tatpit писал(а):http://abhidharma.ru/A/Buddha/Content/Vajrasattva.htm

У белой одиночной формы одно лицо и две руки, правая рука держит золотую ваджру (тиб. дордже) у сердца, а левая у бедра – серебрянный колокольчик полой частью колокольчика вверх. Форма божества сидит со скрещенными ногами в медитативной позе (падмасана, поза лотоса) на распустившемся лотосе, поверх которого лежит плоский диск луны, образующий трон Ваджрасаттвы. Ваджрасаттва имеет драгоценные украшения и шёлковые одежды Самбхогакаи. В медитации эту форму представляют невещественной, подобной радуге, как союз формы и чистой видимости.
Когда просматривал темы по Даосской алхимии - там был момент, что Дзогчен может быть связанным с практиками Даосской алхимии... Возможно - что Ваджра у сердца символизирует СИН, а левая рука у БЕДРА - то это не у БЕДРА, а в районе ПОЧЕК - т. е. того места, откуда проистекает вторая компонента - МИН... Почему, возможно, и колокольчик ВВЕРХ полостью - как СОСУД, который должен наполниться МИН...
Имеются изображения Ваджрасаттвы как белого, так и синего цвета. В союзе Яб-Юм его супруга держит изогнутый нож (санскр. картари; тиб. дигуг) в правой руке и чашу из черепа (капала) в левой.
По одному из комментариев - нож этот - для обрезания пяти пороков... Как-то так по памяти...
Как одного из пяти дхьяни будд Ваджрасаттву изображают сидящим на троне, поддерживаемом слонами, что символизирует непоколебимость дхармакаи. Белый цвет его тела есть символ множественности буддийских драгоценностей. Правой рукой у сердца он держит пятиконечный ваджр. Этим символизируется соединение пяти тел милосердия и сострадания с пятью мудростями (ye shes lnga).
Тоже мотив, встречающий параллели по Даосской алхимии, где милосердие ассоциировалось с СИН, а что-то близкое к мудрости - МИН... Тоже как-то так - на вскидку по памяти...
