В строгом смысле слова санскрит является духовным языком по одной простой причине, что его нельзя изучить, не практикуя духовный путь.
То есть мы видим много людей, которые являются санскритологами, специальные дипломы имеют, переводы какие-то. Если вы почитаете их санскритские переводы, то это извините, курам на смех. Я помню, что дано читал академические переводы санскрита. Ишапанишат, еще что-то. Это какая-то полнейшая вообще тарабарщина, в которой совершенно ничего невозможно понять. То есть поэтому если человек просто допустим изучает такую вот внешнюю сторону, значит, грамматика, лексика, фонетика, прочие, прочие разные вещи. Он ухватывает лишь одну малую поверхностную часть санскрита. И если он при этом не практикует духовный путь. То он не знаю конечно, сколько там в процентном отношении ухватит, но очень-очень мало. И поэтому допустим, мы знаем, что также Бхавадгита переводилась с санскрита неоднократно, более 700 переводов существовало Бхагавадгиты на западные языки всевозможные, которые делали академические западные ученые, которые изучали санскрит. Ни один из этих переводов многих, не дал людям понимания, а что ж там такое в Бхагавадгите.
То есть люди говорили, что это величайший памятник индийской поэзии, мысли, культуры и т. д. Но никто не сделал ни одного, в западном мире имеется в виду, ни одного практического вывода из Бхагавадгиты. Но когда допустим, появилась та же самая Бхагавадгита с переводом Бахтиваму Саму Прабхупады, это который написал Гиту, как она есть. Мы видим, что десятки, сотни тысяч людей стали в своей практической жизни следовать этому учению. Наконец-то стало понятно, что там в Бхагавадгите написано. Потом что Прабхупада был не просто санскритологом, ученым, а он был человеком, посвященным в духовную традицию. Поэтому санскрит — это очень тонкий язык. Ну по поводу того, сколько там тысяч правил я конечно не могу говорить точно, сколько. Но я слышал такие цифры, что одна, изучение одной грамматики санскрита занимает порядка 12 лет. Что уже говорит о том, что этих правил очень много.
Не важно сколько тысяч, но если 12 лет нужно учить, значит, их очень много. Само по себе. Другой момент, когда я немножко изучал санскрит. Меня конечно убило то, что там существует 10 видов глаголов, и все они зависят от того, какой вид, от этого будет зависеть, как изменяются окончания, структура, то есть хотя я в принципе имею навык в изучении иностранных языков, когда я с этим столкнулся, я почувствовал, что это очень сложное дело. То есть нужно все бросать и только вот в это погружаться. Тогда можно действительно что-то там изучить. То есть в классической школе санскрита в Индии изучают в ашрамах. Только в ашрамах. В которых от этих учеников, студентов требуют строгого следования духовной дисциплине. Иначе ни о каком санскрите речи не будет.
Можно выучить письменность даранадары. Это в принципе любой может выучить за три дня. Но понимание глубин санскрита само по себе, оно не откроется человеку, если он не следует духовному процессу. То есть лично для меня это главный решающий аргумент в пользу того, что санскрит это духовный язык. Более того, само слово санскрит обозначает очищающий. То есть когда человек слушает санскрит, говорит на санскрите. Само по себе эти вибрации, они очищают сознание, это практически видно. То есть что человек, практикующий, допустим, мантрайогу, мантрамедитацию, повторение мантр именно на санскрите, именно на санскрите, вот, он достигает особого ощущения сознания. Что там еще какие там были может быть аспекты. Которые я не покрыл, забыл, много там всего было. Ну это как бы коротко, в основный аспектах сказал. Главным был это каким образом вы догадались, что санскрит это духовный язык. Кроме того, что на нем рассказаны Веды.