Секрет успеха западного общества
Антрополог Джозеф Хенрих объясняет подъем Запада новой структурой личности, которая сформировалась при переходе к нуклеарной семье. Именно эта конкретная семейная структура, а также ее варианты приводят к определенным способам мышления, которые являются более индивидуалистическими, аналитическими и безличными.
В этой книге изложены результаты десятилетних исследований. Интересно, что сам этот научный проект начался с критики акцента психологии на использование американских студентов для экспериментов. База данных по психологии - это в основном западные студенты университетов, и среди них также в основном американцы. Вместе с коллегами он показал, что 96% учебников по поведенческим наукам основаны на экспериментах с людьми из западных обществ, которые ведут себя странно в глобальном сравнении: они СТРАННЫЕ, а именно западные, образованные, из промышленно развитых стран, богатых и демократичных. Хенрих ввел этот термин после того, как выяснил, что люди из таких культур, как правило, демонстрируют определенную комбинацию психологических характеристик. В отличие от многих психологов, он считает, что не существует единого всеобъемлющего универсального закона, регулирующего человеческий род. Вместо этого он указывает, что почти все испытуемые в психологических экспериментах были жителями Запада, и поэтому, когда тесты проводятся на представителях других обществ, можно получить иной, иногда противоположный результат. В своих этнологических исследованиях на Амазонке или на островах Фиджи Хенрих использовал в том числе и экономические игры, разработанные Эрнстом Фером в Цюрихе, такие, как игра в ультиматум: испытуемый получает определенную сумму денег и может отдать часть другому анонимному испытуемому; если тот откажется от предложенной доли, никто из них ничего не получит. В таких экспериментах люди на Западе не действуют как эгоистичные Homo oeconomicus, потому что они отказываются почти от половины суммы. С другой стороны, этнологи обнаружили совершенно иное поведение во время своих исследований в джунглях или в саванне. «Это можно увидеть в экспериментальных исследованиях социальных наук, от торговых игр, изучаемых экономикой, до работ в социальной психологии и психологии развития о том, как люди думают, рассуждают и делают выводы. Мне стало интересно, что могло бы объяснить эти вариации, которые мы наблюдали, и мы использовали термин WEIRD, чтобы напомнить людям, что исследователи, в частности, используют в своих экспериментах субъектов, которые обычно психологически необычны и что они не могут легко обобщить для всех во всем мире, изучая эту особенную группу», - рассказал Хендрик интернет-изданию The Harvard Gazette. Странные люди: характеристика В итоге Хенрих в своем исследовании пришел к выводу: представители западного общества лидируют во всем мире, потому что они думают, чувствуют и действуют иначе, чем другие люди. Каковы же они, эти «странные» люди? Среди наиболее заметных черт, которые делают людей «странными», является приоритет безличной просоциальности над межличностными отношениями. Безличная психология включает в себя склонность доверять незнакомцам или сотрудничать с анонимными другими людьми. Еще одна важная особенность - высокий уровень индивидуализма, что означает сосредоточенность на себе и своих качествах. Это часто сопровождается тенденциями к уверенности в себе и самоуважении, и как следствие, к нонконформизму. «Странные» люди также в значительной степени полагаются на аналитическое мышление, а не на более целостный подход к проблемам. Холистические мыслители сосредотачиваются на отношениях, контексте и взаимодействии. Например, если человек A кричит на человека B, аналитический мыслитель может сделать вывод, что этот человек A - сердитый человек, в то время как целостный мыслитель беспокоится об отношениях между людьми A и B. Это формирование паттернов распространяется на психические состояния. «Странные» люди склонны сосредотачиваться на намерениях, убеждениях и желаниях людей, оценивая их морально, вместо того, чтобы подчеркивать их действия. Например, во многих не-«странных» обществах наказания за умышленные убийства и случайные убийства были одинаковыми, в то время как во многих «странных» обществах они стали зависеть от психического состояния убийцы, от его намерений и убеждений.
От клана к добровольным сообществам
Автор показывает, что многие крупные институты, такие как западное право или представительное правительство, на самом деле частично зависят от того, как люди думают о мире. Дело не в том, что люди сначала изобрели эти институты, а потом начали по-другому думать о мире. Скорее, это был своего рода развивающийся процесс, когда люди начали думать о мире немного по-другому, потому что их семьи были преобразованы, поэтому они были склонны принимать разные виды законов и думать о новых типах законов, чтобы учесть это. Как возникла эта психологическая особенность людей на Западе с такими далеко идущими последствиями для всего мира? В своих экспериментах антрополог наблюдал то, что признали такие маститые историки, как австриец Майкл Миттерауэр: католическая церковь внедрила нуклеарную семью в Средневековье - это привело к новой структуре личности. Известно, в течение двух миллионов лет люди жили как охотники и собиратели, то есть в небольших эгалитарных группах с взаимными отношениями, которые объединялись в широко разветвленные кланы кровных родственников. Они поддерживали эту сплоченность как земледельцы или пастухи, чтобы сохранить свою общую собственность, прежде всего благодаря семейным бракам, предпочтительно между двоюродными братьями и сестрами. Психологические эксперименты показывают, чтО движет людьми из кланов. Например, они склонны лгать в качестве свидетеля друга, виновного в автомобильной аварии. Они следят за соответствием своей группе, следуют авторитетам (старейшинам), и не доверяют незнакомцам. Тот факт, что им всегда приходится лавировать в сложных семейных отношениях, даже заставляет их мыслить скорее холически, нежели аналитически. ( В гуманитарных науках холистический принцип выражается в формуле: социальное целое не только больше, но и гораздо важнее, чем сумма входящих в него частей – прим. ред.) Клановые структуры также преобладали в Западной Европе, пока их не сокрушила Римско-католическаю церковь. Своей «программой брака и семьи», как называет это Хенрих, она установила в период поздней античности и раннего средневековья серию табу на брак между двоюродными родственниками, выступила против полигамного брака и ввела новые обычаи наследования, по которым люди могли наследовать как отдельные лица. (прежде собственность умершего делили между членами родственного клана). В результате семьи превратились в моногамные нуклеарные, и стали в гораздо меньшей степени зависеть от родственных связей, кланов и других образований, что антропологи задокументировали по всему миру». В книге автор приводит доказательства, свидетельствующие о том, что именно эта конкретная семейная структура, а также ее варианты приводят к определенным способам мышления, которые являются более индивидуалистическими, аналитическими и безличными. По мере того, как в европейских обществах в средние века все больше доминировали моногамные нуклеарные семьи, создаваемые законы все больше концентрировались на личности и на ее намерениях, правах и обязанностях как отдельных от их родственных групп. Они затем сформировали мир, в котором эти законы впоследствии усовершенствовались еще больше, и была такая совместная эволюция между психологией людей, с одной стороны, и социальными нормами и институтами, с другой. Становление индивидуализма Оторванные от клана, люди развили более индивидуалистический, менее конформистский характер и научились доверять незнакомцам, взаимодействовать с ними и работать с ними. С помощью своих тестов антропологи смогли проследить, как эта особенная структура личности, уникальная по отношению к остальному миру, развивалась на протяжении веков. Сегодня становится все более очевидным, чтО повлияло на становление западного психотипа: как долго регион находился под влиянием католической церкви и насколько близок он был к епископству. Хенрих объясняет: «Это инициировало ряд психологических изменений, которые стимулировали новые формы урбанизации и подпитывали безличную коммерцию». Вырванные из пут родства, люди тяготели к добровольным общественным объединениям Он утверждает, что для психологической адаптации люди стали рассматривать себя как «независимых агентов, определяемых уникальным или особым набором талантов, интересов, добродетелей и принципов, которые могут быть усилены путем присоединения к другим из групп единомышленников». Вот почему в Средние века росли монастыри и города со своими рынками, гильдиями и университетами. Это означает: все больше и больше людей обмениваются товарами, услугами и знаниями, поэтому они учатся друг у друга, в основном в конкуренции с другими сообществами. Передача того, что было изучено в собственной группе, из поколения в поколение, но также и вовне, - вот что характеризует Homo sapiens, как объяснил профессор Хенрих в своей последней книге: это привело к кумулятивной культурной эволюции. В Западной Европе, где после падения Римской империи, небольшие города и государства конкурировали между собой, «коллективный мозг» рос благодаря все большему количеству людей со «странным» характером, которые стремились к новому: со времен Реформации благодаря печатным книгам, после путешествий и открытий иных цивилизаций, научным сообществам в эпоху Просвещения. В 18-м веке в Англии уже было достаточно мыслителей, изобретателей и предпринимателей, чтобы с помощью своих машин для текстильной промышленности, достичь такой производительности, которая, как выразился Хенрих, оказалась способна развернуть мировую историю на совершенно новый путь. И вместо того, чтобы сосредотачиваться на целях сообщества, отношениях или социальных ролях, «странные» люди теперь сосредотачиваются на «себе, своих качествах, достижениях, устремлениях».
........
https://vzagranke.ru/nauka/sekret-uspeha-zapadnogo-obshhestva.html