вызревает в Дхармакаю изначальной пробуждённости.
Её пробуждённость непрерывна.
Каи и пробуждённость светоносны в спонтанном присутствии».
Когда в беспристрастном разуме происходит такая самореализация
без выскальзывания во внешние умопостроения, он сливается с
процессом растворения спонтанного присутствия, после чего пребывает
во внутренней ясности.
В тантре «Освещающая Лампа» говорится:
«Из неопределённого спонтанного присутствия
Непрерывная игра в процессе возникновения множества разнообразия
Осуществляет всё, что угодно, и проявляет всё, что угодно.
Проявления множественны в его неопределённости.
В беспристрастном разуме неограниченное видение воспринимает в этом
определённое измерение внутренней ясности».
На этом этапе происходит растворение спонтанного присутствия,
процесс которого описан в тантре «Гора Драгоценностей»:
«Процесс растворения проявленной энергии восьмикратен.
Основа неопределённого спонтанного присутствия такова
В виде своих качеств:
Резонанс саморастворяется в своей сущности резонанса,
Посредством чего он ретируется в неактивизированную сферу
Посредством неустановленного достижения.
Так как неактивизированный аспект не является ничем вообще,
То все поступки и действия выходят за пределы скорби.
Поскольку бездействие проявляется в действии,
Всё обусловленное - это сфера чистоты.
Растворяясь сам в себе,
(энергетический резонанс) не уходит в какое-то другое место.
Это аналогично тому, как солнечные лучи
Естественно исчезают в своей сущности солнца.
Все видимые проявления,
Обладающие собственным излучением, уходят за пределы скорби.
Всё это - драгоценное качество,
Естественное положение, не подверженное условиям.
Растворение собственного света в самом себе
Также является великим качеством.
Поскольку собственная сущность полностью чиста,
То исчезают объекты цепляний с фиксированными чертами.
Здесь не проявляются даже
Четыре грубых внешних элемента - привязанность ликвидирована.
В этой великой, естественно чистой пустоте,
Цвет, который воспринимался реальным, уходит за пределы скорби.
Но он также не уходит в какое-то другое место Саморастворяясь
в собственной сущности,
Все явления покидают горькую участь.
Светоносные мандалы растворяются естественным образом,
Так же как радуга
Естественно исчезает в небе.
Все привязанности и цепляния покидают горькую участь
В великой неразличимой сфере.
Это также великое драгоценное качество.
Качества выражаются следующим образом:
Изначальная мудрость саморастворяется в собственной сущности
Самой изначальной мудрости,
Благодаря чему весь менталитет, память и цепляющиеся мысли восприятия
Недвойственно покидают горькую участь
В сфере естественно пребывающей равностности.
Проявленные аспекты соответствующих изначальных мудростей,
Не угасая, также выходят за пределы скорби
В центре сферы бездействия.
Естественно растворяясь в себе,
Все разнообразные выражения изначальной мудрости
Исчезают в собственной материнской сущности,
Подобно сыну, прыгающему в материнские объятья.
С врождённой уверенностью в собственную изначальную мудрость
Ваша природа оставляет горькую участь.
Это также великое драгоценное качество.
Процесс растворения дальнейших качеств:
Каи саморастворяются в Каях,
Благодаря чему все формы оставляют горькую участь,
Больше не проявляясь в этом великом отсутствии мыслей.
Грубые синтезированные элементы,
Тонкое сохраняющееся неведение и прочее
Оставляют горькую участь без различения.
В силу того, что Каи растворяются в собственной сущности,
Выраженный аспект восприятия не выскальзывает вовне,
Что подобно форме статуи в сосуде.
Внешние движения внутренней ясности
Очищены в своём положении от обособленной природы.
Это также великое драгоценное качество.
Дальнейшие качества таковы:
В силу того, что недвойственность саморастворяется в недвойственности,
Вся одержимость номинальных цепляний
Оставляет горькую участь, саморастворяясь
Единым и недвойственным образом
В уникальной свободе от усложнений.
Когда то, что кажется двойственным, растворяется само в себе,
Это аналогично неделимому слиянию воды с водой.
Великая неделимость запредельна скорби.
Это также великое драгоценное качество.
Непрерывные качества таковы:
Поскольку свобода от крайностей естественно растворяется
В собственной сущности свободы от крайностей,
Весь поток бытия, содержащий три Каи,
Покидает горькую участь в истощении объектов.
Крайности сами естественно растворяются в собственной чистоте,
Подобно тому, как пространство сливается с пространством без различения.
С естественным исчезновением концептуальных фиксаций на четырёх крайностях,
Они покидают горькую участь в великом небытие.
Это также великое драгоценное качество.
Проявленные качества таковы:
Собственные врата нечистой самсары
Растворяются в чистых вратах самой сущности, никуда не уходя,
Аналогично тому, как юрта из шкур яка сама собой складывается к центру.
Объекты переживания органов чувств оставляют горькую участь.
Это также великое драгоценное качество.
Таким образом, благодаря совершенному измерению качеств,
Врата чистой изначальной мудрости
Естественно растворяются в самой сущности.
Каи и изначальная мудрость оставляют горькую участь.
Это подобно тому, как снежный лев захватывает ледник.
Вы достигаете необратимой бесстрашной уверенности.
Это также великое драгоценное качество.
В таком процессе возникновения качеств
Пребывающая в единстве изначальная пробуждённость
Без поисков обретает себя естественным образом.
Такова её природа с самого начала».
Это завершает моё подробное объяснение первого ваджрного
пункта «Сокровищницы Драгоценных Слов и Смысла» -
идентификации Основы бытия.[/quote]