«ДЕВУШКА, УЛЫБНИТЕСЬ!» — КАЖДАЯ ИЗ НАС НАВЕРНЯКА получала такой совет от незнакомого мужчины на улице, хотя, казалось бы, какого чёрта. От женщин по дефолту ожидают доброжелательности и умения сглаживать конфликты. Это то, о чём писал в своём письме бывший сотрудник Google Джеймс Деймор: его уволили за манифест, где он утверждал, что проблема сексизма в IT-сфере сильно преувеличена, а женщины должны сконцентрироваться на работе в сфере коммуникаций, потому что «у них есть к этому природная склонность». Слепая и часто нерефлексируемая вера в то, что женщины естественным образом лучше умеют общаться, помогать и поддерживать, разумеется, не имеет ничего общего с гендером, однако давно вошла в привычку у большинства людей. В итоге женщины волей-неволей приняли безвозмездную заботу об эмоциях окружающих — так называемое эмоциональное обслуживание — как данность.
Имитация эмоций
В 80-х термин придумали, правда, для куда более специфической ситуации. Социолог Арли Хохшильд в книге «The Managed Heart» исследовала то, как меняется жизнь людей, когда в экономике начинает преобладать сектор услуг. Оказалось, что представители некоторых профессий (например, бортпроводники и коллекторы) вынуждены особенно активно контролировать или даже имитировать эмоции, подстраиваясь под настроение клиентов, чтобы успешно выполнять обязанности. Хохшильд волновало, каким образом эмоциональное обслуживание на работе отражается на личной жизни сотрудников, какие ожидания выдвигают в их адрес в зависимости от гендера, происхождения и дохода. После Хохшильд феномен эмоционального обслуживания активно исследовали — правда, только с точки зрения поведения на рабочем месте.
Пару лет назад эмоциональное обслуживание стали воспринимать как более обширную проблему — своеобразный перекос, который сложился в отношениях между мужчинами и женщинами, где вторые выполняют больше «эмоциональной работы». Например, от женщины ждут, что она создаст комфортную обстановку в паре, поддержит мужчину на пути к успеху, будет ухаживать за старшими родственниками или маленькими детьми. Список можно продолжать бесконечно, но речь идёт не только об отношениях в семье.
...........
Рынок отношений
В мае 2015 года в твитере прошёл флешмоб под хештегом #GiveYourMoneyToWomen, призванный показать незаметную работу в паре. Колумнистка Toast Джесс Зиммерман даже иронично предложила конкретный прайс: «Обратить внимание на твои потуги — 50 долларов, притвориться восхищённой — 100 долларов, умерить своё эго, чтобы ты не разозлился, — 150 долларов, тихо улыбаться твоим ужасным шуткам — 200 долларов, объяснять основы феминизма как для пятилетнего ребёнка — 300 долларов, слушать твои разглагольствования о женщинах — бесценно». Флешмоб предсказуемо вызывал неоднозначную реакцию даже на Западе.
Сейчас об эмоциональном обслуживании говорят уже не только как о специфической гендерной проблеме, а как о дисбалансе в отношениях между людьми в принципе. В пабликах рекомендуют задуматься, а не слишком ли много ваша подруга жалуется на жизнь, должны ли вы помогать, не рассчитывая на что-то в ответ, а интернет пестрит рассказами о том, как «я перестала быть вежливой и стала счастливой». Люди действительно вступают в разного рода токсичные отношения, от физического насилия до постоянных манипуляций и обесценивания.
Однако важно чувствовать грань между действительно деструктивной связью и сложными ситуациями, которые, к примеру, ваш партнёр хотел бы преодолеть, рассчитывая на поддержку близкого человека. Эмоциональное обслуживание, несмотря на очевидную гендерную составляющую, вносит странный, отталкивающий элемент торга в человеческие отношения, где обмен непременно должен быть равным, а должников просто выкидывают за порог. Невозможно выразить в цифрах цену эмоциональной близости, а забота о себе не должна перерастать в постоянное подозрение, что кто-то взял чуть больше эмоциональных ресурсов, чем ему полагается.
Сейчас женщины, действительно, гораздо чаще работают в сферах, требующих эмоционального обслуживания. Няни, сиделки, воспитательницы в детских садах в большинстве своём женщины, и вряд ли эта ситуация изменится в ближайшее время. Однако исследователи склоняются к мысли, что в будущем, когда всю работу возьмут на себя роботы и машины, эмоциональное обслуживание останется чуть ли не единственной сферой, где человек сможет применить свои уникальные навыки: эмпатию и искреннюю заботу об окружающих.
https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life-opinion/230976-emotional-labor