Отношение к смерти может стать эволюционной развилкой людей и инфоргов
Призыв оксфордских исследователей остановить экспансию «ботов - призраков» умерших близких
Исследователи Leverhulme Centre for the Future of Intelligence Оксфордского университета пишут о потенциальных рисках бурно растущей индустрии «цифрового послесмертия» (всевозможные ИИ-чат боты: «боты скорби», «боты призраки», «клоны разума», «танатоботы» и «посмертные аватары») [1].
Риски касаются не только причинения значительного социального и психологического вреда индивидам. Речь также идет о риске обрушения основы основ культуры Homo sapiens – отношения к смерти и практик траура.
Обычай хоронить умерших появился у предков современных людей 100К+ лет назад. Это древнейший из известных нам ритуалов, кои представляют собой, своего рода, ментальный краеугольный камень эволюции социального познания людей [2].
Наступление эпохи тотальной оцифровки мира и появление генеративного ИИ, ломает ритуальные практики и даже само отношение к смерти, формировавшиеся примерно 3,5К генетических поколений.
✔️ Почему мы должны страдать от потери близких, если с помощью ИИ можно сделать их реконструированные цифровые личности, сохраняющие их внешность, голос, свойства личности и характера, поведенческие черты и т.д.?
✔️ Всем будет только хорошо, если умершая бабушка продолжит читать сказки на ночь у постели любимого внука. А умерший отец, по-прежнему, останется душой семейных праздничных застолий, на которых собираются все члены большой и дружной семьи. Или неизлечимо больная женщина, оставит после себя свою цифровую реплику, озвучиваемую ИИ-чатботом, чтобы помочь восьмилетнему сыну пережить горе …
Грядущая кардинальная трансформация культурных, экономических и социальных аспектов «цифрового послесмертия» («посмертное информационное тело», «принцип человеческого достоинства», «монетизация цифровой загробной жизни», «практики цифрового траура», «RIP-троллинг») была подробно описана еще в 2017 в работе зачинателей этого направления в Лаборатории цифровой этики Оксфордского университета К. Омана и Л. Флориди «Политическая экономия смерти в век информации: Критический подход к цифровой индустрии послесмертия» [3].
Революция генеративного ИИ дала колоссальный импульс этому направлению бизнеса. И уже к концу прошлого года, возникла «жуткая новая индустрия цифровой загробной жизни» [4, 5].
Единственным сдерживающим фактором остается то, что многие все еще находят идею посмертных аватаров довольно жуткой.
Сохранится ли в обществе такой скептицизм — открытый вопрос. Ведь большинство тех, кто сейчас относится к цифровому послесмертию отрицательно, принадлежат к старшему поколению. Ведь их жизнь не настолько оцифрована, как у цифровых сетевых аборигенов - инфоргов, проводящих в «он-лайфе» больше времени, чем во сне. А когда новое поколение альфа-инфоргов (инфоргов от рождения) подрастёт [6], концепция цифрового послесмертия может найти большее признание и, возможно, даже стать частью траурных практик, взамен посещения могил или хранение фотографий умерших (подробней см. проект «Этика, закон и безопасность в цифровой загробной жизни (Edilife)» [7].
В заключение.
Сапиенсов и неандертальцев объединял, возможно, единственный, но первостепенный фактор социального познания людей – ритуальное захоронение умерших.
Вполне возможно, что у другой пары Хомо – сапиенсов и инфоргов – тот же самый фактор сыграет роль стрелки на их расходящихся эволюционных путях.
Сергей Карелов
Добавлено спустя 2 минуты 8 секунд:недавно наткнулась на эту же тему в интервью Светланы Адоньевой
Ритуалы — это машина по производству социального порядка. Социальный порядок и ритуалы крестьянской жизни намеренно были поломаны в 1930-е годы, чтобы сконструировать и осуществлять уже советский порядок: календарные праздники мужчин и женщин, те же свадьбы в ЗАГСах с караваями. Что-то не удалось сломать, например отношение к смерти: как на Троицу собирались с едой на кладбищах, так и собираются.
https://www.sobaka.ru/entertainment/books/183619? ... 70rI_aem_ZmFrZWR1bW15MTZieXRlc