В принципе, я согласен с Лазаревым.
Но есть один нюанс.
Читая Евангелие от Луки,
(в которое редко заглядываю, мне больше нравятся версии от Матфея и от Иоанна),
я обратил внимание на такой аспект этой части учения Христа, как злободневность, конкретность этого обращения Иисуса к своим ученикам, его тактический аспект. В то время как сейчас, 2000 лет спустя, мы воспринимаем его как стратегический.
Давайте вместе вчитаемся в этот отрывок Еванеглия от Луки:
- Спойлер
- Лк.5:30] Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?
31 Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;
32 Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.
36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой.
37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;
38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое.
39 И никто, пив старое [вино], не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.
[Лк.6:12] В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.
13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:
14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея,
15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом,
16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.
17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил:
Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь.
Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
24 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
25 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.
27 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,
28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
Известно, что большинство из них были простые люди, рыбаки, крестьяне и т.п., не очень образованные, тем более в духовной сфере, в религии и философии. Те самые "новые меха", в которые следует наливать новое вино, то есть, Новое знание, Учение. Отсюда понятно выражение - "нищие духом".
Нищие старым духом, не отягченные старым знанием, канонами и стереотипами старого мировоззрения.
К тому же это не праведники, которые кичатся своей праведностью, возвеличивая важность своего эго, гордыню.
Таким образом, блаженны не все "нищие духом", а только те, кто усвоил старое, догматическое знание, не соответствующее заповедям любви, которые принес Иисус, и которые "расшифровал" и разъяснил в притчах, формулах мудрости своего учения и показал всей своей жизнью.
Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
Характерно слово "ныне", прямо указывающее на отнесение этого обращения к реальному времени и реальным людям.
Плачущие ныне - это те, кто не смог получить утешения в известных религиях, не нашел в них истины, кто страдает от своих ошибок, к которым толкает его старая вера, отклоняющаяся от приоритета любви и единства.
Аналогично и "алчущие ныне", то есть люди, неудовлетворенные старым знанием, старой религией и канонами предков.
Иисус - великий Реформатор, и цель Его миссии - дать людям новое Знание, новую трактовку известных истин, заповедей, установок. Хотя и на основе уже известных законов и установок.
И для этого Ему нужны были простые, малообразованные люди, даже грешники, но готовые к восприятию Нового, истинного Знания.

Предлагаю обсудить эту версию, хотя, возможно, многие к этому уже пришли сами.
Тогда просто вспомним неувядающие истины учения Христа.
Вдумаемся в их глубинный смысл.
