#74 Werewolf » Чт, 20 июня 2019, 17:36
Пересвет
Знаете, а мне нравится направление вашей мысли. То есть, в деталях я может и не совсем согласен (потому что поднятый вопрос не очень-то и прост, и на некоторые вещи у каждого свой взгляд), но в самой постановке вопроса есть нечто правильное, настоящее.
На правах имхо, без претензии на непогрешимость, пожалуй тоже попробую высказаться. Не как критику, а скорее как альтернативный вариант восприятия того же самого вопроса. Мне кажется, вы можете еще немного расширить свою модель, если помимо понятий "благо" и "благополучие" попробуете чуть подробнее разобрать понятие "счастье". Мне кажется, у вас может быть не учтен именно этот момент, и, возможно, именно он и дает путь выхода из обозначенного вами противоречия.
По этому поводу кое-что вспомню... В бытность мою студентом, почему-то мне запомнилась довольно банальная фраза от преподавателя философии, когда на вводной лекции он заявил, что возможность достижения счастья может рассматриваться чуть ли не как ключевой вопрос философии вообще. И что вся философия, в каком-то смысле, порождена естественным человеческим вопросом "могу ли я быть счастлив", и поисками путей достижения этой цели. Но при этом, разные системы взглядов зачастую дают самые разные возможные определения счастья, начиная с простейшей формулировки "счастье есть удовлетворение желаний", и, соответственно, в зависимости от определения - разные пути к нему. Где-то мне довелось даже слышать про экзаменатора, который на данной основе строил один из билетов на экзаменах (на вопросе "что есть счастье").
Так вот, мне кажется, что вы в своей концепции подспудно закладываете примерно такое же, достаточно "статичное" понимание счастья, близкое к вышеупомянутой формуле. То есть (поправлюсь), на словах вы сразу сказали, что "благополучие и счастье не есть одно и то же", но после этого начали выстраивать цепочку рассуждения все равно как будто из этой же предпосылки, которую обозначили неверное. По сути вы рассмотрели степень счастья как количество получаемых благ (когда их уменьшение - всегда несчастье). А я вот не уверен, что эта формулировка полностью верна. Мне кажется, что удовлетворение желаний (до какой-то степени) скорее является условием для счастья, но не самим счастьем. В таком ракурсе, становится более логичным приведенный вами пример с прекращением физического переедания (получается, что это снижение ранее установленной планки в удовлетворении своих физиологических желаний, что в принципе делает проще достижение счастья, ибо те силы и средства, что раньше необходимо было резервировать на физиологическую удовлетворенность, теперь освобождаются и могут быть применены более целенаправленно). По вашей же модели, ограничение физического переедания скорее было тождественным чтобы самому себя лишить счастья (не удовлетворяя свои желания, не получая привычное благо), пока искомое желание не уменьшится и удовлетворить его можно будет меньшим количеством получаемого блага, чем ранее. По смыслу это довольно близко, но смысловые нюансы различаются.
Аналогичным образом, сложный вопрос с благополучием по судьбе. По вашей модели - чем больше благ, тем лучше. Но, я думаю, тут ситуация аналогична с желаниями физиологическими - благополучие по судьбе должно до определенного предела удовлетворять ваши жизненные желания (более высокого уровня, чем просто физиологические), но свыше какой-то границы это уже не столь очевидно. То есть, если есть потребности/желания базовые, которые обязательно должны быть удовлетворены, и есть потребности/желания сверх базовых, удовлетворение которых дает некоторый жизненный "бонус", но непременным условием счастья они уже не являются. При таком ракурсе, "потерю благополучия" следут делить на два варианта: один из них - когда теряются только "необязательные" блага (в таком случае возникает некоторая дизмораль, но само по себе счастье не под угрозой) и когда потери затрагивают уже и базовые желания/потребности. И если второй вариант - действительно нечто избыточное, то с первым - уже возможны варианты (например, потеря может быть более или менее врЕменной, и на нее стоит временами специально идти, чтобы "откалибровать" свое восприятие и тем самым, как ни парадоксально, за счет "прививки" от временных потерь в глобальном смысле стать счастливее). Вот она, "потеря благополучия", которую вы назвали неестественной и уводящей от счастья, и совсем в другой роли.
Кстати, если копнуть еще немного глубже, то духовные потребности также можно воспринимать как желания, требующие удовлетворения. В этом случае человека можно на некотором упрощённом уровне воспринимать как "корзину желаний", где достижение счастья зависит как от общего объема корзины, так и от относительных долей составляющих ее отдельных желаний.
Вот, немного многословно получилось, но надеюсь - мысль я выразил. Кстати, не то чтобы в сказанном было что-то супер-новое, это все давно известные тезисы, но мне показалось, что они хорошо сочетаются с вашей моделью.