Намерение,искренность.

Список разделов Главное Основной раздел

Описание: Разговоры по основной тематике форума. Задавайте вопросы, делитесь информацией.

#1 tatpit » Пн, 1 марта 2010, 1:42

Что такое намерение,искренность?Какая между ними связь ,и какова их роль в познании Бога?
"Кто щурится, тот замышляет превратное; поджимающий губы делает зло."
tatpit
Автор темы
Аватара
Сообщения: 27358
Темы: 120
С нами: 14 лет 4 месяца


#421 Бабочка » Вт, 8 мая 2012, 15:20

Скво писал(а):
babochka писал(а):Причем, я долго слеживалась

И шо получилось от етого?
сама не знаю :-D , что имела ввиду :crazy:
слёживалась, наверное, спала
брют вчера пила :-D потом устала и уснула :sleep: потом опять проснулась :-D
Абрау- Дюрсо брют 2007 года, 5 летняя выдержка :approve:
Do not take a gun to kill butterfly.
Бабочка
Сообщения: 11964
Темы: 26
С нами: 17 лет 5 месяцев

#422 tatpit » Ср, 9 мая 2012, 12:48

Укротитель зверей

У чжоуского царя Сюаньвана начальником над пастухами был раб Жёрдочка Для Птиц. Он умел обращаться с дикими зверями и птицами и, собирая их, кормил во дворе и в саду. Он укрощал и приручал любого хищника, даже тигра и волка, орла или скопу (рыболова). В его присутствии самцы и самки спаривались и размножались, образуя целые стада. Разнообразные виды зверей паслись рядом, не царапая и не кусая друг друга.

Обеспокоенный тем, как бы секрет искусства раба не умер вместе с ним, царь приказал ему обучать Садовода с Маогоры.

Он же сказал Садоводу:

— Я, Жёрдочка, — презренный раб. Какое искусство могу тебе передать? Но боюсь, как бы государь не обвинил меня в том, что я утаил от тебя секрет, и скажу вкратце, как обращаться с тиграми.

Радоваться, когда потакают, и сердиться, когда перечат, — в природе каждого, в ком течёт кровь. Но разве радость и гнев проявляются случайно? Гнев зверя вызывают, когда идут против его воли. Во время кормёжки не решаюсь давать тигру живого зверя: убивая его, тигр придёт в ярость; не решаюсь давать целую тушу: разрывая её, придёт в ярость. Своевременно кормлю голодного и постигаю, что приводит его в ярость. Тигр и человек принадлежат к различным видам. Человек потакает тигру, и тигр к нему ласкается; перечит — и тигр его убивает. Но разве решусь я перечить тигру, чтобы привести его в гнев! Не решусь также и потакать ему, чтобы вызвать у него радость. Ведь от радости вернётся непременно к гневу, а от гнева вернётся снова к радости; ни тем, ни другим способом не достигну цели.

Ныне, когда у меня нет мысли ни потакать им, ни перечить, птицы и звери принимают меня за своего. Действую по закону природы — предоставлять каждого самому себе, поэтому они бродят по моему саду, не вспоминая о высотах горных лесов и просторах болот; засыпают на моём дворе, не стремясь в глубину гор и в тишину долин.
"Кто щурится, тот замышляет превратное; поджимающий губы делает зло."
tatpit
Автор темы
Аватара
Сообщения: 27358
Темы: 120
С нами: 14 лет 4 месяца

#423 tatpit » Ср, 9 мая 2012, 13:55

tatpit писал(а):
CYOKK писал(а):Человеку может казаться, что он делает доброе дело
Вот в таком я всегда чувствовал сильнейшее потребительство...тонкое :smile:
Причём у СНЛ...это ярко выражено :smile: С его слов - критика для него - жизненно необходима :smile:
"Кто щурится, тот замышляет превратное; поджимающий губы делает зло."
tatpit
Автор темы
Аватара
Сообщения: 27358
Темы: 120
С нами: 14 лет 4 месяца

#424 tatpit » Сб, 12 мая 2012, 12:23

Е. Синицын, О.Синицына

Тайна творчества гениев (фрагменты из книги)

Спонтанность




Дар гениальности среди прочих свойств творческой личности включает в себя спонтанность психических процессов. Спонтанность – это психический процесс не только неподвластный разуму, но частично порабощающий его. Спонтанность – это поток выбросов из бессознательного мыслей, поток идей, поток догадок, поток озарений и парадоксальных решений. При этом спонтанность обязательно проявляет себя в союзе с интуицией, а интуиция, в свою очередь, нуждается в спонтанности. Спонтанность может ассоциироваться с выстрелом или вулканическим выбросом. Через спонтанные выбросы разрешается напряжение мысли или чувства, без спонтанности мышление и чувство теряют силу, лишаются энергии. Как пуля останется в стволе без взрыва пороха, так и витающие в затуманенном мозгу новые мысли, идеи или ассоциации не достигнут сознания. Спонтанность может ассоциироваться и с понятием фонтан, ибо в этом процессе есть общие черты потока: выброс вверх, распадение на отдельные струи, насыщенность энергией вначале и потеря энергии после достижения высшей точки. Спонтанность может выражаться одиночными всплесками, редкими выбросами мыслей, идей, ассоциаций. Спонтанность создает впечатление хаоса до тех пор, пока разум не начинает связывать ее. Спонтанность есть высшее выражение индивидуальности. Из созвучия спонтанности и вдохновения рождается напряженный союз новизны и идеала. Путь к идеалу совершенного творения лежит через всплески спонтанности. Когда нет спонтанности, тогда обнаруживает себя нерешительность и колебание между альтернативными решениями. Без спонтанности развитие смысловых структур происходит по традиционному пути стереотипных решений. Так утрачивает себя творческий поиск. Чтобы понять, что представляет собой такой сложный психический процесс как спонтанность, рассмотрим, какова роль этого психического процесса в творческой деятельности. Возьмем для примера развитие информационно-смысловой структуры. Обозначим ее через S. Предположим, что эта структура состоит из десяти понятий аi € А ( i = 1,10). Все эти понятия связаны между собой множеством связей bj € B (j = 1,n). Развитие начинается с актуализации основной цели или даже с возникновения ряда целей. Общий процесс творчества протекает с нарастанием напряженности в структуре. Но достижение цели в начале творческой деятельности еще неясно. Обычные стереотипные приемы поиска решения, которые запечатлены в сознании, не приносят результата.

Чтобы достичь поставленной цели в творческом процессе должен присутствовать комплекс факторов, среди которых, например, концентрация психической энергии, вдохновение, сосредоточение, интуиция. Бессознательное и психическая энергия концентрируются на данной совокупности понятий А и совокупности связей В. В этот момент спонтанность как бы «берет» часть от каждого фактора гениальности, дополняет их, соединяя все эти части в один спонтанный комплексный процесс. Допустим, родилась интуитивная идея ui, которая подсказывает как соединить два понятия, например, а1 и а4 связью b4 так, что согласно этой идее, актуализируемая цель должна быть осуществлена новой связью между понятиями а1 и а4. Но сознание, контролируя достижение цели, выясняет, что это был промах. И вновь цель создает напряженность в психической системе на локальном участке информационно-смысловой структуры. Вновь напряжение нарастает, так как первая идея оказалась ошибочной, тогда спонтанный поток идей, мыслей, озарений с целью поиска нового понятия или новой связи между понятиями, продолжает свою созидательную работу. Спросим: когда же поступает команда о прекращении поиска?

Эта команда поступает из сознания тогда, когда заданный сознанием критерий красоты и гармонии окажется удовлетворенным. И из множества новых связей и понятий внезапно вырисовывается желанный и неожиданный результат. Весь этот спонтанный поиск новой структуры, ее микро и макро приращений окрашивается сильными эмоциональными переживаниями. Полученная в результате новая информационно-смысловая структура запечатлевается сначала в сознании, затем в памяти, будучи спонтанно окрашена эмоциями, когда цель, наконец, достигнута. Мощное ассоциативное мышление и ассоциативное чувствование, ощущение и необычайная спонтанность озарений – отличает выдающихся представителей творческой части человечества. Созидательное творческое начало спонтанности разворачивается на фоне разрушения традиционных структур.

Несмотря на то, что спонтанность – альтернатива детерминизму – ее поток протекает в ограниченном русле, остаточная ширина которого, дает ей свободу выражать самое себя. Флуктуации спонтанности обусловлены многими причинами и, прежде всего, типом человека (Юнг, полагал, что у интровертов материал подчиняется сознательным намерениям творца, а у экстравертов материал неподконтролен автору, автор подчиняется требованиям творческого материала). Необходимо отметить, что в творчестве спонтанность всегда есть продукт бессознательных процессов. Спонтанность присутствует независимо от установки типа: экстравертной или интровертной, ибо спонтанная деятельность бессознательного есть основное условие творческого процесса. Следуя Юнгу, можно сделать вывод, что у интроверта в творческом процессе большая доля принадлежит сознанию, но тогда спонтанность как продукт бессознательного, оказывается обездоленной в творчестве. Поэтому мы вынуждены были бы предположить, что гениальный дар – это удел только экстравертного типа, но это не так. И у гения интроверта часть создаваемого им материала представляет собой продукт интенсивной деятельности бессознательного, как и у экстраверта. Бессознательное в союзе с сознанием создает те произведения, которые потом признаются гениальными. Смыкание с типом происходит через входные структуры мышления, поэтому психологический тип влияет на развитие структур. Отсюда вытекает возможность циклического саморазвития: спонтанность меняет смысловые структуры, а те в свою очередь, регулируют поток спонтанности.

Изучая процесс творчества в искусстве (поэзию), Юнг предложил парадоксальную идею о том, что убеждение в абсолютной свободе творчества, скорее всего, просто иллюзия, поскольку тот, кто творит, полагает, что плывет, «хотя на самом деле его несет невидимое течение». Можно добавить – спонтанное течение. Юнг говорит, что некоторые произведения можно рассматривать «почти как живое существо, которое использует человека лишь как питательную среду, эксплуатируя его способности в согласии со своими законами и создавая самое себя во исполнение собственной творческой цели». Если из-под пера автора сразу выходят полные и совершенные произведения, – писал Юнг, – «они входят в мир… во всей красоте и могуществе, как Афина Паллада, появившаяся из головы Зевса. Эти произведения категорически навязывают себя автору, завладевая его рукой… Произведение приносит с собой свою форму: все, что автор хотел добавить от себя отвергается, а то, что он сам не прочь был бы отбросить, навязывается ему с удвоенной силой. В то время как его сознательный ум оказывается пораженным и беспомощным перед этим феноменом, его самого захлестывает поток мыслей и образов, которые он никогда не намеревался создавать и, которые бы по его собственной воле никогда не увидели бы свет. Здесь творец не идентифицируется с процессом творчества, он осознает, что подчинен своему произведению или находится вне его…» (103, с. 321 – 324). Это можно было считать правильным только отчасти, так как импульсы из бессознательного, в конечном итоге, контролируются сознанием. Возникает процесс противоборства, названный динамическим принципом творчества.

Поэтому если следовать теории Юнга, то в творческом процессе бессознательное художника (художника в широком смысле), оказывает не меньшее влияние на сам процесс творчества, чем сознание. Только часть импульсов из бессознательного неизбежно контролируется сознанием. Люди далекие от музыкального творчества не подозревают, что сочинение гениальной музыки во многом связано со способностью композитора спонтанно «услышать», интуитивно почувствовать многие идеи совершенно неожиданным образом и в неожиданных ситуациях. По словам одного из исследователей творчества Бетховена, он должен был постоянно сдерживать натиск идей: «Звуки мчатся подобно вихрю», – писал он в одном из писем. «Вы спросите меня, откуда я беру свои идеи? Этого я не в состоянии вам сказать достоверно… я улавливаю их на лоне природы, в лесу, в тишине ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, шумят, бушуют, пока не станут передо мной в виде нот» (Цит. по 86, с. 321 – 324).

Замечательное свойство спонтанности в том, что она инвариантна относительно любого вида творчества. Спонтанные выбросы имеют одинаковую психическую природу как для мыслей ученого и его идей, так и для музыкальных мыслей и музыкальных идей у композитора или неожиданной находки колорита цвета у живописца. Учитывая индивидуальное взаимодействие бессознательного и сознания у каждого творца, можно попытаться объяснить, как выкристаллизовывается оригинальность стиля. Прибегая к метафоре Юнга и следуя его положению, можно сказать, что рулевой в лодке, плывущей по течению, независимо от того, какой установке сознания он следует, никогда не пытается пользоваться рулем. Ясно, что это невозможно. И потому постоянство стиля объясняется индивидуальностью личности или наличием индивидуального психического фильтра и распределением вкладов личностных факторов по осям психической системы. Очевидно, спонтанно увлекаемый непонятной силой гений, неизбежно привнесет в то, что ему навязывается, какие-либо из значимых факторов своей психики. Эти существенные личностные, сознательные факторы нельзя исключить, так как они сами дадут знать о себе, противопоставляя себя навязанной силе.

Нет спонтанности, значит, разум лишен той силы, которая движет творческим процессом. В спонтанности есть две противоположные стороны: с одной стороны, для творчества необходима спонтанность, которая свободна от контроля сознания, с другой, без контроля сознания – нет и помощи разума. Спонтанность не борется с разумом, она его усиливает, управляет им изнутри, питает и вступает в конфликт, когда последний опирается на излишнюю консервативность. В гениальности проявляет себя беспредельная спонтанность и только сверхспонтанность неконтролируемая сознанием (как высшая степень свободы в творчестве без заданного традицией русла и ограничения разума) позволяет совершать великие открытия. Великие открытия лежат далеко за пределами традиционных смыслов. Но чтобы попасть в эту запредельную область, нужен спонтанный процесс «за гранью» обычного, поэтому сверхспонтанность становится той границей, за которой царит ненормальность.

Юнг полагал, что вклад индивидуального бессознательного в творческом процессе незначителен. Фрейд, напротив, считал основой творчества именно процессы, протекающие в индивидуальном бессознательном.

В концепции структурно-осевого подхода предполагается неизбежность компромиссного решения, исходящего из весового участия вкладов различных факторов в деятельность психонейрофизиологического автономного комплекса. Поэтому спонтанность питается суммой двух неравных вкладов потоков энергий, зависимых от различных состояний психики: то поступает поток энергии из коллективного бессознательного, вытесняя энергию индивидуального бессознательного; то берет верх энергия индивидуального бессознательного, вытесняя импульсы из коллективного бессознательного.

По нашему мнению, существует возможность математически учесть влияние и тех, и других факторов: идеи Фрейда о влиянии личного бессознательного и идеи Юнга о влиянии на творческую деятельность коллективного бессознательного. В математике известно, что функция двух переменных z (х, у) зависит от обоих, если значения каждой отличается от нуля. Но когда одна из переменных равна нулю х = 0, то это означает сечение поверхности z (х, у) плоскостью ZУ. В этой плоскости мы получаем функцию одной переменной z (у). Допустим, что психическая энергия коллективного бессознательного обозначена Эк, психическая энергия личного бессознательного обозначена Эл, тогда действие суммарной психической энергии эквивалентно функции G (Эк, Эл). Но, как только мы полагаем, что художник создает произведение под влиянием тенденций личного бессознательного, тогда как коллективное бессознательное отступает, то это означает, что психическая энергия коллективного бессознательного равна нулю Эк = 0. В рамках такой модели мы можем качественно учесть обе концепции - Фрейда и Юнга, полагая, что вклад двух видов психической энергии будет различен. Независимо от того, какие слои бессознательного выплескивают из себя потоки спонтанности, природа спонтанности не становится менее трагичной, чем трагично само творчество. Это могло бы быть ахиллесовой пятой спонтанности, но диалектика спонтанности такова, что ее трагизм является ее высшим наслаждением. Ведь трагичность спонтанности лишь следствие трагичности бунта. И только потому, что истинный бунт созидателен, потому противоборство спонтанности против косности стереотипов несет в себе гармонию созидания.
Ну, как-то так...http://www.s-genius.ru/vse_knigi/taina_tvorchestva_teoria.htm :smile:
"Кто щурится, тот замышляет превратное; поджимающий губы делает зло."
tatpit
Автор темы
Аватара
Сообщения: 27358
Темы: 120
С нами: 14 лет 4 месяца

#425 Нея » Сб, 12 мая 2012, 14:31

tatpit писал(а):И только потому, что истинный бунт созидателен, потому противоборство спонтанности против косности стереотипов несет в себе гармонию созидания.

во-во. попробуй это объяснить твердолобым.
Циники хамят сознательно, а не по природе своей.(dzadzen)
Нея
Аватара
Сообщения: 632
С нами: 12 лет 10 месяцев
О себе: все

#426 tatpit » Сб, 12 мая 2012, 17:06

Нея писал(а):во-во. попробуй это объяснить твердолобым.
Ну, а что делать? Человек понимает, если он открыт...
"Кто щурится, тот замышляет превратное; поджимающий губы делает зло."
tatpit
Автор темы
Аватара
Сообщения: 27358
Темы: 120
С нами: 14 лет 4 месяца

#427 tatpit » Сб, 12 мая 2012, 18:12

Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим(Иер.10:23)
"Кто щурится, тот замышляет превратное; поджимающий губы делает зло."
tatpit
Автор темы
Аватара
Сообщения: 27358
Темы: 120
С нами: 14 лет 4 месяца

#428 tatpit » Сб, 12 мая 2012, 18:14

"Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, - радоваться. С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. Да хвалится брат униженный высотою своею, а богатый - унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве. Восходит солнце, [настает] зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих. Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть." (Иак.1:1-15)
"Кто щурится, тот замышляет превратное; поджимающий губы делает зло."
tatpit
Автор темы
Аватара
Сообщения: 27358
Темы: 120
С нами: 14 лет 4 месяца

#429 tatpit » Сб, 12 мая 2012, 18:15

"у вас же и волосы на голове все сочтены;" (Матф.10:30)
"... по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает." (Ис.40:26).
"Кто щурится, тот замышляет превратное; поджимающий губы делает зло."
tatpit
Автор темы
Аватара
Сообщения: 27358
Темы: 120
С нами: 14 лет 4 месяца

#430 tatpit » Сб, 12 мая 2012, 18:16

"Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого
...
Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел." (Рим.9:11-13) :unsure:
"Кто щурится, тот замышляет превратное; поджимающий губы делает зло."
tatpit
Автор темы
Аватара
Сообщения: 27358
Темы: 120
С нами: 14 лет 4 месяца

#431 tatpit » Пт, 18 мая 2012, 18:00


Дух обладает неприступной башней, которую не сможет поколебать ни одна опасность, пока башня сохраняется невидимым Защитником, который действует неосознанно и действия которого становятся заблудшими, когда они становятся намеренными, возвратными и умышленными.

Бессознательность и совершенная искренность Дао нарушаются любым усилием в самосознательном проявлении. Все такие проявления — ложь.
Когда некто показывает себя таким сомнительным образом, внешний мир бушует и заключает его в тюрьму.
Он больше не защищен искренностью Дао. Каждое новое действие — новая неудача. Если его действия происходят прилюдно, при дневном свете, он будет наказан людьми.
Если они происходят частным образом и в тайне, они будут наказаны духами.
Да поймет каждый значение искренности и да защитится от показывания.
Он будет в мире с людьми и духами и будет действовать правильно, невидимый в своем одиночестве в башне своего духа.
"Кто щурится, тот замышляет превратное; поджимающий губы делает зло."
tatpit
Автор темы
Аватара
Сообщения: 27358
Темы: 120
С нами: 14 лет 4 месяца

#432 tatpit » Ср, 23 мая 2012, 1:49

Во..интересные наблюдения :smile:
Спойлер
Нети:
«Практика забывания»
.

1) Предпосылки: по мере продвижения в практике я столкнулся с переживанием новизны воспринимаемого мира. Привычные, тысячи раз воспринимаемые явления вдруг обретают качество свежести и тайны. Из привычных восприятий вдруг складываются новые картины и порой невозможно сказать, что я вижу именно то, что привык как-то называть. Я решил исследовать данное явление и попытаться разработать методы, позволяющие получать подобные состояния систематически. В результате я пришел к следующим выводам и практике.

2) Гипотеза: предположим, что в детстве ребенок воспринимает мир в чистом виде, без каких бы то ни было интерпретаций. Затем его учат называть явления, дифференцировать и использовать для своих целей. Таким образом мир «фиксируется», собирается в плоскости «функционирования». Эта призма механически просеивает восприятие, что позволяет не отвлекаться на оценку «старых» восприятий, если таковые уже есть в памяти, а заниматься в это время другим делом. Внимание становится «обусловленным» функциональной жизнедеятельностью, и из колоссального спектра восприятий оно выхватывает лишь узкую его часть. Такой подход довольно рационален, но он оставляет незамеченным множество восприятий, превращая жизнь в механическое различение на основании имеющейся модели, которая является ни чем иным, как памятью. С этого момента мы «знаем мир».

3) Наблюдения: я заметил, что при многократном восприятии одного и того же объекта его различение начинает меняться. Например при частом повторении какого-нибудь слова, оно вдруг теряет смысл, и я слышу просто сочетание звуков, которые часто кажутся нелепыми или просто непривычными. Или если я долго смотрю на себя в зеркало, то через какое-то время «не узнаю себя», или вдруг меня привлекает какая-то отдельная часть лица, которая в свою очередь окажется очень удивительной. Все это происходит, на мой взгляд, потому, что механизм просеивания восприятий включается хоть и механически, но не всегда, а только когда это привычно.
Восприятие всегда имеет место, но в случае с многократным восприятием объекта его различение происходит в первый, второй, десятый раз, но на двадцатый заход этот механизм дает сбой, и я вижу что-то новое, и это сразу привлекает внимание. Как правило, новизна состоит в особенно ясном восприятии звуков, движений, красок и пр., наблюдается как бы увеличение разрешающей способности внимания. Это похоже на стереоскопические картинки - сначала я долго смотрю и ничего не вижу, но потом вдруг проваливаюсь в новый мир.
Далее, если рассмотреть подробно, как происходит привычное восприятие-различение, то я обнаруживаю, что оно состоит из распознавания довольно крупных объектов - дерево, чашка, мама, машина, но ведь каждый из них состоит из громадного количества «частей» - формы, цвета, движений, фактуры, вибраций и пр. Это своего рода элементарные блоки восприятия, но обычно я не обращаю на них внимания, не различаю их как нечто отдельное, и если присмотреться к процессу восприятия-различения, то можно заметить, что я как бы проскакиваю мимо различения огромного количества признаков, которые характеризуют объект. Внимание не задерживается на них, ведь в бытовой жизни передо мной не стоит цель детального различения, а стоит цель не врезаться в это дерево.
Я также заметил всплески очищения восприятия в результате практики возврата внимания и некоторых других. Еще одно наблюдение - однажды я вышел из метро и пошел мимо ларьков. Слышалась музыка и голос, который что-то пел. По какой-то причине, то ли слышалось плохо, то ли дикция у певца была плохая, я решил, что песня иностранная и шел себе не понимая, о чем поют. И только через несколько секунд включилось различение, и на меня как холодный душ обрушилось понимание смысла слов этой песенки. На лицо была ситуация «предзнания» мира. Для того, чтобы понимать, я должен «знать», что это понятно, что это возможно, что эти звуки - это речь, причем русская, т.е. это явление, которое можно различить, понять смысл.

4) Практика.
Итак, я «знаю мир», и мне интересна задача попробовать отбросить это знание с тем, чтобы дать приток свежей струе восприятий. На основании вышеизложенных наблюдений я пришел к методу, который назвал «практикой забывания», потому что в результате я как бы забываю привычную, жесткую интерпретацию мира, хотя конечно никакого забывания на самом деле не происходит, просто процесс различения становится более подвижным.
Для описания метода я сначала укажу его составляющие, а потом поясню их на примере:
а) Многократное восприятие объектов. Обычно я спешу, будучи занят чем-то «важным», и мир проскакивает как картинки в окне поезда. Теперь мне хочется преодолеть этот автоматизм и как бы притормаживать, разглядывать попадающиеся объекты, чтобы пройдя их различение, почувствовать то чувство новизны, какое возникает при многократном повторении слова.
б) При разглядывании я как бы раскладываю объект на составляющие восприятия, и чем больше его деталей я отмечаю, тем дальше я оказываюсь от того «бледного куска мира», которым я считал этот объект. Целесообразно еще и отделить эти составляющие от самого объекта, ведь на самом деле они ему не «принадлежат» - это я их искусственно группирую. И еще. Я постепенно прихожу к «неназыванию» того, что воспринимается. Далее я буду использовать называние, но это только для указания на процесс, который происходит.
в) Пересобираю мир. Выделенные признаки можно попробовать объединять в нечто новое. Этот этап трудноват на начальной стадии, но со временем, когда я перешел к панорамному созерцанию множества объектов, это начало происходить само собой.
(Наверное, здесь будет интересно для фиксации этого нового объединения давать ему какое-то название. Вот я смотрю на монитор и вижу монитор, конечно:), поскольку вся совокупность - вот то и то и то - вот это я и называю «монитором». А теперь я вспоминаю, что это вопрос договоренности, и на самом деле имеется именно набор восприятий, которые можно перегруппировать. И вот я вижу, что «на мониторе» есть три наклейки. Я объединяю их и называю как-то для того, чтобы помочь себе зафиксировать это новое объединение. Теперь передо мной не монитор, а «треугольник наклеек» + «пятна на рамке» и т.п. А можно ручку от чашки сгруппировать со столом, а саму чашку - с окном и назвать это как-то и пытаться даже оперировать этими «объектами». Для совершения определенных действий это, наверное, бессмысленно (хотя, возможно, и не всегда), но это размывает мою убежденность в том, что объект - это нечто независимое от интерпретации восприятий.

Итак. Смотрю - что у меня стоит на столе. Чашка. Смотрю. Круглая. Два овала - один вверху, другой внизу. Синяя, блестит, внутри отражается что-то. Оно размазано по внутренней поверхности и образует еще круги и формы. На дне недопитый чай. Блестит. Темнеет. Отражает. Чаинки лежат, покоятся. Если начинать заглядывать в чашку, она медленно опрокидывается и наезжает, увеличиваясь. Отражение на стенках и в чае изменяется и двигается. Снаружи в эмали отражается то, что лежит на столе - цепочка от ключей, резинка круглая. В отражении они причудливо искажаются, формируя у основания чашки сгусток, который резко размывается, уходя вверх. Музыка очень подходит к тому, что сейчас происходит, тарахтит и переливается как струящаяся вода.
Ну вот примерно так. Я продолжаю эту практику до того момента, пока не появится восприятие глубины, таинственности и легкого удивления. Я нахожу такое усилие, при котором переживаю то, что на самом деле ничего не знаю о своем восприятии, что мир может быть любым. Без этого переживания практика забывания становится простой детализацией и укоренением механического различения.
В описании это все выглядит довольно формально, но на практике этот процесс меня захватывает. Дело в том, что со временем все эти признаки я начал видеть сразу, одновременно. Простая чашка становится текучей как огонь, или как вода. Попытаюсь описать, как это происходит у меня.
Вот вчера например. Иду гулять. Снег хрустит. Обращаю внимание на этот звук. Звук отделяется от всего остального и как бы звучит сам по себе. В нем появляется глубина, протяженность и многогранность. В сочетании с другими звуками - шелестом куртки, шумом машин, он превращается во что-то целое и неделимое. Вхожу в лес. Деревья. Они разные. Одно выстреливает в небо своим исполинским ростом, второе причудливо изогнуто. Пятна снега на ветках складываются в различные формы, и уже нельзя понять - где кончается одно дерево и начинается другое. Смотрю на кору березы. Очень сложная фактура переливается в лучах заходящего солнца. Издалека кора похожа на горные разрезы. Если рассмотреть ее вблизи, то взгляд проваливается в невообразимую глубину непонятно чего - очень тонких узоров из сочетаний пятен, цветов, света и теней. Появляется ощущение удивительной общности с этими существами. Хочется их обнимать и просто быть рядом. Смотрю дальше. На снегу собака. Какает. Спина изогнута как лук, хвост торчит, вертит головой по сторонам, на морде вибриссы, шерсть блестит. Тело собаки странным образом «сочетается» со снегом вокруг, т.е. восприятие ее и снега приводит к возникновению особого переживания гармонии. Очень удивительно. Смотрю на людей, которые встречаются по дороге. Их движения и мимика как бы разваливаются на составляющие, как будто их плохо смазали, и теперь они движутся дискретно. Обращаю внимание на «себя», на собственное тело. Оно обретает легкость и шарнирность. Приходит аналогия с животным «лошариком» из детского мультфильма. Обращаю внимание на его движения. Они многофазные, время как бы замедляется и все видится и чувствуется очень детально. Внимание как бы растекается по всему, что воспринимается, становится быстрым как свет и четким как тень. Зрение панорамное и в тоже время направленное.
Вообще описать это сложно, но примерно так. Такое виденье я пробовал практиковать в любых условиях - дома, на работе, при смотрении телевизора. Интересно попрактиковать практику забывания на человеческой речи. Вот, например еду я в такси домой. Там сидят еще несколько человек и все говорят. Начинаю вслушиваться в звуки, которые они издают, концентрируясь на басах, например, потом оказывается, что басы эти странно сочетаются с визгливым поскрипыванием амортизатора и так далее, и вот я уже не понимаю смысла речи.
Еще интересно пробовать не понимать написанное. Например в вагоне метро полно всякой рекламы, которую я НЕПРЕРЫВНО читаю, если, конечно, смотрю по сторонам. А ведь текст - это лишь пятна краски, и текстом его делает только лишь мое «предзнание» этих пятен, которые имеют определенные признаки – признаки «текста». Мне нравится стараться видеть «текст» просто как пятна краски, которые могут входить в другие структуры рисунка или вообще никуда не входить. Вообще это невероятно трудно, но при даже неудачных попытках (а их 99%) я чувствую прилив какого-то оптимизма, и самое главное - эффект утончения внимания. Здесь также можно искать наиболее удобные методы остановки «предзнания», торможения автоматического различения. Например такой метод: каждая буква у меня ассоциируется со звуком. Я взял и назвал каждую букву иначе. Например - слово «вход». Его можно прочесть так: «две петли, крестик, нолик, домик». Тут уж никакого «входа» не получишь. То есть надо всего лишь дать другое наименование и совершать выбор - когда какую систему «чтения» ты используешь. Захочешь - прочтешь, а захочешь - начнешь домики с крестиками видеть. Когда у меня есть только однозначная интерпретация, тогда сложно от нее избавиться, приостановить ее работу, но если их хотя бы две, тогда монополия разрушается и появляется конкуренция, свободный выбор, а как следствие - свобода интерпретации восприятия.
Но самые интересные открытия происходят, когда я, вдоволь натренировавшись на «внешних объектах», пытаюсь так же воспринимать себя. Обнаруживается, что тот «субъект», который опознается механическим различением как «я» - целый и неделимый, начинает распадаться на отдельные восприятия, которые, как элементарные частицы, непрерывно движутся, складываясь в причудливые формы того, что мы привыкли называть «собой». И чем эффективнее «забывание себя», тем удивительнее и загадочнее все выглядит. Возникает радость, когда я вижу этот удивительный калейдоскоп, который раньше казался неподвижным и неделимым. А все потому, что я никогда не смотрел туда. А зачем? Для внешнего функционирования это не нужно. Говорят, что Будда мог за одно моргание ресницей различить тысячи состояний ума. Вот это качество остроты внимания и начинает проявляться. Еще я открыл одну штуку - в момент такого очищенного восприятия нет «я». Но в обычном случае я и не воспринимаю мир вовсе. Это как с чтением - я ведь не читаю слова целиком - по нескольким буквам или контексту я сразу вижу смысл, но смысл этот заранее ОПРЕДЕЛЕН. Вот и мое восприятие ездит по таким когда-то проложенным колеям. Настоящее восприятие длится лишь секунду или того меньше, а затем оно тут же отключается (внимание уходит с него на додумывание), потому что происходит опознание. Тут и появляется «я» - додуманный пуп земли. И это тоже можно видеть, если внимательно смотреть «в себя»!

5) Место применения и нежелательные стороны.
Метод относится к разряду практик, работающих с различающим сознанием. Поэтому до того, как я провел значительную работу с НЭ и концепциями, он не слишком эффективен, потому что внимание все равно будет ускользать на всякие грубые отвлечения, и никакого созерцания не получится. Я много раз убеждался в этом, когда, будучи в омраченном состоянии, пытался что тот там «увидеть» - мир был непроходимо серым и на него не я смотрел, а мое омрачение. Более того, элементы такого виденья сами начинают проявляться, когда я не испытываю НЭ. Тогда самое время усилить этот эффект практическими усилиями. Наиболее сильный эффект этот метод дает в сочетании с практикой возврата внимания.
Есть нечто, что усложняет опыт - желание впечатлений. Я, например, стал фотографировать и рисовать все, что мне открывалось, и стала возникать жажда накопления, озабоченность получением этого удовольствия, ЧСВ.
"Кто щурится, тот замышляет превратное; поджимающий губы делает зло."
tatpit
Автор темы
Аватара
Сообщения: 27358
Темы: 120
С нами: 14 лет 4 месяца

#433 tatpit » Пт, 25 мая 2012, 0:24

— Постись, и я скажу тебе,— отвечал Конфуций. — Действовать по собственному разумению — не слишком ли это легко? А тот, кто предпочитает лёгкие пути, не узреет Небесного Сияния.
— Я живу бедно и вот уже несколько месяцев не пью вина и не ем мяса. Можно ли считать, что я постился?
— Так постятся перед торжественным жертвоприношением, я же говорю о посте сердца.
— Осмелюсь спросить, что такое пост сердца?
— Сделай единой свою волю: не слушай ушами, а слушай сердцем, не слушай сердцем, а слушай духовными токами. В слушании остановись на том, что слышишь, в сознании остановись на том, о чём думается. Пусть жизненный дух в тебе пребудет пустым и непроизвольно откликается внешним вещам. Путь сходится в пустоте. Пустота есть пост сердца.
"Кто щурится, тот замышляет превратное; поджимающий губы делает зло."
tatpit
Автор темы
Аватара
Сообщения: 27358
Темы: 120
С нами: 14 лет 4 месяца

#434 tatpit » Вс, 27 мая 2012, 19:11

Творящий Благо сказал Чжуан-цзы:

— Ты говоришь о бесполезном.

— С тем, кто познал бесполезное, можно говорить и о полезном, — ответил Чжуан-цзы. — Ведь земля и велика, и широка, а человек ею пользуется лишь в размере своей стопы. А полезна ли ещё человеку земля, когда рядом с его стопою роют ему могилу вплоть до Жёлтых источников?

— Бесполезна, — ответил Творящий Благо.

— В таком случае, — сказал Чжуан-цзы, — становится ясной и польза бесполезного.
"Кто щурится, тот замышляет превратное; поджимающий губы делает зло."
tatpit
Автор темы
Аватара
Сообщения: 27358
Темы: 120
С нами: 14 лет 4 месяца

#435 tatpit » Пн, 28 мая 2012, 21:46

Из главы "Среди Людей":
Когда плотник Ши направлялся в царство Ца и проходил мимо деревушки Цюйсюань, он увидел у алтаря духов земли огромный дуб. Крона этого дуба была так широка, что в тени ее могли бы укрыться несколько тысяч быков. Его ствол был шириной, наверное, в сотню обхватов, высотою он превосходил окрестные холмы. А самые нижние его ветви начинались саженей за десять от земли. Ветви, из которых можно было бы выдолбить лодку, исчислялись десятками. На дерево глазела толпа зевак, как на рынке, но плотник даже не удостоил его взглядом и пошел дальше, не останавливаясь. Когда его ученик вдоволь нагляделся на это диковинное дерево, он догнал плотника Ши и спросил его: «Учитель, с тех пор как я взял в руки топор и пошел за вами, мне не доводилось видеть такой превосходный материал. Почему же вы даже не взглянули на то дерево, не придержали шага, проходя мимо?»
– Довольно, не напоминай мне больше об этом, – ответил плотник Ши. – Дерево это ни на что не годное. Сделаешь из него лодку – и она потонет, сделаешь гроб – и он быстро сгниет, сделаешь чашку – и она тут же растрескается, сделаешь двери и ворота – и они вскоре рассохнутся, сделаешь столб – и его источат жуки. Это дерево никчемное, нет от него никакой пользы – вот почему оно смогло прожить так долго.
Когда плотник Ши вернулся домой, священный дуб явился ему во сне и сказал: «С чем ты хочешь сравнить меня? С какими-нибудь изящными, годными для обработки деревьями? Или с деревьями, приносящими плоды, как вишня, груша или мандариновое дерево? Когда плоды на них созревают, их безжалостно обдирают, ломая ветви, отрывая маленькие побеги. Деревья эти терпят урон из-за своих способностей и умирают, не исчерпав своего жизненного срока, уготованного им природой. Они страдают из-за пошлых мирских нужд. И такое случается с каждой вещью, которая полезна для людей. Я же давно стремлюсь к тому, чтобы стать совсем бесполезным, и сейчас, на склоне лет, добился своего. Моя бесполезность для других очень полезна для меня самого! Ну, а если бы я оказался полезным для других, разве смог бы я вырасти таким огромным? Такова участь всех вещей в этом мире. Какая глупость – думать, как вещи относятся друг к другу! Разве станет никому не нужный человек, который вот-вот умрет, интересоваться никому не нужным деревом?»
Проснувшись, плотник Ши рассказал про свой сон ученику. «Если это дерево хочет быть бесполезным, – сказал ученик, – почему оно растет у алтаря?»
– Молчи! – ответствовал плотник. – Оно стоит у алтаря только потому, что хочет уберечься от невежд. Ведь деревья, которые не слывут священными, люди калечат куда чаще. А кроме того, дерево оберегает святыню, далекую от всего пошлого и обыденного, и разве были бы мы далеки от истины, если бы сказали, что оно выполняет свой высокий долг?
Когда Цзы-Ци из Наньбо гулял на горе Шан, он увидал огромное дерево, которое уже издали выделялось среди всех прочих. Под его роскошной кроной могла бы найти укрытие целая тысяча экипажей. «Что это за дерево? – сказал Цзы-Ци. – По всему видно, оно не такое, как другие». Посмотрел он вверх и увидел, что ветви дерева такие кривые, что из них нельзя сделать ни столбов, ни стропил. Взглянул вниз на его могучий корень и увидел, что он так извилист, что из него не выдолбишь гроб. Лизнешь его листок – и рот сводит от горечи! Вдохнешь источаемый им запах – и три дня ходишь одурманенный. Цзы-Ци сказал: «Вот ни на что не годное дерево, потому-то оно и выросло таким огромным. Теперь я понимаю, почему самые светлые люди в мире сделаны из материала, в котором никто не нуждается!»
[ ... ]
Деревья в лесу сами привлекают к себе топор. Масло в светильнике само сжигает себя. Коричное дерево источает аромат – и его срубают. Лаковое дерево полезно для людей – и его долбят. Все знают пользу полезного, но никто не знает пользы бесполезного.
и еще маленький кусочек из главы "Дерево на горе":
Однажды Чжуан-цзы гулял в горах и заметил большое дерево с длинными ветвями и густой листвой. Дровосек остановился возле него, но не стал его рубить. Чжуан-цзы спросил дровосека, почему он так поступил, и тот ответил:
«Дерево это ни на что не годно».
– Это дерево, – сказал Чжуан-цзы, – благодаря тому что оно бесполезно, сполна проживет отведенный ему Небом срок.
Потом учитель спустился с горы и остановился на ночлег в доме друга. Хозяин был так обрадован, что приказал слуге зарезать гуся и приготовить из него угощение для гостя. «Один из гусей умеет кричать, а другой не умеет. Которого из них резать?» – спросил слуга.
– Зарежь того, который не умеет кричать, – приказал хозяин.
На следующий день ученик спросил Чжуан-цзы:
– Вчера дерево, росшее на горе, сберегло себя благодаря тому, что оказалось ни на что не годным. Гусь же хозяина погиб из-за своей ущербности. А чего бы вы пожелали для себя, учитель?
Чжуан-цзы рассмеялся и ответил:
– Мне, наверное, следовало бы выбрать что-нибудь среднее между пригодностью и непригодностью? Это кажется правильным, но на самом деле это не так, ибо такой выбор не избавляет от обремененности вещами. Только в вольном странствии, сообразуясь безотчетно с Великим Путем и его силой, мы можем стряхнуть с себя бремя мира.
"Кто щурится, тот замышляет превратное; поджимающий губы делает зло."
tatpit
Автор темы
Аватара
Сообщения: 27358
Темы: 120
С нами: 14 лет 4 месяца

#436 tatpit » Пт, 21 сентября 2012, 17:49

phpBB [media]
:smile:
"Кто щурится, тот замышляет превратное; поджимающий губы делает зло."
tatpit
Автор темы
Аватара
Сообщения: 27358
Темы: 120
С нами: 14 лет 4 месяца

#437 архаи » Пн, 1 октября 2012, 17:27

Изображение
архаи

#438 Бабочка » Вт, 2 октября 2012, 18:19

tatpit, :approve: :rose:
Do not take a gun to kill butterfly.
Бабочка
Сообщения: 11964
Темы: 26
С нами: 17 лет 5 месяцев

#439 tatpit » Вт, 2 октября 2012, 18:21

Динка, babochka, :smile:
"Кто щурится, тот замышляет превратное; поджимающий губы делает зло."
tatpit
Автор темы
Аватара
Сообщения: 27358
Темы: 120
С нами: 14 лет 4 месяца

#440 архаи » Чт, 4 октября 2012, 18:10

Кто, не познав все круги ада,
Поймет, что жизнь и есть услада?
Изображение
архаи

Пред.След.

Вернуться в Основной раздел

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 7 гостей