#1 AKRESS » Ср, 16 октября 2013, 18:45
Если кто помнит, ранее на форуме периодически рассматривался вопрос т. н. 5-ти ядов и лежащих в их основе 5-ти мудростей согласно терминологии восточного направления Дзогчен.
В рамках данных аматорских исследований высказывались различные интерпретации о сути данных явлений, где не удавалось обнаружить какого-то единого принципа, лежащего в их основе.
В настоящей теме будет предпринята очередная попытка попробовать разобраться с тем, что может лежать в основе данных структур.
По порядку.
Вначале вводные уточнения (обновить информацию): 5-ть ядов - это гнев, вожделение, гордыня, ревность и центральный яд - неведение, где в основе каждого яда лежит некая мудрость. Для гнева - это зеркалоподобная мудрость, для вожделения - различающая, для гордыни - равностности, для ревности - всесовершающая, для неведения - мудрость Дхармадхату.
Какие конкретные смыслы и интерпретации вкладывались в эти мудрости - здесь этот момент рассматриваться не будет, т. к. он был рассмотрен в предыдущих темах.
Здесь же будет рассмотрен такой аспект.
Возникла мысль (не вдаваясь в детали) попробовать проанализировать данные мудрости с точки зрения их соотношения с тем, что называется Единством и Индивидуальностью, и причём - в аспекте Абсолютного и Относительного характера данных Единства и Индивидуальности.
Да - всё же небольшое уточнение - к этой мысли подтолкнул просмотр одного из семинаров Лазарева С. Н., где в очередной раз был сделан акцент на том, что на ТОНКОМ ПЛАНЕ мы все АБСОЛЮТНО ЕДИНЫ. И вот в свете этого АБСОЛЮТНОГО ЕДИНСТВА и пришла мысль - вот в концепции 5-ти ядов есть яд ГОРДЫНЯ, где в его основе лежит мудрость РАВНОСТНОСТИ. По сути - исходя из того, как эта мудрость трактуется в Дзогчене, эта мудрость и есть выражением концепции АБСОЛЮТНОГО ЕДИНСТВА всего со всем, причём - в аспекте РАВНОСТНОСТИ - на каком-то ГЛУБИННОМ уровне, - всего сущего, то есть это то, что при восприятии этого даёт возможность преодоления яда ГОРДЫНИ.
То есть отождествить мудрость равностности с абсолютным единством оказалось самым простым, так как это очевидно проистекает из самого названия мудрости. Тогда, в продолжение избранного подхода, возник следующий момент - где здесь может быть ОТНОСИТЕЛЬНОЕ Единство?
Ядом, комплиментарным к гордыне, является РЕВНОСТЬ. В основе ревности лежит ВСЕСОВЕРШАЮЩАЯ мудрость.
Что такое всесовершающая мудрость? Это такое состояние, восприятие которого позволяет в принципе достигать - сразу (при каких-то возможно исключительных условиях) или потом, но в любом случае - всё то, недостижение чего и порождает ревность и её производные. То есть - при наличии всесовершающей мудрости ревность и её производные сами собой исчерпываются, поскольку всё становится достижимо на принципиальном уровне.
Но при чём здесь тема ЕДИНСТВА, и тем более ОТНОСИТЕЛЬНОГО?
Когда мы чего-то НЕ ДОСТИГЛИ - то мы ощущаем дискомфорт, поскольку мы ОТДЕЛЕНЫ от этого, РАЗДЕЛЕНЫ с этим.
А ВСЕСОВЕРШАЮЩАЯ мудрость позволяет всё это ДОСТИГАТЬ, т. е. из состояния РАЗДЕЛЁННОСТИ с какой-то ЦЕЛЬЮ нашего устремления позволяет восстанавливать ЦЕЛОСТНОСЬ, то есть, по сути, восстанавливать ЕДИНСТВО, но уже не то АБСОЛЮТНОЕ ЕДИНСТВО, которое существует ИЗНАЧАЛЬНО, и никуда НЕ ИСЧЕЗАЕТ (проекцией чего есть мудрость равностности), а то ОТНОСИТЕЛЬНОЕ Единство (на внешнем уровне), которое нам НЕОБХОДИМО ДОСТИЧЬ.
То есть разница между АБСОЛЮТНЫМ и ОТНОСИТЕЛЬНЫМ в том, что абсолютное - оно существует в своём АБСОЛЮТНОМ, НЕРУШИМОМ состоянии, а ОТНОСИТЕЛЬНОЕ Единство, - его необходимо ДОСТИГАТЬ, поскольку на относительном уровне восприятия оно может находиться в разных промежуточных состояниях.
Тогда как обстоит дело с ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ в контексте 5-ти мудростей?
Яд ВОЖДЕЛЕНИЕ преодолевается мудростью РАЗЛИЧАЮЩЕЙ. Что такое различающая мудрость? Это то, когда ты устремляешься к объекту вожделения, то ты желаешь с ним СЛИТЬСЯ, то есть обрести ПОЛНОЕ ЕДИНСТВО - на внешнем уровне, - а различающая мудрость в этом процессе должна выступить наоборот - средством ВЫЧЛЕНЕНИЯ, РАЗЛИЧЕНИЯ из этого самого "полного единства на внешнем уровне" того субъекта восприятия, который погружается в вожделение, то есть сливается с объектом вожделения. И по аналогии со всесовершающей мудростью, где она направлена на достижение ОТНОСИТЕЛЬНОГО Единства, то здесь различающая мудрость также направлена на достижение ОТНОСИТЕЛЬНОЙ Индивидуальности, то есть нашей индивидуальности как ЛОКАЛЬНЫХ существ.
И тогда остаётся (если пока не трогать центральную мудрость Дхармадхату) последний яд и последняя мудрость - это ГНЕВ и лежащая в его основе ЗЕРКАЛОПОДОБНАЯ мудрость.
И вот какой момент здесь получается интересным.
Если раньше по предыдущим темам СМЫСЛ - чисто на уровне логического восприятия и понимания - 3-х предыдущих мудростей был хоть КАК-ТО понятен, - начиная от простых в плане понимания к более сложным - равностности, всесовершающей и различающей, - то ЗЕРКАЛОПОДОБНАЯ мудрость практически никак не поддавалась никакой интерпретации, кроме малозначительных моментов...
И тут применение вот этого ПРИНЦИПА, описываемого в теме, позволило неожиданным образом приблизиться к пониманию сути этой мудрости, или хотя бы той КОНСТРУКЦИИ, как это, возможно, понимали авторы Дзогченовской концепции.
А именно - если уже были задействованы концепции АБСОЛЮТНОГО ЕДИНСТВА (мудрость равностности), ОТНОСИТЕЛЬНОГО ЕДИНСТВА (всесовершающая мудрость), ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (различающая мудрость), то остаётся 4-я концепция АБСОЛЮТНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.
Необходимо, наверное, ещё раз обратить внимание на нюансы использования в данных случаях терминов "АБСОЛЮТНОГО" и "ОТНОСИТЕЛЬНОГО".
Абсолютное - это когда Единство или Индивидуальность представлены в том качестве, где это качество есть НЕЗЫБЛЕМЫМ и НЕРАЗРУШИМЫМ - абсолютным - и его нет необходимости каким-то образом ДОСТИГАТЬ, поскольку оно существует и так - в принципе - просто его надо научиться каким-то образом ПОЧУВСТВОВАТЬ, ощутить - ощутить то абсолютное Единство или Индивидуальность, в котором мы И ТАК все пребываем независимо ни от чего.
А ОТНОСИТЕЛЬНОЕ - Единство или Индивидуальность - это когда к этому Единству или Индивидуальности необходимо ПРИДТИ - или чего-то ДОСТИЧЬ, а возможно и точно также ОЩУТИТЬ это, где, быть может, особо чёткой границы между ОЩУЩЕНИЕМ и ДОСТИЖЕНИЕМ и нет на принципиальном уровне, хотя на внешнем картина может выглядеть по разному...
Но также можно сказать, что Абсолютное Единство или Индивидуальность - это наше Единство или Индивидуальность с точки зрения восприятия нас самих как Абсолюта, обладающего как Единством (где все элементы Единого едины), так и Индивидуальностью, где это же самое ЕДИНСТВО всего одновременно есть и ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ Абсолюта (Бога).
А Относительное Единство или Индивидуальность - это Единство или Индивидуальность нас как ИНДИВИДУАЛЬНЫХ проявленных ЛИЧНОСТЕЙ.
Так вот, возвращаясь к Зеркалоподобной мудрости и её отождествлением с АБСОЛЮТНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ...
Где здесь ключ?
Яд, с которым связана зеркалоподобная мудрость - это ГНЕВ. Как эти три элемента - зеркалоподобная мудрость, гнев и тема абсолютной индивидуальности - между собой связаны?
Благодаря чему ГНЕВ как ЯД преодолевается в рамках зеркалоподобной мудрости? Поскольку данной паре яд/мудрость в доступных для рассмотрения текстах Дзогчена было посвящено не сильно много информации, но исходя из самой сути наименования мудрости - зеркалоподобная, - равно как и каких-то небольших комментариев к этому, - можно сделать вывод, что для преодоления гнева как явления через задействование ПРИНЦИПА ЗЕРКАЛОподобной мудрости это становится возможным потому, что мы, когда нас начинает одолевать ГНЕВ, при взгляде на своего оппонента, противника, - как бы СМОТРИМСЯ В ЗЕРКАЛО с т. з. того, что в ЛЮБОМ явлении, объекте, человеке, событии, процессе и т. п., который вызывает в нас гнев, мы, как бы, видим ОТРАЖЕНИЕ САМОГО СЕБЯ (то есть нет НИЧЕГО в этом мире КРОМЕ НАС САМИХ). То есть - всё, что с нами ни происходит негативного, то это ВСЁ есть отражение НАС САМИХ - каждого из нас - равно как и наш ВРАГ - это есть и Я САМ на АБСОЛЮТНОМ УРОВНЕ, то есть на уровне АБСОЛЮТНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ - на уровне ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ АБСОЛЮТА!!!
То есть - в рамках зеркалоподобной мудрости есть ТОЛЬКО АБСОЛЮТНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ АБСОЛЮТА, в том числе и тогда, когда МЫ САМИ смотрим на что-то в этом мире, в том числе и то, что вызывает в нас гнев, - то тогда, когда мы понимаем, что ИСТОЧНИКОМ гнева на АБСОЛЮТНОМ уровне для нас самих являемся мы САМИ ЖЕ - то тогда через это и идёт преодоление гнева на принципиальном уровне.
И тогда слова Христа "Возлюби врага", вкупе с "Возлюби ближнего КАК САМОГО СЕБЯ", - предстают не как АЛЛЕГОРИЯ в контексте слов "КАК САМОГО СЕБЯ", но и как БУКВАЛЬНОЕ понимание ПРИНЦИПА зеркалоподобной мудрости.
И теперь выстроилась общая картина, что в рамках 5-ти ядов/мудростей есть такие проекции (итоговый вариант): АБСОЛЮТНОГО ЕДИНСТВА (мудрость равностности/яд гордыня), ОТНОСИТЕЛЬНОГО ЕДИНСТВА (всесовершающая мудрость/яд ревность), ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (различающая мудрость/яд вожделение), АБСОЛЮТНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (зеркалоподобная мудрость/яд гнев).
Если по парам (это имеет значение в контексте внутренних взаимосвязей, внутренних взаимопорождений и взаимопогашений):
Пара ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ: ОТНОСИТЕЛЬНОГО ЕДИНСТВА (всесовершающая мудрость/яд ревность), ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (различающая мудрость/яд вожделение).
Пара АБСОЛЮТНОСТИ: АБСОЛЮТНОГО ЕДИНСТВА (мудрость равностности/яд гордыня), АБСОЛЮТНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (зеркалоподобная мудрость/яд гнев).
Пара ЕДИНСТВА: АБСОЛЮТНОГО ЕДИНСТВА (мудрость равностности/яд гордыня), ОТНОСИТЕЛЬНОГО ЕДИНСТВА (всесовершающая мудрость/яд ревность).
Пара ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ: ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (различающая мудрость/яд вожделение), АБСОЛЮТНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (зеркалоподобная мудрость/яд гнев).
При этом, соответствующие ЯДЫ, что логично, выступают АНТАГОНИСТАМИ как соответствующих МУДРОСТЕЙ, так и соответствующих рассматриваемых КАЧЕСТВ.
Где, положим, РЕВНОСТЬ в отношении ОТНОСИТЕЛЬНОГО ЕДИНСТВА/всесовершающей мудрости выступает проекцией ЛОЖНОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (поскольку при ревности создаётся ЛОЖНОЕ - продуцируемое ЦЕНТРАЛЬНЫМ ЯДОМ - НЕВЕДЕНИЕМ - впечатление о, якобы, наличии РАЗДЕЛЁННОСТИ, ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОСТИ, субъекта и объекта восприятия в рамках процесса ревности).
Аналогично - ВОЖДЕЛЕНИЕ в отношении ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ/различающей мудрости выступает проекцией ЛОЖНОГО ОТНОСИТЕЛЬНОГО ЕДИНСТВА, где субъект и объект восприятия в рамках вожделения воспринимаются СЛИТНЫМИ, неразделимыми...
ГОРДЫНЯ - в отношении АБСОЛЮТНОГО ЕДИНСТВА/мудрости равностности - как проекция ЛОЖНОЙ АБСОЛЮТНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (наше "Эго").
ГНЕВ - в отношении АБСОЛЮТНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ/зеркалоподобной мудрости - как проекция - и здесь этот вывод оказывается далеко НЕ таким уж и ТРИВИАЛЬНЫМ - ЛОЖНОГО АБСОЛЮТНОГО ЕДИНСТВА.
И вот здесь возникает ВОПРОС - а ПОЧЕМУ, собственно говоря, ГНЕВ как таковой становится проекцией ложного АБСОЛЮТНОГО ЕДИНСТВА?
КАК НИ СТРАННО - но это действительно так, и вот по какой причине... В рамках ложного АБСОЛЮТНОГО ЕДИНСТВА мы почему-то ВДРУГ РЕШАЕМ, что мы ИМЕЕМ ПРАВО ПОСЯГАТЬ - через нашу эмоцию ГНЕВА, а по сути - эмоцию УНИЧТОЖЕНИЯ - на ИНЫЕ локальные Индивидуальности, поскольку, как мы это также по непонятной причине решаем, что раз я АБСОЛЮТНО ЕДИН - то, значит, ничего КРОМЕ МЕНЯ нет ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ, а ЗНАЧИТ - я ИМЕЮ ПОЛНОЕ ПРАВО что хочу, то и воротить - уничтожать, и так далее... Ведь есть же только Я ОДИН, и НИКОГО БОЛЕЕ!!! Так вот ЭТА позиция в рамках яда ГНЕВА оказывается ЛОЖНЫМ восприятием АБСОЛЮТНОГО ЕДИНСТВА.
И теперь мы подошли к ПАРАДОКСУ - с одной стороны, если, к примеру, взять структуру ЛОЖНОГО АБСОЛЮТНОГО ЕДИНСТВА/гнева (антипод - ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ АБСОЛЮТНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ/зеркалоподобная мудрость) и сравнить её со структурой ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО АБСОЛЮТНОГО ЕДИНСТВА/мудрости равностности (антипод - ЛОЖНАЯ АБСОЛЮТНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ/гордыня), то как бы получается, что, с одной стороны, абсолютное единство, равно как и его антипод абсолютная индивидуальность, могут ОДНОВРЕМЕННО выступать как в ЛОЖНОМ, так и в ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМ качестве, несмотря на то, что каким-то АНАЛИТИЧЕСКИМ путём установить СУЩНОСТНУЮ РАЗНИЦУ между ложным и действительным качеством абсолютного единства или абсолютной индивидуальности (а равно - и их ОТНОСИТЕЛЬНЫХ аналогов) практически НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ, поскольку эти два качестве на каком-то уровне есть ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИМИ, с одной стороны, но и ОДНОВРЕМЕННО ВЗАИМОСОСУЩЕСТВУЮЩИМИ с другой.
Именно такой подход применяется в квантовой механике под названием КВАНТОВАЯ СУПЕРПОЗИЦИЯ - то есть одновременное сосуществование ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИХ состояний.