2.3.2.2 (Пробуждённость) Самбхогакаи, воплощающая характеристики
Она включает пять (изначальных мудростей).
1. Изначальная мудрость Дхармадхату
Будет рассмотрена в трёх пунктах: сущность, этимология и классификация.
А. Сущность изначальной мудрости - это пустотный аспект изначальной
чистоты основного пространства основы освобождения,
а также основа собственного света естественно ясной пробуждённости,
а также пространство ведающего знания. Эти три - неделимы.
В тантре «Самовозникшее Осознавание» сказано:
«Изначальная мудрость Дхармадхату (имеет три аспекта):
Её собственная область - это великая пустота,
Её светоносное проявление - это ясность,
Сфера действия её осознавания - это пробуждённость.
Так называемое «дхату» (то есть пространство) совмещает все эти три аспекта».
В «Пронзительном Звуке» говорится:
«В распахнутом пространстве явлений
Нет ориентации на центр и периферию,
Поэтому оно - чистая природа явлений, основа освобождения».
Б. Этимология.
Из тантры «Самовозникшее Осознавание»:
«Явления» (Дхарма) - означает такой образ действия,
Где нечего делать ни в мире, ни за его пределами,
Ибо их природа чиста и ясна.
Открытая зона «основного пространства» (Дхату) Это
великое самосуществующее поле.
«Изначальная» - это идентичность совершенства,
Ибо она неподдельна с самого начала.
«Мудрость» освобождает от двойственности самсары и нирваны, Это
совершенная реализация самопроявления».
В. Пятикратная классификация.
В «Самовозникшем Осознавании» сказано:
«Мудрость основного пространства и мудрость основного пространства
явлений,
Мудрость полностью чистого пространства и мудрость великого
пространства,
Мудрость недвойственности всего основного пространства - это
пятая».
Их сущность описывается в этой же тантре:
«Объемлющая сфера полностью чистой природы явлений
Объясняется как полностью чистое пространство.
Отсутствие мыслей, где оставлены все размышления, Это
ясная мудрость великого основного пространства.
Пустота, неразделимая на внешнее и внутреннее,
Это чистая мудрость великого основного пространства.
Совершенство внешних, внутренних и тайных явлений Изначальная
мудрость основного пространства явлений.
Ваджрная суть, обладающая смыслом недвойственности,
Определена как сущность недвойственного пространства».
2. Изначальная зеркалоподобная мудрость
Рассматривается в трёх пунктах: сущность, этимология и классификация.
А. Её сущность - это ясность беспрепятственного пространства
процесса возникновения в пустотном и ясном осознавании.
В тантре «Пронзительный Звук» сказано:
«В отражениях зеркалоподобной мудрости
Проявленный аспект формы и цвета совершенен.
Так как загрязнения очищены, у неё белый свет.
Она проявляется как естественный атрибут, связывающий самсару с нирваной.
Поскольку она воспринимает формы всех явлений,
То называется «пробуждённостью самоосознавания».
В «Самовозникшем Осознавании» говорится:
«Изначальная зеркалоподобная мудрость
Аналогична тому, как в зеркале появляется
Всё, что бы перед ним ни показалось.
Точно так же в незапятнанном осознавании
Естественно проявляются отражения пробуждённости,
Необусловленные «разбоем» беспокоящих эмоций».
Б. В этой же тантре дана этимология изначальной зеркалоподобной
мудрости:
«Её этимология такова:
«Зеркало» означает активность в сути многообразия,
Привыкание и реализацию этого.
Такова изначальная зеркалоподобная мудрость».
В. Пятикратная классификация этой мудрости описана в «Самовозникшем Осознавании»:
«Зеркалоподобная мудрость и великая зеркалоподобная мудрость,
Неконцептуальная ясная мудрость и неконцептуальная прозрачная мудрость,
Великая ясная мудрость без цепляний - это пятая».
Их сущность объясняется там же:
«Суть беспрепятственной ясности и великой прозрачности Это
зеркалоподобная мудрость.
В сущности ясного излучения чистоты
Чистые видения одновременно совершенны, Это
великая зеркалоподобная мудрость.
В отсутствии ума и концептуального менталитета
Не существует страстных цепляний, Это
неконцептуальная ясная мудрость.
В свободе от проясняющего и проясняемого
Нет мысленных движений Это
мудрость ясности без цепляний».
3. Изначальная мудрость равностности
Здесь три пункта: сущность, этимология и классификация.
А. Сущность равностности - это великое равенство самсары и
нирваны, которые изначально свободны в основном пространстве.
Условие равностности состоит в том, что трое врат (обычного тела,
речи и ума) присутствуют в великом равенстве с сущностью, природой
и разумной энергией в просветлённом Теле, Речи и Уме, и поэтому
не впадают в крайности и ограничения.
В тантре «Пронзительный Звук» сказано:
«Так называемая «равностность»
Имеет двойную причину равенства и тройное условие равенства,
А также контекст и меру равностности».
В «Самовозникшем Осознавании» говорится:
«Равностная сущность всех явлений
Не впадает ни в какие ограничения».
Б. В этой же тантре описана этимология изначальной мудрости равностности:
«Природа явлений «равна» в отсутствии фрагментов,
И обладает сутью «самого» осознавания.
Такова изначальная мудрость равностности».
В «Пронзительном Звуке» сказано:
«Равно-» означает, что природа явлений
Свободна от болезненных усложнений.
«-стность» значит, что она неподдельна и лишена усилий и достижений.
Её естественное присутствие пустотно в сущности,
В природе ума исчерпаны все понятия.
В присутствии так называемой «мудрости»
Нет места самсаре и нирване благодаря
Реализации её свойств».
В. Пятикратная классификация.
В «Самовозникшем Осознавании» говорится:
«Изначальная мудрость равностности и непрерывная мудрость
равностности,
Неподвижная мудрость равностности и незаблокированная мудрость
равностности,
Изначальная мудрость равностности, не пребывающая ни в
чём, - это пятая».
Их сущность описана там же:
«Неперемешанная равностность природы явлений Это
изначальная мудрость равностности.
Непрерывное постижение индивидуальных характеристик Это
непрерывная мудрость равностности.
Неподвижная печать Кай,
Которые не впадают в крайности и ограничения, Это
неподвижная мудрость равностности.
В незаблокированной ясности великого излучения
Чистота ментальных понятий Это
незаблокированная мудрость равностности.
Непребывание ни в чём - это апогей всего,
Свобода от характерных субстанций, Это
непребывающая мудрость равностности».
4. Изначальная различающая мудрость
Здесь три пункта: сущность, этимология и классификация.
А. Её сущность - это постижение всех явлений без перемешивания.
В тантре «Пронзительный Звук» говорится:
«Различение имеет прямое отношение к органам чувств,
Которым предстаёт всё что угодно, и эти явления
Становятся ясными в соответствующем порядке.
В результате чистоты самопроявлений
Они становятся сферой осознавания».
Б. Этимология дана в тантре «Самовозникшее Осознавание»:
«Поскольку существует двадцать одна градация индивидуальных
способностей,
Они нуждаются в так называемом «различении».
Из тантры «Пронзительный Звук»:
«Из-за так называемых индивидуальных «различий»
Появляются противодействующие антидоты,
Видение характеристик которых осуществляется «постижением»,
Которое сопровождается увеличением (реализации) самопроявлений.
«Изначальная» - значит, возникновение в самом начале,
«Мудрость» очищает изъяны беспокоящих эмоций».
В. Пятикратная классификация описана в тантре «Самовозникшее Осознавание»:
«Изначальная различающая мудрость и мудрость, классифицирующая
смысл всего,
Мгновенно возникающая мудрость постижения, и мудрость,
проясняющая все звуки,
Различающая мудрость, не располагающаяся в словах и звуках, итого
пять».
Их суть объяснена в этом же тексте тантры:
«Освобождение сомнений, возникающих в рассудке, Это
изначальная различающая мудрость.
Интеграция многообразия,
А также его классификация и извлечение смысла, Это
мудрость, классифицирующая смысл всего.
Та, что освобождает в три мгновения,
Не выходя за пределы постижения смысла, Это
мгновенно возникающая мудрость.
Так как сущность осознавания запредельна словам и звукам,
Которые совершенны в единстве условностей,
То это мудрость, проясняющая все звуки.
Все звуки и слова совершенны в сути,
Сфера осознавания запредельна словам, Это
различающая мудрость, не располагающаяся в словах».
5. Изначальная осуществляющая мудрость
Здесь три пункта: сущность, этимология и классификация.
А. Сущность. В результате того, что собственное благо присутствует
в состоянии осознавания, благо для других возникает спонтанно
и без усилий, так же как из (всеисполняющей) драгоценности.
В «Пронзительном Звуке» говорится:
«Так называемое «осуществление» активностей
Предполагает естественное прекращение усилий и стараний, в
результате чего
Все явления естественно свободны в естественном присутствии.
Благодаря совершенству самоосвобождения в Проявленной Основе
Достигается незагрязнённый, нематериальный тонкий аспект, Ничем
неделимая природа явлений,
Запредельная объектам концептуального анализа».
Из тантры «Самовозникшее Осознавание»:
«Осуществляющая изначальная мудрость Это
совершенство всего проявляющегося в состоянии осознавания».
Б. В тантре «Пронзительный Звук» дана этимология:
«Крайности проявлений исчерпаны в силу их естественного совершенства.
«Действие» состоит в мгновенном постижении,
«Осуществление» которого свободно от желаний,
Необратимо и бесповоротно.
Смысл «изначальной» - это присутствие,
«Мудрость» - то, что оно становится очевидным, в результате чего
Достигается уровень истощения всех явлений».
В. Пятикратная классификация описана в тантре «Самовозникшее Осознавание»:
«Осуществляющая изначальная мудрость и мудрость всех активностей,
Мудрость, не пребывающая в активности, и мудрость оставления
действий,
Изначальная мудрость, пресекающая абсурдные идеи, - итого
пять».
Их суть объяснена в этой же тантре:
«Самоосознавание свободно от факта цепляния
И превосходит ярлыки обусловленных названий Это
осуществляющая изначальная мудрость.
Для того чтобы эманации приносили благо существам,
Лучи сострадательной энергии распространяются в десять направлений, Это
изначальная мудрость, осуществляющая активности.
В неизменном состоянии оставлены все действия,
Ибо оно превосходит характерные явления, Это
мудрость, не пребывающая в активности.
В неконцептуальной ясности осознавания
Восприятие раскрепощено по своей природе, Это
мудрость оставления действий.
Поскольку все внешние, внутренние и тайные явления
Собраны в сфере осознавания,
То у него есть изначальная мудрость, пресекающая абсурдные идеи».