По ряду прежних тем озвучивалось о том, что в даосской алхимии, по некоторым источникам, то, что называется Драконом и Тигром, свинцом и ртутью, в определённом приближении соотносится с МИЛОСЕРДИЕМ и СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ.
Также, как известно, имеется 4-х-звеньевая структура (вернее - 5-ти-звеньевая) из 5-ти ядов/мудростей, гнев, вожделение, ревность, гордыня, неведение.
Возникло желание соотнести "структуры" милосердия/справедливости с 4-мя основными звеньями ядов/мудростей. Забегая вперёд - результаты, в некоторой части, получились достаточно неожиданными - нетривиальными.
- Спойлер
- Итак - милосердие, как правило, мы проявляем по отношению к другим. Или не проявляем. Равно как и справедливость.
Евангельский пример блудницы, побиваемой камнями - окружающие люди, действуя из СПРАВЕДЛИВОСТИ, по сути, утратили МИЛОСЕРДИЕ - о чём им и сообщил Христос. То есть - был нарушен БАЛАНС между справедливостью и милосердием в сторону приоритета СПРАВЕДЛИВОСТИ, а вернее - при ТАКОМ формате развития событий - здесь "справедливость" уже как бы УТРАЧИВАЕТ функцию именно СПРАВЕДЛИВОСТИ, и превращается в один из 5-ти ядов - в ГНЕВ!
Это довольно тривиальный (лежащий на поверхности) вариант соотнесения со структурой "ядов".
Здесь эта самая "справедливость", вышедшая "из берегов" (то есть чрезмерная "справедливость" при недостатке "милосердия"), реализовывалась по отношению к ДРУГОМУ, где при неправильном подходе произошло её вырождение в ГНЕВ.
А что будет в случае приложения справедливости/милосердия не к ДРУГИМ, а к СЕБЕ?
К примеру - происходит травмирующее событие, неприятность по судьбе и т. п. - человек ропщет, не принимает этого - то в таком варианте человек, по сути, не способен увидеть ВЫСШУЮ СПРАВЕДЛИВОСТЬ в происходящем с ним, он как бы вопиёт о необходимости большего МИЛОСЕРДИЯ по отношению к себе - это библейский вариант праведного Иова. То есть если в примере с ДРУГИМ человек, как бы, с большой долей вероятности готов проявить качество СПРАВЕДЛИВОСТИ в ущерб МИЛОСЕРДИЮ, то это проявляется в форме ГНЕВА и его разновидностей - осуждения, презрения, желания уничтожить и т. п.
А в примере с самим СОБОЙ человек НАОБОРОТ - склонен НЕ ПРИНИМАТЬ ту высшую справедливость, которая по определению изначально заложена в любых происходящих с человеком событиях, и начинает ТРЕБОВАТЬ (явно или подсознательно) к себе проявления "МИЛОСЕРДИЯ" - т. е. ИЗМЕНЕНИЯ того, что его не устраивает - то есть это как бы РЕВНОСТЬ. Иов не мог понять - за что? Каин то же самое...
Вариант с ревностью чуть более нетривиально воспринимается, чем ситуация с гневом, но в целом это самые очевидные варианты человеческой реакции.
По нашей "схеме" остаётся вожделение и гордыня...
Как в отношении них может проявлять себя баланс справедливости/милосердия?
Идём, как это делают в математике при доказательстве теорем, поэтапно.
В прежних примерах в отношении ДРУГИХ человек демонстрировал излишек "справедливости" и недостаток "милосердия" (гнев), а в отношении себя - недостаток "справедливости" и излишек "милосердия" (ревность).
А что получится в варианте, когда человек по отношению к ДРУГИМ проявляет ИЗЛИШЕК "милосердия" и НЕДОСТАТОК "справедливости"?
Вот тут начинается самое интересное - и таких примеров наблюдалось и наблюдается сплошь и рядом, и ДК об этом тоже постоянно говорит, - это и индульгенции, и западная толерантность, и все те толпы бегающих по полям свиней в Древнем Израиле, где был запрет на свинину, и торгующие в Храме, и так далее...
По простому говоря - это называется попустительство, потакание, развращение и т. д. и т. п.
Но - при чём здесь, на ПЕРВЫЙ взгляд, две наши оставшиеся базовые структуры - ВОЖДЕЛЕНИЕ и ГОРДЫНЯ?
А при том, что в ОСНОВЕ потакания/попустительства, как известно, лежит ПРИВЯЗАННОСТЬ. Привязанность к ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ. Где, как мы помним из ДК, привязанность есть одним из самых глубинных корней греха. Как было сказано на одном из семинаров - та привязанность, о которой мы говорим СЕЙЧАС, это уже совсем ДРУГАЯ привязанность, чем о которой говорили ранее.
То есть - по сути - привязанность - это одна из ТОНКИХ ФОРМ ВОЖДЕЛЕНИЯ, где древние различали до нескольких десятков видов как привязанности, так и гнева. А затем уже эта привязанность переходит в более грубые поверхностные формы.
И что у нас остаётся в "сухом остатке"?
Осталась одна ГОРДЫНЯ.
Небольшое отступление - если вот как бы интуитивно понимаемая СУТЬ гнева, ревности и вожделения ещё как-то более-менее лично для меня понятна - что называется - УЛОВИМА - хотя бы их ВНЕШНИЕ формы проявлений, то ГОРДЫНЯ здесь стоит каким-то таким особняком - какая-то НЕУЛОВИМАЯ структура - её сущность...
Итак - в предварительном итоге пока получается:
1. Приоритет "справедливости" по отношению к милосердию (или недостаток милосердия по отн. к "справедливости") в приложении к ДРУГИМ - это ГНЕВ.
2. Приоритет "милосердия" по отн. к справедливости (или недостаток справедливости по отн. к "милосердию") в приложении к СЕБЕ - РЕВНОСТЬ.
3. Приоритет "милосердия" по отн. к справедливости (или недостаток справедливости по отн. к "милосердию") в приложении к ДРУГИМ - ВОЖДЕЛЕНИЕ (привязанность).
Методом исключения для ГОРДЫНИ остаётся (если следовать данной схеме) - приоритет "справедливости" по отношению к милосердию (или недостаток милосердия по отн. к "справедливости") в приложении к СЕБЕ.
И вот здесь, надо сказать, вот именно ТАКАЯ трактовка гордыни оказывается достаточно НЕСТАНДАРТНОЙ (нетривиальной) и достаточно НЕОЖИДАННОЙ как для интуитивного восприятия её сущности.
То есть - простым языком - неготовность ПРОСТИТЬ СЕБЯ (в сравнении с неготовностью простить другого в случае ГНЕВА) - это - выходит по схеме - ГОРДЫНЯ??? Её ГЛУБИННАЯ СУЩНОСТЬ?...
До такого варианта представления гордыни она больше воспринималась как что-то связанное с какой-то ВАЖНОСТЬЮ в плане обладания чем-то и т. д. и т. п. (к слову - если что - диски "Облики гордыни" я пока ещё не успел посмотреть - возможно там какие-то моменты в этом отношении уже рассматривались).
И, честно говоря, такой вариант на ПЕРВЫЙ взгляд как-то не находит большого интуитивного отождествления...
Однако - если, к примеру, вспомнить материалы ДК, то там неготовность простить себя в качестве гордыни, всё же, не раз рассматривалась - наряду с её иными проявлениями...
Но если вести речь именно про БАЗОВУЮ, фундаментальную сущность гордыни, то такой вариант может придти на ум никак не в качестве основного, а лишь где-то среди остального "гордынного" многообразия...
Тогда такой вопрос - а БЫЛО ЛИ хоть где-то по каким-то источникам хоть какое-то мало-мальское отождествление гордыни в подобного рода формате?
Один из рассматриваемых в качестве достаточно авторитетных - книги Кастанеды, содержит описание того, где Дон Хуан описал в качестве нашей основной проблемы наше Чувство Собственной Важности (ЧСВ), по сути - та же ГОРДЫНЯ, в основе которой лежит ЧУВСТВО ЖАЛОСТИ к самому себе. Где под этой самой "жалостью" понимается не то, что именуется реальным милосердием, а то, что в данной схеме в итоге приводит или к РЕВНОСТИ применительно к СЕБЕ, или к ВОЖДЕЛЕНИЮ применительно к ДРУГИМ.
Но здесь нас больше интересует именно вариант "К СЕБЕ".
И что получается?
Тот вариант, когда человек к себе испытывает ПОВЫШЕННУЮ ЖАЛОСТЬ, то есть вариант, тождественный ситуации "2. Приоритет "милосердия" по отн. к справедливости (или недостаток справедливости по отн. к "милосердию") в приложении к СЕБЕ - РЕВНОСТЬ." - по Дону Хуану и концепции видящих древности - есть НЕПОСРЕДСТВЕННО ВЗАИМОСВЯЗАННЫМ с тем, что в итоге даёт нам ЧСВ, т. е. ГОРДЫНЮ.
То есть получается, что при КРЕНЕ в одну сторону - в сторону "ЖАЛОСТИ" к себе (по данной схеме - "РЕВНОСТЬ"), - человек, согласно установленным в ДК закономерностям, - неизбежно рано или поздно перейдёт в другую крайность - ПРОТИВОКРЕН - т. е. ИМЕННО в ТО, суть чего по данной схеме именно и проявляется в сущности ГОРДЫНИ - то есть в БЕЗЖАЛОСТНОСТЬ к себе!!! Что, как получается, и оказывается этой самой ГОРДЫНЕЙ!!!
И таким образом получается, что подобного рода ТРАКТОВКА гордыни, её сущностной основы, как БЕЗЖАЛОСТНОСТЬ К СЕБЕ - оказывается полностью укладывающейся в систему знаний древних видящих по данному вопросу...
В итоге:
1. Приоритет "справедливости" по отношению к милосердию (или недостаток милосердия по отн. к "справедливости") в приложении к ДРУГИМ - ГНЕВ.
2. Приоритет "милосердия" по отн. к справедливости (или недостаток справедливости по отн. к "милосердию") в приложении к СЕБЕ - РЕВНОСТЬ.
3. Приоритет "милосердия" по отн. к справедливости (или недостаток справедливости по отн. к "милосердию") в приложении к ДРУГИМ - ВОЖДЕЛЕНИЕ (привязанность).
4. Приоритет "справедливости" по отношению к милосердию (или недостаток милосердия по отн. к "справедливости") в приложении к СЕБЕ - ГОРДЫНЯ.
Единственный момент - тот же Дон Хуан говорил, что человек должен достичь в итоге "МЕСТА БЕЗ ЖАЛОСТИ" - то есть состояния, противоположного чувству жалости к себе.
Но, как представляется, вариант БЕЗЖАЛОСТНОСТИ к себе при ГОРДЫНЕ - это совсем НЕ ТО "место без жалости", где твои ПРЕДСТАВЛЕНИЯ о "справедливости" в отношении самого себя (где ты, якобы, не достоин быть прощённым и т. п. - внешние формы тут могут быть разными) начинают ДОМИНИРОВАТЬ над "милосердием" к себе, а то, где качества СПРАВЕДЛИВОСТИ и МИЛОСЕРДИЯ есть взаимоуравновешенными и сбалансированными.
Христос, озвучивая - "Не суди, да не судим будешь", "Каким судом судите, таким и вас судить будут", по сути, озвучивал (помимо прочего) формулу "внутренней алхимии" - то есть при приоритете ТВОЕЙ "справедливости" по сравнен. с милосердием по отн. к ДРУГИМ ("гнев") в итоге ты сам станешь объектом внешнего воздействия со стороны мироздания, где уже ты по отношении к СЕБЕ будешь вынужден применять баланс "справедливости-милосердия" (вариант с "ревностью"). Ну и в целом по всему этому кругу - из крайности к райность - в ДК всё это описано.
То есть - ключевая мысль темы - попытка нестандартного анализа сути гордыни, где в её основе при таком подходе оказывается лежащей чувство БЕЗЖАЛОСТНОСТИ к себе, что во внешних проявлениях это может проявляться в программе самоуничтожения, унынии, самобичевании, в том, что в религиях рассматривается в качестве "вечного грешника" (ряд тенденций православия и др.), и т. д. и т. п. В том, что мы чего-то заведомо, по определению и навсегда НЕДОСТОЙНЫ и т. п.
Где, в свою очередь, эта безжалостность есть противокреном другой крайности - чувства "ЖАЛОСТИ" к себе ("ревности")...
Где "ревность" может быть следствием "гнева" к другим (побитие камнями блудницы), а "гнев" к другим - следствием "привязанности" (потакания, развращения, поклонения) к аспекту человеческого (в ущерб Божественному) - т. е. "вожделение", а "вожделение" - как следствие "гордыни" - неумения простить себя и увидеть в себе Божественное зерно...
Если ввести в "систему" понятия "человеческого" и "Божественного", то получается:
1. Приоритет "справедливости" по отношению к милосердию (или недостаток милосердия по отн. к "справедливости") в приложении к БОЖЕСТВЕННОМУ в ДРУГИХ - ГНЕВ.
2. Приоритет "милосердия" по отн. к справедливости (или недостаток справедливости по отн. к "милосердию") в приложении к ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ в СЕБЕ - РЕВНОСТЬ.
3. Приоритет "милосердия" по отн. к справедливости (или недостаток справедливости по отн. к "милосердию") в приложении к ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ в ДРУГИХ - ВОЖДЕЛЕНИЕ (привязанность).
4. Приоритет "справедливости" по отношению к милосердию (или недостаток милосердия по отн. к "справедливости") в приложении к БОЖЕСТВЕННОМУ в СЕБЕ - ГОРДЫНЯ.
И опять, получается, нетривиальный аспект всего этого - это то, что гордыня, выходит - это, по сути, ПОКУШЕНИЕ НА БОЖЕСТВЕННОЕ в себе самом!!!
И тогда получается цикл - покушение (отречение от) на БОЖЕСТВЕННОЕ в СЕБЕ (гордыня) приведёт к поклонению ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ в ДРУГИХ (привязанность, вожделение), что, в свою очередь, приведёт к покушению на БОЖЕСТВЕННОЕ в ДРУГИХ (гнев), и далее - к поклонению ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ в СЕБЕ (ревность).
И кроме того - Христос также говорил ещё одну "алхимическую" по сути фразу - "Будьте просты как голуби, и мудры как змии"...
То есть опять - как и в случае с "милосердием" и "справедливостью" (и всем тем, что под этим подразумевается в более расширенном толковании) - здесь необходимо соблюсти взаимонеисключающий БАЛАНС того и другого...