Агеев дал обширное интервью.
Александр Иванович Агеев — генеральный директор Международного научно-
исследовательского института проблем управления (МНИИПУ) и Института
экономических стратегий РАН (ИНЭС).
- Спойлер
- Доктор экономических наук, профессор, академик Российской и Европейской академий
естественных наук, Академии военных наук РФ и ряда других научных сообществ.
В научной деятельности Агеев специализируется на проблематике экономического
роста, мировой экономики, интеграционных процессов, цифровой трансформации,
управления различными отраслями высокотехнологичного комплекса и энергетики,
предпринимательства и конкуренции, создания информационных систем,
международных стандартов в сфере искусственного интеллекта, интегрированной
отчетности и др.
Автор более 700 научных работ, в том числе 30 монографий. Более 30 научных работ
опубликовано в США, Германии, Португалии, Финляндии, Италии, Китае и ряде других
зарубежных стран на английском, немецком, китайском и других языках.
В 1984-2001 годах работал в АН СССР, МИД и МВЭС России, авиационной и атомной
промышленности.
Заведующий кафедрой и профессор Национального исследовательского ядерного
университета «МИФИ», профессор МГИМО(У) и МГУ им. Ломоносова, глобальный
наставник Школы Шелкового пути Китайского народного университета
(Renmin University of China) и программы DBA
(Doctor of Business Administration) Сингапурской академии корпоративного
менеджмента.
Главный редактор академического бизнес-журнала «Экономические стратегии» и
международного журнала «Партнерство цивилизаций», член редакционных советов
ряда других научных журналов («Цифровая экономика», «Вопросы новой экономики»,
«Микроэкономика» и др.).
Член экспертных советов и рабочих групп РАН, Государственной Думы ФС РФ,
министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, министерства промышленности и
торговли РФ, евразийской экономической комиссии, Союзного государства, коллегии
военно-промышленной комиссии РФ, председатель экспертного совета ассамблеи
народов Евразии, ряда научно-экспертных сообществ России, Германии, Италии, Китая
и Швейцарии.
Повыкладываю куски его интервью
Безумно интересно. Как то я о нем упоминал.
«К 1941 ГОДУ И НА НОВОЙ ВОЛНЕ, ПОСЛЕ ПОБЕДЫ, К 1960-М, НОВЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ В СССР БЫЛ СФОРМИРОВАН»
— Вы упомянули среди факторов привлекательности экономической модели образ жизни, связанный с долларом. Ведь экономическая модель связана с тем,
как человек себе представляет себя, каковы его жизненные идеалы и цели, какое общество он строит и зачем оно существует. В этом смысле социализм отражал
одно, классический капитализм XIX века — другое, капитализм последних десятилетий с его обществом потребления, уже часто символическим, — третье.
А что происходит сейчас с этим представлением о том, какой человек будет в этой новой экономике и что он там делает?
— Тут мы попадаем сразу в эпицентр проблемы. Давайте отмотаем историю на 100 лет назад. Примерно тогда произошло несколько эпохальных, действующих и поныне взрывов эволюции социума. Не говорим даже о том, что когда людей становится 8 миллиардов, это принципиально иная ситуация, чем когда их миллиард. Века назад возникло четыре типа человеческой эволюции, если хотите, антропологического строительства, то есть сознательного формирования типа личности, который нужен обществу и/или правящим элитам.
Первый — это СССР, социалистический порыв к высотам духа и справедливости, крайне драматический, но в любом случае это был шквал попыток создать новый тип
человека, которого не было до этого времени.
- Спойлер
- О нем мечтали только отдельные утопические общины, исходя из идей Фурье, Томаса Мора, многие общинные
эксперименты в Латинской Америке. Штучные примеры. Энгельс находил много общего у первых христианских общин и социалистических коммун и общежительства вообще. Его российские товарищи, особенно из анархистов и эсеров, усматривали аналогии с крестьянскими общинами. После 1917 года, гражданской войны, «испанки» и голода, Кронштадта и вопреки НЭПу, возникли политические условия для формирования «нового человека». Положа руку на сердце, мы должны честно сказать, что к 1941 году и на новой волне, после Победы, к 1960-м, новый тип личности в СССР был сформирован.
Его первая черта — это настроенность на творчество, неважно, в комсомольской работе или научно-инженерной сфере, в социальной взаимовыручке или героизме на поле боя. «Первым делом самолеты, ну а девушки — потом», — это важно. «Забота наша простая — жила бы страна родная, и нету других забот», — это
очень четкий приоритет социальных ценностей, солидарности трудящихся, патриотизма. Благодаря родившимся в окрестности 1924 года, когда снова стали
не бояться рожать детей, завоевана Победа 1945 года. Из 100 мальчиков 1924 года рождения в живых в 1945 году остались трое. Иная жизнь была б в России, останься с нами все они…
Вторая черта этой модели определялась пониманием судьбы государства. Все верили в то, что государство отомрет. Но на конкретный период «живем в недружелюбном окружении»: неизбежна автаркическая система, сильное государство. И хотя упал на границы «железный занавес», это была все-таки система с мировым авторитетом и влиянием, в апогее, в 1960-е годы и начале 1970-х годов вернувшая себе статус не просто державы великой, но сверхдержавы. Эти тезисы — не вкусовые утверждения, а математически рассчитанные характеристики. Мы с коллегами в начале нулевых годов провели очень тщательную и трудоемкую работу по анализу динамики страны в ретроспективе и сценарной перспективе.
И третья черта модели — «немещанство» как базис мировоззренческих ориентаций. Это ярко показано в сцене у Ильфа и Петрова, когда Остап Бендер хвастается в купе поезда перед комсомольцами своим миллионом и все они шарахаются от него как от прокаженного. Сравните с нынешними ориентациями…
— Второй проект человека — это был фашизм?
— Да, второй проект был национал-фашистский, он строится на постулатах ницшеанского «сверхчеловека», расового превосходства, евгеники, агрессии, мировой
экспансии.
— Был и проект западной, американской мечты?
— Американский проект
- Спойлер
- возник в то же время, когда практически повсюду в мире было неблагополучно. Даже главные бенефициары от разгрома Германии, Великобритания и Франция, получавшие львиную долю репараций и контрибуций, отнюдь не были царствами благополучия. Серьезное социальное напряжение испытывали США.
И в этой обстановке была сформулирована стратегия «нормальсии» (normalcy). Смысл ее был в том, чтобы направить социальную энергию людей, их недовольство текущим положением, на три социальных идеала.
Во-первых, это направление творческих сил на игру на фондовых рынках. И очень многие американцы бросились играть на фондовой бирже и до краха 1929 года играли азартно.
Во-вторых, «одноэтажная Америка», ипотека дала широким слоям американцев возможность обустройства своей повседневной жизни. В-третьих, автомобиль, и, следовательно, дороги. Подобно золотой лихорадке, все это пришпорило экономический рост, но, как и положено при «свободном капитализме» даже в его государственно-монополистической форме, в итоге привело к беспрецедентному кризису.
Новый курс Франклина Рузвельта решил частично задачи восстановления, огромную роль, кстати, сыграл экспорт в СССР,
но окончательно выйти из дисбалансов Великой депрессии помогло участие США в войне и выход на статус мирового валютно-финансового гегемона.
— А каким был четвертый проект человека?
— Четвертый проект можно назвать антиколониальным — это тот тип человека, который с национальными особенностями возникал в ходе различных
освободительных движений середины ХХ века.
- Спойлер
- Он впитал в себя идеалы антиимпериализма, национализма и социализма. Лидерами, задавшими
долгоиграющие образцы для подражания, были здесь Хо Ши Мин, Махатма Ганди, Иосип Броз Тито, Че Гевара, Фидель Кастро, Гамаль Абдель Насер и другие.
Деколонизация была вызвана как разгромом держав оси — Германии, Италии, Японии, — так и утратой Великобританией своего статуса. Лондон уходил
из колониальных владений в интересах либерализации мирового рынка.
На открывающиеся рынки приходили самые сильные корпорации того времени, они были, конечно же, в первую американские. Поэтому в этом четвертом типе так силен «чегеваризм».
Эти четыре типа личностей (каждый из которых по-своему является версией героического энтузиазма, но замкнутого на разные цели и средства), формировались
весь исторический период с середины XIX и практически весь XX век.