2 старые статьи
1. Хазин
Об экономике и любви
Обязанность без любви делает человека раздражительным.
Ответственность без любви делает человека бесцеремонным.
Справедливость без любви делает человека жестоким.
Правда без любви делает человека критиканом.
Воспитание без любви делает человека двуликим.
Приветливость без любви делает человека лицемерным.
Ум без любви делает человека хитрым.
Компетентность без любви делает человека неуступчивым.
Честь без любви делает человека высокомерным.
Власть без любви делает человека насильником.
Богатство без любви делает человека жадным.
Вера без любви делает человека фанатиком.
Эпиграф сей очень наглядно демонстрирует глубокую разницу между обществом традиционным (в христианской интерпретации) и обществом либеральным. Разумеется, представители либерализма будут вам доказывать, что всё это глупости и это их право, если уже не обязанность. Но есть в этой истории один очень важный момент, который мне хотелось бы объяснить, как экономисту, поскольку без его правильного понимания невозможно и правильное моделирование общего будущего
Прежде всего, экономический тезис.
- Спойлер
- Если экономика, которую мы рассматриваем, денежная, то ключевой момент, с точки зрения определения её масштаба, – это покупательский спрос. Поскольку никто не будет производить что-либо себе в убыток, то если его нет – то нет и производства (отметим, кстати, что обратная ситуация тоже бывает, поздний СССР тому живой, точнее, уже не живой, пример)
Таблички со сменной информацией
smenasystem.ru
Здесь возникает естественный вопрос:
А если спрос простимулировать, то есть раздать потребителям денег, –позволит ли это резко, а главное – продолжительно, стимулировать экономику?
Поверхностный невдумчивый ответ на него будет, конечно, положительным. Во всяком случае, в мировой истории есть два ярких доказательства – это Римская империя и современные США.
И те и другие достигли больших высот благодаря искусственной стимуляции спроса. Первая осуществляла её за счёт серебряных рудников в Испании (которые были захвачены в ходе 2-й Пунической войны), вторые – за счёт эмиссии, то есть печати, доллара. Первая рухнула, как только закончилось серебро..., США перестали печатать доллары по историческим меркам вчера, в 2014 году...
Какие из этого следуют выводы?
Для того чтобы их сделать, нужно вспомнить, что Римская империя в период расцвета разделилась на две части – Западную и Восточную. Разница между ними была не только географическая, но и экономическая. Рабовладельческие мануфактуры на западе и традиционная общинная система на востоке.
Производительность труда на мануфактурах была такова, что достичь её уровня в Западной Европе смогли лишь в XVIII веке. Но мануфактурам нужны покупатели и как только серебро . закончилось, они закономерно прекратили своё существование.
А вот Восточная Римская империя, более известная как Византия, просуществовала ещё более 1000 лет. И во многом стала той базой, на которой и стала возрождаться культура в Западной Европе, потому что всё пресловутое средневековое Возрождение – это не более чем заимствование культурной традиции античности и привлечение художников, поэтов и прочих творческих деятелей из Византии.
И просуществовала она так долго не просто потому, что была христианской (Западная Римская империя к моменту распада тоже была преимущественно христианской)., а потому что на Востоке христианской была и экономическая модель тоже, а на западе она была языческой, поскольку построена была на примате денег и ростовщичестве.
Именно по этой причине от Западной Римской империи не осталось и следа. Как только исчез ресурс стимулирования частного спроса, экономика стала падать, наёмным легионам стало нечем платить и Рим рухнул. Константинополь же даже не шелохнулся и, по большому счёту, стоит до сих пор (многие не знают, но Османская империя в первые века своего существования практически полностью копировала Византийскую модель, даже греческий язык долго продолжал доминировать при дворе османских султанов).
Я не буду в этом коротком тексте описывать все детали, но с уверенностью могу утверждать, что абсолютно языческий, если не сказать сатанинский, метод искусственного стимулирования частного спроса, неминуемо сопряжённый с ростовщичеством, действительно даёт резкий рост развития, однако..., затем сопровождается еще более резким спадом.
Можно привести ещё примеры: Голландия и Испания Средних веков. И та и другая получили колоссальный ресурс. Первая – от торговли, вторая – от колоний. Однако, Голландия (первая страна в христианской Европе, где в XVI веке появилось банковское законодательство) довольно быстро "упала" вновь, пусть и не так сильно, как Древний Рим, а вот Испания худо-бедно является крупной страной до сих пор.
Суть в том, что если строить экономическую модель не на основе наживы, а на основе любви, то быстрого роста, может быть, и не получится, но зато устойчивости будет куда больше. И яркое тому доказательство – сегодняшняя ситуация в США, где средняя заработная плата (по покупательной способности) сейчас соответствует уровню 1958 года. Домохозяйства тратят на треть больше, чем получают. Печатать деньги без инфляции больше невозможно. Поэтому экономическая просадка после неизбежного кризиса будет крайне болезненной и куда более жёсткой, чем в 1930-е годы. И что им делать?
Собственно говоря, нас-то это не особо должно волновать. Точнее, в определенной степени должно, ибо англо-саксы проигрывать не умеют и в процессе внутреннего конфликта могут мир и атомными бомбами закидать – сатанисты, они на то и сатанисты. Но главное сейчас – это наши собственные проблемы, а именно – как в текущей ситуации вывернуться так, чтобы повторить опыт Византии – то есть не просто выжить при крушении метрополии (а мы сейчас являемся экономической провинцией американской экономики), но и получить возможность для развития, пусть медленного, но устойчивого?
Ответ уже практически дан в эпиграфе. Мы должны не просто вспомнить, что мы именно православные христиане (как сказано выше, Западная Римская империя к концу своего существования тоже формально была христианской), но сделать так, чтобы наша экономическая модель была построена на христианских принципах, то есть – на принципах любви. Она должна по-умолчанию предполагать, что все люди равны и имеют достойные, а главное – равные права на существование, а не делятся на «виннеров» и «лузеров», где для последних никаких прав вообще не предполагается.
Как это сделать – вопрос сложный. Я про это пишу и размышляю уже довольно давно, в том числе и в рамках Патриаршего совета «Экономика и этика», членом которого я являюсь много лет. Тему эту нужно активно вводить как в общественный, так и в политический дискурс, поскольку иначе создать рабочую экономическую модель не получится. А без неё мы сначала окажемся тем ресурсом, за счёт которого элиты США будут оттягивать свой конец, а потом будем просто погребены под тяжестью обрушения этой империи.
В заключение скажу, что рост популярности России во мире, который происходит в последнее время, связан как раз с тем, что мир этот верит, что мы – сможем! Сможем предъявить такую модель, к которой присоединиться смогут все. И в этом обманывать надежды людей нельзя. Поскольку мы, как православные, должны их всех любить!