Список разделов › Главное › Основной раздел
Всё такYella писал(а):а если не так, то что получим?
В следующей и самой большой своей работе «Тун шу» («Проникновение в Книгу [Перемен]») Чжоу Дуньи также уделяет достаточно много места теме «совершенномудрого человека». Важнейшим термином, при помощи которого Чжоу Дуньи определяет «совершенную мудрость» в «Тун шу», является «искренность» («подлинность», «истинность» – чэн) [iv] . Первый раздел «Тун шу» Чжоу Дуньи и начинает с того, что называет «искренность» основой «совершенной мудрости».
Необходимо отметить сопряженность чэн у Чжоу Дуньи с понятием космических Перемен. Текст «Тун шу» буквально наполнен ссылками на «Десять крыльев» («Ши и», классический корпус комментариев) «Книги Перемен» и прямыми цитатами из них. Поэтому читатель, знакомый с этими текстами, непременно должен был обратить внимание на то, что у Чжоу Дуньи в ряде контекстов «искренность» занимает место, в «Ши и» отведенное Переменам. Так, в «Си цы чжуани» сказано: «Перемены – это отсутствие размышлений, это недеяние». В третьем разделе «Тун шу» об «искренности» говорится как о «недеянии» («искренность – это недеяние»), а в девятом «искренность» сближается с «отсутствием размышлений» как одной из характеристик «совершенномудрого человека».
Онтологическим источником «искренности/подлинности» объявляется Цянь – одна из двух «старших» гуа, графических схем «И цзина», занимающая первую позицию в последовательности триграмм и гексаграмм, все черты-яо которой (три или шесть) являются янскими (мужскими) «"Велико начало Цянь, отсюда берут начало все вещи" – это источник чэн». Цитата из «Вэнь янь чжуани», используемая здесь, сразу вводит читателя в контекст «Книги Перемен», где Цянь выражает собой господство силы ян и символизирует Небо. Занимая первую позицию, она олицетворяет начало цикла Перемен [v] . Чжоу Дуньи, обозначая связь «искренности»-чэн с Переменами, подчеркивает, что она «устанавливается» только при начале самого процесса метаморфоз, когда «путь Цянь изменяется».
Говоря о связи чэн с Переменами, Чжоу Дуньи трактует смену четырех состояний или звеньев цикла Перемен – юань («начало»), хэн («проницание», «развитие»), ли («благоприятность»), чжэн («стойкость») – как движение, или проникновение и возвращение, «подлинности»–чэн.
Циклический характер функционирования чэн проявляется также в её связи с понятиями «покоя» (цзин) и «движения» (дун). Описание кругового хода перемен с помощью этих терминов обычно для китайской мысли. Так, в «Дао дэ цзине» возвратность (фань) Дао, приводящего все вещи в состояние покоя, является его сущностной характеристикой; циклическое движение Дао описывается при помощи терминов «дун» и «цзин». В «Си цы чжуани» покой и движение также фигурируют как проявление ритма всемирных метаморфоз. Возникновение ритма смены покоя и движения в «Тай цзи ту шо» является первым проявлением порождающего действия Великого предела, провоцирующим появление главной структурообразующей силы вселенной – бинарной оппозиции инь и ян. В «Тун шу» термины «цзин» и «дун» появляются во втором разделе, посвященном «искренности» и описывают её состояние: «В состоянии покоя [чэн] сокрыта (у), в движении [чэн] явленна (ю). Это суть высшая правильность и ясное проявление». Таким образом, основа «совершенной мудрости» – чэн – вписывает «совершенномудрого» в ритм Перемен.
Подобная вписанность в космические ритмы, упорядочивающая и самого субъекта, в Китае традиционно ассоциировалась с организацией пространства вокруг себя. Именно это всегда было ориентиром для конфуцианской мысли, начиная с самого Конфуция, чьи слова из «Лунь юя» и цитирует Чжоу Дуньи: «Если однажды преодолеешь себя и вернешься к ритуалу, то Поднебесная вернется к человечности».
Подобная тенденция обусловливает переход тематики «совершенной мудрости» и функционирования чэн в социальную сферу. Здесь «искренность» лежит в основе этических «пяти постоянств» и моральных действий: «Чэн является корнем пяти постоянств и истоком ста поступков». Пять постоянств – это «человечность» (жэнь), «долг» (и), «ритуал» (ли), «мудрость» (чжи) и «доверие» (синь), под «ста поступками» имеются в виду исключительно моральные поступки. Достижение «искренности» позволяет субъекту «не действовать (ши)», т.е. его действия приобретают естественный, спонтанный характер, не требуя мысленных или волевых усилий.
Воздействие «искренности» связано с её движением. Хотя изначальное и главное состояние чэн – это покой, закономерность динамичности вселенной в представлении китайцев обеспечивает смену покоя состоянием движения. Чжоу Дуньи в 35-м разделе «Тун шу» пишет: «Предельная искренность (чжи чэн), тогда – движение». Предельность здесь должна пониматься как пограничное состояние, позволяющее перейти объекту (в данном случае искренности) в новое качество. Так, в «Тай цзи ту шо» сказано: «Движение доходит до предела (цзи) и [наступает] покой, …покой доходит до предела (цзи) и возвращается к движению». Чжоу Дуньи цитирует слова «Чжун юн», где говорится о том, что движение – причина изменений и трансформаций. Весь этот отрывок «Чжун юн» (23-й раздел) выглядит так: «…искренность, тогда форма; форма, тогда явленность; явленность, тогда просветлённость. Просветлённость, тогда движение; движение, тогда изменения; изменения, тогда трансформации. Только предельная искренность в Поднебесной может осуществлять трансформации». Таким образом, согласно Чжоу Дуньи, переходя в состояние движения, «искренность» становится действенной.
Упорядочивающее окружающее пространство социальное воздействие «искренности», воплощённой в «совершенномудром человеке», у Чжоу Дуньи осуществляется по схеме, заимствованной из «Да сюэ». Эта модель выражает последовательность обретения субъектом способностей к «успокоению» Поднебесной. В «Да сюэ» данная последовательность представляет собой следующий ряд: «классификация вещей» – «предельное знание» – «искренние помыслы» (чэн и) – «выпрямление сердца» – «самосовершенствование» – «упорядочение отношений в семье» – «управление государством» – «успокоение Поднебесной». В 32-м разделе «Тун шу» говорится: «Управление Поднебесной имеет основу, ей называют самого человека. Управление Поднебесной имеет образец, им называют семью. Основа нуждается в начале, начало основы – это искренность сознания (синь) и только».
“Покой” и “срединность” коррелируют у Чжоу-цзы еще с одним понятием. Это - “прямота”, или “искренность” (чжэн). В какой-то мере синонимами этого понятия являются “чэн” и “синь”. Первое использовалось Чжоу-цзы в другом его трактате, “Тун шу”, а второе входит в набор “пяти постоянств” (у чан).
“Искренность” для Чжоу-цзы - это основа морали, критерий добра и зла, гармонизирующее начало. В “Тун шу” он пишет:
“Искренность есть корень совершенномудрого”;
“Совершенство - это искренность, и только!”;
“Искренность есть корень пяти постоянств, в ней источник всех поступков”4.
Человек, обретший “искренность”, не действует, побуждаемый низменными страстями, благодаря чему он хранит в своем сознании безмятежный покой: “Искренность не действует”5.
В учении об “искренности” Чжоу-цзы во многом следует традиционным представлениям. Вот что сказано в “Ли цзи”:
“Искренность - это путь неба. Приобретение искренности - это путь человека. Обладающий [полученной от неба] искренностью не затрачивает усилий, но [у него все получается так], как надо; не напрягает свой ум, но [во всем разбирается надлежащим образом] и находится в естественном единении с [правильным] путем. [Такой человек] является совершенномудрым”6.
Интересно, что в этом отрывке из конфуцианской по происхождению книги излагается, по сути, даосская доктрина “недеяния”. В следующих отрывках из этого же текста приводится еще космологическое и гносеологическое значение искренности:
“Искренность - это начало и конец [всех] вещей; без искренности вещи не [могут] существовать. Именно поэтому благородный муж высоко ценит искренность. Искренность - это не только то, посредством чего получает свое завершение человек, и на этом [ее значение исчерпывается]; с ее помощью получают свое завершение [все] вещи”7;
“Только тот, кто обладает в Поднебесной совершенной искренностью, может приводить в порядок великие принципы взаимоотношений с Поднебесной; постигать [принципы] изменения и развития неба и земли”8.
Примечательно, что в “Ли цзи” об “искренности” говорится именно в главе “Учение о середине” (“Чжун юн”). Причем сам термин “середина” употребляется там редко, да и то в самом начале главы. Термин “искренность” встречается гораздо чаще. Рассуждениям об “искренности” посвящена треть главы, и не исключено, что этим термином пользовались как неким эквивалентом “середины”.
Не все...Не каждому можно открыватьсяСкво писал(а):а почему такие люди? А почему они такие?
А никак...в обычной ситуации...если только полюбить их искренне...души начинают слышать...любая душа слышит...голова может и не понимать. А искренне и без претензий можно любить только Бога в каждом...другого не даноСкво писал(а):Как можно донести это?
А вот я убеждаюсь , что не любая. Я думаю, что только та, что способна сама на это. Что та, что может как себя, другого. А прочие - нет.tatpit писал(а):любая душа слышит
Так вот они-то и реагирует на искренность адекватно...остальные тоже слышат, но реагируют...бегут от неё...проявляться это может по-разномуСкво писал(а):Я думаю, что только та, что способна сама на это
Точна!tatpit писал(а):Так вот они-то и реагирует на искренность адекватно...остальные тоже слышат, но реагируют...бегут от неё...проявляться это может по-разному
И это точна!tatpit писал(а):И ещё в любви может быть сильна привязанность...Это уже некий вампиризм и потребительство...Горделивый же в тугом панцире...искренность там стремится к нулю..
Сейчас этот раздел просматривают: Brittany, И-Горёк и 11 гостей