Набрёл тут - http://www.all-dao.ru/hun-po.html - на один интересный момент, ранее не попадавшийся (выделен по тексту)...
- Спойлер
- Хунь и По
Следующее введение в понятия хунь и по приводится по материалам некоторых источников, главным образом опубликованной на эту тему исследовательской работы Джозефа Нидема.
Более 2 500 лет назад в Китае, развилась или укрепилась идея о том, что человеческое тело включает в себе два типа существ (субстанций), обычно описываемых на английском языке как "души", которые называют хунь и по.
Хунь и По
Эти два типа существ символизируют соответственно ян и инь. По, которых, как считается, семь, имеют земную природу, больше всего соединенную с телесной материей (плотью). Хунь, которых, как считается, три, имеет небесную природу. Хунь и по изображены на нижнем рисунке как две группы мудрецов, дружески беседующих в умиротворенной обстановке.
Хунь берет начало от неба (как бы из эфира), и входит и выходит из тела через врата хунь (hunmen, точка иглоукалывания BL-47); после смерти она отправляется на небеса. Обычаи культа предков в Китае заключаются в заботе об ушедшей хунь, которая, как считается, из места своего обитания на небесах может способствовать реализации божествами земных человеческих желаний. Более того, считалось, что неудовлетворенные духи предков (т.е. о ком не заботилось их потомство в последующих поколениях) могли бы вызывать болезни или неудачи. Во время жизни место обитания хунь, находится в печени (ворота хунь в спине, около печени).
По имеет свое происхождение от земли (как бы от почвы), и входит и выходит из тела через дверь по (pohu, точка иглоукалывания BL-42), после смерти она возвращается в землю. Китайская практика погребения заключается в заботе о по, которая в конечном счете переходит в землю и не сохраняет самостоятельную индивидуальность (исключение составляли императоры, забальзамированные таким образом, что по и хунь могли оставаться жизнеспособными существами, сохраняя свою подлинную форму). Во время жизни место пребывания по находится в легких (дверь по в спине, в легких). Если в легких достаточно соответствующей qi и инь, по может оставаться процветающим.
Одно из самых ранних подробных исследований относительно хунь и по, датируется шестым столетием до н.э., в котором было сказано следующее: "Когда зародыш начинает развиваться [обретая в человеческие формы и личность], это результат наличия по. Затем прибывает янская часть - хунь. Этому способствует то, что jing [эссенции] многих вещей придает силу таким образом, что этим приобретается энергия и источник хорошего настроения. Таким образом, со временем проявляется одухотворенность и интеллект [shenming]."
Существовало также некоторое разногласие в китайской литературе относительно того, когда по и хунь фактически появляются впервые. Например, в Du Shu Bian (16 в. до н.э.), сказано, что хунь прибывает в течение седьмого месяца беременности (признаком чего является способность двигать левой рукой), а по прибывает в течение восьмого месяца беременности (признаком чего является способность двигать правой рукой). Существовало также и другое, более распространенное мнение о том, что по появляется сначала в первую очередь, и что хунь входит в тело уже после рождения.
Около 80 г. н.э., краткое обсуждение хунь и по содержалось в Paihu Tangte Lun (Беседы в зале Белом Тигра): "Хунь выражает идею непрерывного воспроизведения, неутомимой способности к полету; представляет собой qi Малого Ян [связанной с печенью/желчным пузырем], движется в человеке в центробежном направлении, и управляет природным чутьем (интуицией и инстинктами) (син).... Хунь связан с идеей пропалывания и устранения вредного, ибо с помощью интуиции устраняются губительные сорняки [в характере человека или на его духовном пути]. По символизирует образ непрерывного и настойчивого побуждения человека, являясь qi Малого Инь [почки/сердце], и постоянно действует в нем, управляя чувствами.... По связана с идеей наполнения радостью, ибо с помощью чувств управляется душа [индивидуальность]."
Здесь, хунь символизирует центробежное движение: использование интуиции, чтобы подобрать алгоритм действий и избежать просчетов (злых сорняков); по символизирует внутреннюю движущую силу, приводя в порядок эмоциональные реакции и личные свойства и особенности характера, определяющие личность. Это отражает основное противопоставление инь/ян, где инь представляет собой внутреннее, а Ян – внешнее.
В древней книге, описывающей медитационную практику, сказано, что нужно "сохранять спокойствие, как будто нет никакого хунь", то есть во время медитации следует устранить направленные на совершение действий желания, оставляя при этом способность к сохранению недеяния и созерцания внутреннего мира. В даосском трактате сказано, что нужно "удерживать ваш хунь от смятения, и это [Дao] проявит себя, объединяя qi и контролируя shen.... Все категории вещей порождены этим, это – ворота силы." Таким образом, во время практики медитации необходимо избегать раздражающих воздействий цивилизации, утихомиривать и регулировать направляемые вовне честолюбивые замыслы (наряду в тем поддерживая направленные для внутреннего преобразования импульсы, которые затем окажут влияние и на внешнее состояние), что является деятельностью, связанной с господством по, а также исследовать жизнь на предмет благоприятных возможностей, задействовав мышление и личную силу для важных преобразований судьбы, полагаясь на вызывающие приятное ощущение признаки, что является особенностью преобладания хунь.
Семь по, как, возможно, полагали первоначально были связаны с семью чувствами. Эти семь чувств имели на английском языке разное описание, вот лишь один такой список - радость, гнев, горе, страх, любовь, ненависть, и желание. Для каждой из эмоций есть один из импульсов qi, и, если чувство весьма интенсивно, то qi может получить достаточно сильной дисбаланс, приводя к физическому и психическому расстройствам. В Sanyin Ji Yi Bingzheng Fang Lun (Трактат о трех видах болезнетворных движущих сил), сказано, что "В теле прибывают jing и shen, хунь и по, ум и чувства, печаль и мысли. Они имеют склонность быть поврежденными этими семью эмоциями."
Возможно, что три хунь, как первоначально полагали, увязывались с тремя главными целями человеческой деятельности: отношения к власти (в Китае - император и его чиновники, в современном мире включает работодателей, работников правоохранительных органов, губернаторов, и т.д.), отношение к супругу (что относилось бы также к другим родственникам того же самого рода и соседям), отношение к своим детям (что может относится и к другим находящимся на попечении детям). Это ключевой принцип китайской философии наиболее очевидно отражен в конфуцианстве, а именно отношения с другими людьми важны как для социальной гармонии, так и для собственного физического и умственного здоровья.
Считалось, что хунь и по могут оставлять тело, даже перед смертью, хотя это касалось только немногих из этих 10 душ. Известный даос Ге Хун писал в 3 в. н.э. что: "Все мужчины, мудрые или безрассудные, знают, что их тела содержат хунь и по. Когда некоторые из них покидают тело, следует болезнь, когда они все оставляют его, человек умирает. В первом случае у шаманов имелись рецепты для того, чтобы удерживать их, в последнем – в Книге Обрядов содержалось описание обрядов для того, что вызвать их назад. По и хунь взаимосвязаны со всем, что присуще нашей личности на глубинном уровне, но в течение наших жизней вероятно никто фактически не слышит или не видит их."
Фактически, предполагалось, что хунь, обладающая природой ян, могла часто покидать тело во время жизни и путешествовать в пространстве, а затем возвращаться. Такие путешествия содержаться в определенных снах, состояниях полуснов, которые происходят на границе сна и которые иногда включают в себя ощущение плавания или внезапного движения, что мы сегодня называем "внетелесный опыт". Считается, по крайней мере, в некоторых китайских сообществах, что бессонница, беспокойство, испуг и другие состояния душевного возбуждения могут возникнуть, если одна из хунь отсутствует на протяжении длительного времени. Считается, что диагнозом повторяющихся кошмаров у пациентов является расстройство печени: страдающая хунь вызывает кошмар.
Также полагали, что один или более хунь могут быть вынуждены покинуть тело ребенка (менее вероятно, но все еще возможно во взрослом возрасте) вызывающим страх событием, например, будучи напуганным незнакомцем. В таком случае ребенок становится восприимчивым к расстройствам желудка или эпилепсии, вызваными злыми духами. Другие признаки выхода хунь включают апатию, раздражительность и нетерпеливость, и просто продолжительное недомогание. Несомненно, в современных условиях, такие болезни как аутизм, расстройство внимания, и другие умственные и душевные расстройства, имеют возможность быть классифицированными в соответствии с китайской диагностикой, как вызванные ущербом и беспокойством, нанесенными душе. В Китае в 1768 г. широко распространились панические слухи, что колдуны, якобы, похищали хунь многих людей (и использовали силу отделенного хунь в своих собственных целях).
По могла выйти, или быть не в состоянии получить достаточный отдых и расслабление, из-за внезапного испуга, недостатка jing, или патологии qi легких (возможно из-за чрезмерной горя или печали). В таком случае человек может страдать от ослабления чувствительности, недомогания в конечностях (онемение), или испытывать слабость желудка /дословно - утерять контроль за дефекацией/ (поскольку, как считалось, прямая кишка управлялась по, задний проход был известен в древности как pomen - ворота по). В книге Классике категорий (1624), сказано, что "По все перемещает и завершает и можно чувствовать боль, и зуд." Таким образом, с точки зрения диагностики, боль, онемение, и зуд (так же как и другие сенсорные расстройства) и/или клиника серьезных болезней органов выделения (ослабленная функция кишечника) могли служить признаком недомогания по.
После смерти хунь, обладающая природой ян, немедленно покидает тело, однако по, имеющая природу инь, покидает тело более медленно. Когда-то в Китае существовали обряды, исполняемые в то время, когда человек терял сознание или умирал, стремясь призвать обратно хунь, так, чтобы она могла бы воссоединиться с по, таким образом восстановив жизнь и сознание. Считалось, что, если человек испытал внезапную и насильственную смерть, по и хунь не могли бы быть удовлетворены в простом расстворении в земле и небесах, и, скорее оставались рядом, как злые призраки (gui). Такие призраки, как полагали, были в состоянии становиться причиной неожиданных несчастных случаев и болезней.
© Перевод с англ., компиляция: Александр К.
Примечание: Данный материал приведен в ознакомительных целях, размещен в разделе "Прочие материалы по алхимии", не относится к Школе Улюпай и центру Даодэ, может не совпадать и расходиться с доктриной Школы.